Конспект урока по русскому языку 2 класс Школа России «Согласный звук [Й] и буква Й краткое»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Герасименко Анна Ивановна

Цель урока:  Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’];

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Учитель:

Герасименко Анна Ивановна

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Согласный звук [Й] и  буква Й краткое»  

Цель урока

Познакомить  учащихся с особенностями согласного звука [Й’];

Учебные задачи

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

  • Уточнить представления  учащихся о согласном звуке [Й’];
  • Различать согласный  звук [[Й’] и гласный звук [И], а также слоги, в которых есть звук [Й’];
  • Различать способы обозначения согласного звука [Й’] буквами на письме
  • формировать опыт звуко - буквенного анализа слов со звуком [й’] и буквой й  .
  • формировать орфографическую зоркость;

- метапредметных результатов:

  • Формировать умение анализировать, обобщать материал
  • формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности;
  •  формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации

- личностных результатов:

  • формировать ценностное отношение к русскому языку;
  •  воспитывать доброжелательность, терпимость;
  • развивать навыки сотрудничества во время работы в статичных парах.

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 2 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, смайлики

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 - Начинаем урок русского языка.

- Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости. Давайте дружно их поприветствуем.

Проявляют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний по ранее изученным темам.

Освоение нового материала.

Комментированное письмо

Тренировочные упражнения

Физминутка.

Первичное закрепление нового материала
(
работа с учебником)

Развтите речи

(конструирование предложения)

Работа в парах

Проверка работы

Словарная работа

Знакомство с новым словарным словом

Итог урока.

Д. з.

Рефлексия

   

1. Словарная работа.

-Кто из вас любит ходить в гости? А кто любит принимать гостей?

-К нам сегодня на урок

Из леса прискакал зверёк.

Он пушистый, длинноухий,

Хвост его - комочек пуха.

Кто же это, угадай-ка.

Ну, конечно, это…(зайка).

- Молодцы, ребята, угадали. Зайка сегодня будет нашим гостем на уроке. Он хочет увидеть как вы

занимаетесь. Угадайте слово,  которое загадал зайка.

1.Первая буква стоит в алфавите между буквами Т и Ф (У)

2.Дальше первый слог в слове Родина

3.Следом идёт второй слог слова кожа

4.Буква, которая обозначает непарный звонкий, всегда мягкий звук. (й) (Урожай) 

- Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

- Отгадывают загадку.

Отгадывают словарное слово и записывают его в тетрадь. Подчёркивают безударную гласную с лове и ставят ударение.

Познавательные УУД

Учатся   определять орфограммы, осуществлять решение учебной задачи

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД

Учатся строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Самоопределе-

ние  

к деятельности

Построил наш Зайка себе новый,  красивый дом.  

- Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой.  Почему, давайте вместе разберёмся.

Да, действительно, зайка перепутал букву и с буквой. Давайте поможем исправить эту ошибку.

- Послушайте вот какую историю.

Жила- была буква и, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным  буквам. Хоть и ушла, но  дружит она с гласными, приходит к ним.

- Ребята, вы догадались, какова тема нашего урока?

-Является ли эта тема совершенно новой для нас?

-Да, мы уточним некоторые сведения по этой теме.

- Внимательно слушают задание учителя и ищут ошибки допущенные зайкой в этом задании.

- Называют  тему урока. И вспоминают, что уже знают по  этой теме.

Познавательные УУД

Учатся находить и определять орфограммы.

развивать умение формировать учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя, умение в выборе оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные УУД

Учатся контролировать в форме сличения действительности  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона..

Коммуникативные УУД

Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.

Работа по теме урока

-Какой звук мы произносим в слове Зайка?

- Дайте ему характеристику.

- Какой буквой мы обозначаем звук[Й']?

-   А Зайка какую букву написал?

- Какой звук мы обозначаем буквой И? 

Теперь Зайка дружит с буквой Й  краткое и звуком [Й'].

Они часто играют со звуком  в прятки.

Оказывается,  звук-то не простой.

Он часто надевает на себя шапку-невидимку.

Давайте вспомним за какими буквами может прятаться звук Й

-Так за какими буквами может скрываться звук [Й']? по щелчку появятся буквы Ё, Я, Е, Ю

- А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука?

Вывод:  звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных.

Дети называют букыв е, ё, Ю, Я. И повторяют в каких случаях они дают два звука.

Познавательные УУД

Учатся анализировать учебный материал, производить  звуко -буквенный  разбор слов

Коммуникативные УУД

Учатся строить

доказательство правильности выполнения задания,

излагать мысль чётко и ясно.

На доске появятся буквы Ё, Я, Е, Ю

- А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука?

Вывод:  звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных.

- Приведите пример слов,  в которых эти буквы дают 2 звука.

Делают вывод, когда  буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука.

Подбирают слова, в которых буквы е, ё, ю, я дают 2 звука.

Регулятивные:

 - умение анализировать, действовать по плану,

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения

Физминутка

Очень ловко скачут зайки-

Раз, два, три, раз, два, три,

Скачут, скачут на лужайке-

Посмотри, посмотри!

Вот присели, встали – сели,

Вправо – влево поглядели.

А потом они опять

Дружно начали скакать.

Вправо – влево поглядели

И за парты тихо сели.

Выполняют упражнения по тексту с проговариванием

Первичное закрепление нового материала
(
работа с учебником)

-Откройте учебник  Стр. 114. Упр.183.

- Прочитайте стихотворение.

- Прочитайте стихотворение медленно, и скажите в каких словах есть звук (й) (Иней, Ели).

- Какими буквами обозначен звук й?

- Повторим хором стихотворение.

- Кто запомнил и повторит устно?

- Посмотрите ещё разок, на знаки препинания и автора строк. Прочитайте последний раз и закройте учебники. Будем писать по памяти.

- Обменяйтесь тетрадями. Откройте учебник и проверьте написанное простым карандашом. Оцените друг друга на полях (! +  -)

Пишут стихотворение по памяти.

Регулятивные:

 - умение анализировать, рассуждать, доказывать,

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, сверяя с эталоном

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

 развитие умения соединять теоретический материал с

Работа  с электронным приложением к учебнику.

- А следующее упражнение мы с вами выполним  вместе по электронному приложению. Это упражнение 184. Внимание на экран.

- Смотрите, мы с вами справились с этим заданием здорово. Давайте поищем в каких словах, буква й-краткое,  спряталась за другие буквы.

Дети  выполняют задание по электронному приложению за своими столами  в компьютерах  вставляют нужную букву.

Дети перечисляют слова в которых буква й-краткое стоит в буквах е, ё, ю, я. (яблоко, маяк, заяц, ёжик, юбилей, поездка)

практической деятельностью Личностные:

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи

Коммуникативные:

- планирован ие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью соответствии с задачами и условиями коммуникации.

выражать свои мысли

Работа в парах

- Ребята, Зайка так доволен вашей работой. Он  положил вам на парту конвертик. В нём у вас на столе лежат слова с буквой й-краткое. Но вот беда, дул сильный ветер, эти слова рассыпались на части. Помогите зайке собрать слова из частей. Каждая парта собирает столько слов, сколько возможно составить из этих частей.

Дети выполняют задание и собирают слова из частей.

(Части: Не  знай ка  строй  му  ра  вей  лей  чай   май   слу   шай   те  ник)

Коммуникативные УУД

Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

Личностные УУД

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Познавательные УУД

Учатся конструировать слова согласно заданной теме.

Регулятивные УУД

Учатся осуществлять совместный контроль,

Проверка  работы

Проверим работы. Одна пара читает своё слово. А остальные ищут у себя такое же слово. Следующая парта читает своё слово, а остальные ищут у себя такое же.

Проверяют работу.

Итог урока

- А  теперь Зайке пора   отправляться в другую школу, там тоже дети знакомятся со звуком [Й'].

Давайте проводим зайку и подведём итог урока.

Продолжите фразу

Я научился…..

Я умею…..

Мне было трудно….

Мне понравилось…..

Дети подводят итог урока работая по опорной таблице вопросов.

проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Домашнее задание

- Ребята, дома вы поработаете в учебнике на с. 115 и выполните там упражнение 185.

Дети записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено,

 осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

Проверка усвоения учебного материала, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Рефлексия

 Что бы немного закрепить тему нашего урока, давайте немного поиграем. Сейчас я буду называть слова. А вы приготовьте ладоши. Когда в слове вы услышите звук й то хлопните в ладоши. Если в слове нет такого звука, то сидим тихонечко.

Давайте оценим вашу работу на уроке. Поднимите руки те, кто сегодня много отвечал и не допускал в работе ошибок. Да, я согласна за урок 5 я ставлю…..

Поднимите руки те, дети, которые хорошо работали но допускали в работе ошибки.

Да, вам нужно немножечко потренироваться чтобы получить 5, а пока я ставлю вам 4.

- Поднимите руки те, кому было трудно выполнять задания урока.

Ничего страшного, вы потренируетесь и в следующий раз у вас всё получится.

- Всем спасибо за урок. Урок окончен.

Учитель читает слова, а ребята хлопают в ладоши, как только услышат звук й.

Майка, ёлка, пила, топор, юла, радуга, яблоко, качели, каравай, май.

Учитель помогает детям правильно оценить свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У Р О ЖА Й Словарная работа

Слайд 3

З А И К А

Слайд 4

З А Й К А

Слайд 5

и

Слайд 6

Согласный звук [ й '], буква Й - краткое

Слайд 7

й Согласный Звонкий Мягкий и и Гласный Й й И и

Слайд 8

За какими буквами скрывается звук[Й ' ] ? Я Е Ё Ю

Слайд 9

183 115

Слайд 10

м… лина а м…роз о л.. гушка я сн …гирь е за… ц я

Слайд 11

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм

Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на п...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...