Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Глагол, обобщение изученного. На уроке обощаются изученные знания о данной части речи. Развивается речь учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx62.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс.

Тема: «Глагол, обобщение изученного»

Цели:

1. Обобщить знания о глаголе

2. Учить изменять глагол по временам, числам, лицам

3. Развивать речь учащихся.

Оборудование:

  компьтер, илюстрация с изображением весны, плакаты со стихами о глаголе.

Ход урока:

        1. Организационный момент (определение готовности к уроку)

        2. Актуализация темы( вступительное слово учителя)

        С раннего детсва до глубокой старости жизнь человека связана с языком, родной речью. Ещё не умея говорить, ребёнок слышит мамины песни или бабушкины сказки. Подрастая, он учится говорить , думать , мечтать, читать, общаться. Всё это наша речь.

Если представить себе речь в виде огромной страны, то слова-жители этой страны, части речи.

        Какими могут быть части речи?(служебными и самостоятельными)

        Назовите части речи.

Посмотрите диалог и попробуйте определить, какя часть речи будет главным героем урока.

        Диалог.

 1 ученик. Что вы больше всего любите?

 2 ученик. Люблю действовать.

 1 ученик. Что вы больше всего не любите?

 2 ученик. не люблю предлоги и частицу «НЕ»

Учитель. Определите тему урока.

        Сегодня на уроке мы будем обобщать знания о глаголе. Начнём урок с чистописания. (Г, Гг, гл, го, глагол)

 

Учитель. Открываю на доске 1 запись. (ГЛАГОЛ ЭТО …)

Ответы детей.  Продолжают фразу .

Часть речи которая отвечает на вопросы (что делает? что сделает?)

Учитель. Почему эта часть речи так называется? В толовом словаре В.Даля в переводе с латинского ГЛАГОЛ означает слово «РЕЧЬ».

        Дети читают стихи написанные на доске.

Что без него предметы?

Лишь названья

А он придёт, всё в действие приходит:

Летит ракета, люди строят здания,

И каждый человек свой путь находит.

        ЗАДАНИЕ.

Назовите глаголы в тексте. Как вы определили, что это глагол. (По вопросу)

На какие вопросы отвечают глаголы в тексте?

Учитель. На доске открываю 2 запись.

Продолжите её. ГЛАГОЛ обозначает…( действие предмета).

Выпишите глаголы из текста. Почему глаголы отвечают на разные вопросы?(они могут стоять в разных формах)

Определи время глаголов.

ЗАДАНИЕ.

Составь предложение из слов.(год, весенний, день, кормит) Рассмотри иллюстрацию на доске. Прочитай слова написанные на доске. Составь из слов предложения. Что такое предложение?(Группа слов связанная между собой по смыслу. Измени порядок слов , чтобы получилось предложение и прочитай его(Весенний день год кормит). То это за предложение? Объясни смысл этой пословицы. Выполни грамматический разбор предложения и определи части речи. КАКИМ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛ?

Учитель. На доске открываю следующую запись.

         В предложении глагол является?(сказуемым) В какой форме стоит глагол КОРМИТ?( настоящее время, ед. число, 3 лицо)

Учитель. Открываем следующую запись.

        Глагол изменяется(По временам, числам, лицам)

        ЗАДАНИЕ.

Морфологический разбор глагола КОРМИТ. Один ученик у доски , остальные в тетрадях. КОРМИТ- Гл; ( вопрос, что делает?); н.ф., кормить, наст. вр.; ед.ч.; 3 л; сказуемое.

         ФИЗМИНУТКА.

 Для чего в речи нужны глаголы?

        Они делают её красивой , правильной , образной.

На столах у детей лежат тексты стихотворения И.Токмаковой. Работа в парах.

         ПРОЧИТАТЙТЕ СТИХИ, НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ГЛАГОЛЫ.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Беседа по содержанию текста.

        О чём эти стихи? Какой образ нарисовала автор в своём стихотворении.

Представьте себя художниками. Как бы вы изобразили весну , прочитав эти стихи?

Какой литературный приём использует автор(Олицетворение). Спишите текст. Определите лицо и число глаголов.

         Выполни задание из электронного приложения.

        Глаголы не всегда употребляются в прямом смысле. Прочитатйте запись на доске, найдите глаголы, объясните их значения.

За столом сказала мать: Хватит языком болтать,

А сынишка осторожно: А болтать ногами можно?

        Подбери синонимы к глаголу болтать.(Болтать языком- говорить, Болтать ногами-двигать)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Работа по учебнику. Упражнение № 210. Письмо по памяти.

        Знакомство с новым словарным словом.

Квартира.

        Подбери однокоренные слова.(Квартирка, квартирант, квартируюсь, расквартировать) Запиши их, подчеркни глаголы.

Как выдумаете какой глагол чаще всего употребляется в речи?(говорить)

Измени форму глагола по временам.(Говорить- говорю, говорил, буду говорить, заговорю)

         Фонетический разбор глагола МОЧЬ.

Если бы мы представили себе глагол в виде дерева весной, где каждый лист означает знания о глаголе, то заметили бы что не все листья распустились. О чём это говорит? (Мы ещё не всё знаем об этой части речи и будем продлжать с ней знакомиться)

        Итог урока.

        Что повторяли о глаголе? Домашнее задание : с. 117 упр. 207.

Пожелания всем учащимся.

Любите русский годы кряду

С душой ,с усердием, с умом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом.

В качества доп. материала можно использовать задания из электронного приложения.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...