Слова с удвоенными согласными
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лукьянова Татьяна Анатольевна

Урок  открытия новых знаний. УМК "Школа России". Учебник В.П. Канакина "Русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: познакомить с правописанием слов  с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

Предметные: слышать и правильно обозначать  слова с удвоенными согласными на письме.

Личностные: аргументировано отвечать и доказывать свое мнение;

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

Познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

• слушать и понимать речь других;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: 1. Формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух.
2. Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения.
3. Совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока:

I.  Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка.

СЛ.1. Вы пришли сюда … (учиться).

Не лениться … (а трудиться).

Работать как? … (старательно)

А слушать как? … (внимательно)

  • А вы сегодня улыбались?
  • Подарите улыбку друг другу.
  • Какое волшебство может совершить улыбка? (поднять настроение).
  • Для чего необходимо хорошее настроение на уроке? (чтобы хорошо работалось, интереснее было получать знания)
  • Зачем нужны знания? (Чтобы быть умным, образованным.)

Чтобы нам интереснее было работать на уроке русского языка  мы, представим себя пчелками.

II. Чистописание.  

Игра  «Соберём улей»

- Пчёлы – это насекомые, которые живут большими и дружными семьями в специальных домиках - ульях.  Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво (Сл.2-3)

На экране: лл жж кк бб мм.

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные)

- Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

- Расположите буквы в алфавитном порядке бб жж кк лл мм нн пп СС 

-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки.

-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

- Найдите лучшую пару букв, подчеркните их  карандашом.

-Вы  довольны своей  работой? На полях поставьте улыбочку.

III.  Работа по теме урока.                                                                                                                                       

1.  Наблюдение за  удвоенным согласным (фронтальная работа)

 (Сл.5-8)

  1. Во мне два Ка, не забывайте! 

Таким, как я, всегда бывайте! 

Я точный, чистый и опрятный, 

Иным же словом ...(аккуратный)

  1. Проста загадка и легка                                                                                                                  

 Пишусь всегда через два «ка»                                                                                                                        И мяч, и шайбу клюшкой бей,                                                                                                                       А называюсь я…      (хоккей).

3. В магазин с сестрой ходили,                                                                                                                   Всё, что надо, там купили.                                                                                                                                 За батон, бутылку кваса                                                                                                                       Деньги заплатили в…  (кассу).

  4. Он на вокзале есть всегда,                                                                                                                                К нему подходят поезда,                                                                                                                          Двойное «эр» содержит он                                                                                                                          

И называется….    (перрон).

Какую закономерность вы заметили?  Все слова-отгадки имеют удвоенный согласный.  

2.  Самоопределение к деятельности  (Сл.9)

-Значит сегодня на уроке мы будем работать с какими словами? (Со словами, которые имеют удвоенный согласный).

- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?                                                                                         - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

- Откройте учебник на стр. 117.                                                                                                                        - Объясните значение слова «удвоенные».   (Две одинаковые буквы рядом)

3. Постановка цели и задач урока.  (Сл.10-13)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
  • Научиться…правильно, писать эти слова

А еще мы научимся  переносить  слова с удвоенной согласной с одной строки на другую.

Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше таких слов.

4. Работа по учебнику.

-Пчёлы делают полезную работу. Они опыляют растения, собирая  нектар.   Итак, пчёлки, в путь – собирать с  цветов нектар.

(Дети по очереди  у доски читают на цветах   слово и объясняют его лексическое значение)

Класс  - кабинет или группа обучающихся                                                                     

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Грипп - заболевание

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

Доллар – денежная единица США.

Шоссе – проезжая часть

Аппетит – желание есть.

Упр. 188

-За лето пчелы  делают разную работу очень аккуратно и исправно. И перед вами стоит задача  – собрать  запасы на зиму.

(Письмо с комментированием).

- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.                                                                                   (Взаимопроверка).  

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и поставьте улыбочку на полях.                                                                               

 - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?                                  ( Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)

5. Работа со словарным словом

- Пчелы работают  только в ясный солнечный  день. А наше солнышко спряталось за тучку. Нам нужно, чтобы солнышко выглянуло из-за тучки. Для этого прочитайте правило на стр. 117.

- Значит, это орфограмма, какая? (удвоенные согласные)

-Итак, как поступать со словами с удвоенными согласными? (Запомнить или проверить по словарю)

- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

- Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

- Класс, Россия, русский, суббота.

- С каким словом мы сегодня поработаем? Помогли солнышку выйти из-за тучки.

- Суббота. (Разместить слово на доске вместе с  солнышком)

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.                                                                    – Разделим слово СУББОТА по слогам

Суб|бо|та  – 3 слога.

Составим предложение со словом СУББОТА.

Кто запомнил написание слова СУББОТА,  поставьте улыбочку на полях.

6. Физкультминутка

-Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. Эти пчелы  довольно грозные -  чужих не запустят.  (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети хлопают в ладоши 1 раз, если встречается слово с  удвоенным согласным,  дети хлопают над головой 2 раза.)  Сумма, сумка, теннис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, алле, суббота, хоккей.                 

7. Закрепление изученного материала.

1) Работа с компьютером  «Помоги гномикам» (Сл.20)

2) Работа в группах:  игра “Собери листочки”   (Сл.21)

Карточки со слогами:

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

тон

кей

рон

па

нис

на

са

ма

се

сказ

- Расположите  слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах (на карточках).

- На что похоже, когда мы расположили слоги на двойных листочках? (на перенос слов с одной строки на другую)

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим).

3)Работа у доски.  Упр. 189   (1 человек работает у доски).

Для этого вспомним как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

Проверьте написание слов и если вы довольны своей работой поставьте улыбочку на полях.                                                                 

8. Рефлексия учебной деятельности.  (Сл.23) 

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.  

Познакомиться… (со словами с удвоенной согласной)

- Какие слова вы запомнили?

 Научиться…  (писать эти слова и переносить их с одной строки на другую).                                                                              

- Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.                        

 -Справились ли мы с задачей, которую ставили себе в начале урока?

- Посчитайте улыбочки на полях. И поставьте в конце упражнения  число, которое у вас получилось.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Домашнее задание. Упр.190.

На память   вам достается  маленькая  сота  с медом. На обратной стороне которой  записано   дополнительное домашнее задание (проиллюстрируйте  одно слово).

В конце трудного дня пчелки возвращаются домой к себе в улей. У каждого из вас на столе «пчёлка». Если вам все было понятно,  и урок вам понравился,  прикрепите на доску пчелку, которая летит к улью. 

-За лето пчелы  делают разную работу очень аккуратно и исправно. И перед вами стоит задача  – собрать  запасы на зиму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слова с удвоенными согласными Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №7» город Киров Калужской области Лукьянова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Мы пришли сюда … Не лениться, а … Работать как? … А слушать как? ...

Слайд 3

Расставьте буквы в алфавитном порядке лл жж кк бб мм

Слайд 4

бб жж кк лл мм

Слайд 5

Во мне два К не забывайте! Таким как я всегда бывайте Я точный чистый и опрятный Иным же словом… А КК УРАТНЫЙ

Слайд 6

Проста загадка и легка Пишусь всегда через два К И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… ХО КК ЕЙ

Слайд 7

Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное Р содержит он И называется…. ПЕ РР ОН

Слайд 8

В магазин с сестрой ходили, Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в… КА СС А

Слайд 9

Слова с удвоенными согласными

Слайд 10

Познакомиться…

Слайд 11

Познакомиться… с правилом написания слов с удвоенной согласной

Слайд 12

Познакомиться… С правилом написания слов с удвоенной согласной Научиться…

Слайд 13

Познакомиться… С правилом написания слов с удвоенной согласной Научиться… Правильно писать эти слова

Слайд 14

Су бб ота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

" Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов судвоенными согласными"

Русский яык 3классТема урока" Слова с удвоенными согласными. Правила переноса слов с удвоенными согласными "...

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Перенос слов с удвоенной согласной"

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Правила переноса с удвоенной согласной"....

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Перенос слов с удвоенной согласной"

Конспект урока 2класс "Удвоенная согласная.Правила переноса с удвоенной согласной"....

Урок русского языка в 1 классе по теме «Слова с удвоенной согласной. Перенос слов с удвоенной согласной»

Очень важно правильно писать слова с удвоенной согласной буквой. Если вы напишете в таком слове только одну согласную букву, то значение слова может измениться или потеряться. Большинство слов с ...