урок русского языка. Род имен существительных
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Автономова Наталья Евгеньевна

представлен конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл род имен существительных28.33 КБ
Office presentation icon k_uroku_1_rod_moy.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имён существительных

Цель: учить определять род имён существительных.

Формирование УУД.

      Личностные:

 -признавать важность учебы и познавания нового, понимать ,зачем выполнять те или иные учебные действия.

    Регулятивные:

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

-вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками.

    Познавательные:

-делать выводы на основе обобщения, определять последовательность действий для решения предметных задач.

Коммуникативные:

-подтверждать аргументы фактами;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

- О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

-Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

III. Актуализация знаний

  1. Словарная работа

-Замени одним словом.    Сл.1

- Плод яблони.      яблоко

- Мебель для сна.  кровать

- Помещение, в котором ведут торговлю.   магазин

- Железнодорожный подземный транспорт.   метро

- Седьмой день недели.   воскресенье

- Командная игра на льду.   хоккей

- Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном.  тарелка

2.Предложение.

-Найти ошибки, списать правильно.

Сл.2 Дул халодный  ветир.        Сл.3 Дул холодный ветер.4

3.Блиц – опрос. Продолжить предложение.  Сл.4

1.Имя существительное – это…                                          часть речи

2.Имя существительное обозначает…                                предмет

3.   Имя существительное отвечает на вопросы…                кто? что?

4.   Имя существительное  в предложении может быть…   подл., второст. член

5.   Постоянный признак имени существительного…          одушев – неодушев, собст- нариц

6.   Непостоянный признак имени существительного…      число

IV. Самоопределение к деятельности

-Прочитайте имена существительные.  Сл.5

дом, весна, окно, клей, папка, добро.

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение.

- Сколько столбиков у вас получилось? (Три).

—  Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, Мой.

Это имена существительные мужского рода. (Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода.) Сл.6

Он мой – м. р.

Она моя – ж. р.

 Оно моё – ср. р.

- Какова же тема сегодняшнего урока?

Сл.7  Тема урока «Род имён существительных».

2. Сказка Как род появился у имени  существительных

В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неопределёнными – среднего рода.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Работа с правилом. Учебник, с. 19.

 

Прочитайте правило самостоятельно.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

- Какие слова можно подставить к словам женского рода?

- Какие слова можно подставить к словам среднего рода?

Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.

-Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.  Сл.8

Женский род запомню я и скажу «она моя».            

 И запомню род мужской, и опять скажу «он мой».     

Средний род – «оно моё» - это правило моё.  

   

– Как определить род имён   существительных?  Сл.9

-Определить род словарных слов.

2.Упр. 39 (с. 25). У доски

—  Прочитайте слова. Разделите их на три группы.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением он. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением она. Назовите род этих имён существительных.

—  Прочитайте слова, которые можно заменить местоимением оно. Назовите род этих имён существительных.

Упр.41 (с. 26).

—  Прочитайте пары слов.

—  Сравните слова. Чем они похожи? Чем отличаются?

—  Выполните задания.

(Проверка.Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)

VI. Физкультминутка   Сл.10

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

VII. Осмысление и обобщение полученных знаний.

  1. Работа по группам.   Сл.11

1 группа: надписать род имён сущ.

Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.

2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.

3 группа: определить род имён существительных.

Пример: овёс – м. р понедельник

Рассказ, вторник, отец, доска, басня, тыква, задача, сестра, пение, задание, молоко.

Запомните     Сл.12       Сл,13, 14, 15

2.Упр. 42 (с. 26).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают имена существительные и называют их род.)

VIII. Рефлексия

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.         -Определить род слов – отгадок.

1.Михаил играл в футбол                              

И забил в ворота…      гол

2. Как зовут меня, скажи,

5. Двор в снегу. Белы дома

Ночью к нам пришла…   зим

6.Над котом кружилась муха

Часто прячусь я во ржи.

   Навострил Василий….ухо

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…             василёк

 3. С пальмы вниз, на пальму снова,

7. Кто любит по ветвям носиться?    

Конечно рыжая…   белка

Ловко прыгает…..     обезьяна

4. Зиму спит в берлоге он

Косолапый, бурый….   медведь

IX. Подведение итогов урока

—  Как определить род имени существительного?

ИГРА «Верю — не верю»   Сл.16

Домашнее задание     Сл.17

1 гр- с.26, упр. 42          2 гр- с. 27. Упр. 43



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.ПЛОД ЯБЛОНИ. 2.МЕБЕЛЬ ДЛЯ СНА. 3.ПОМЕЩЕНИЕ, В КОТОРОМ ВЕДУТ ТОРГОВЛЮ, НАПРИМЕР, «ПЯТЁРОЧКА» 4.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ. 5.СЕДЬМОЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ. 6.КОМАНДНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ С КЛЮШКОЙ И ШАЙБОЙ. 7.СТОЛОВАЯ ПОСУДА КРУГЛОЙ ФОРМЫ С ПРИПОДНЯТЫМИ КРАЯМИ И ПЛОСКИМ ДНОМ, НАЛИВАЕМ В НЕЁ СУП.

Слайд 2

ПРОВЕРКА Ябл о ко Кр о вать М а г а зин М е тро В о скр е сен ье Х окк ей Т а релка

Слайд 3

-НАЙТИ ОШИБКИ, СПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО. Дул халодный ветир.

Слайд 4

РАЗБЕРИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Дул холодный ветер.

Слайд 5

БЛИЦ – ОПРОС. ПРОДОЛЖИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 1.Имя существительное – это… 2.Имя существительное обозначает… 3. Имя существительное отвечает на вопросы… 4. Имя существительное в предложении может быть… 5. Постоянный признак имени существительного… 6. Непостоянный признак имени существительного…

Слайд 6

-ПРОЧИТАЙТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. дом, весна, окно, клей, папка, добро.

Слайд 7

М. Р. Ж. Р. СР. Р. Дом весна окно клей папка добро

Слайд 8

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд 9

ВОПРОСЫ Как определить род имён существительных? Сколько родов имён существительных? У всех ли существительных можно определить род? Изменяются ли существительные по родам?

Слайд 10

Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он - мой». Средний род – оно, моё! Это правило твоё!

Слайд 11

М. р. род Ср. р. Ж.р. мой он моя она моё оно

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА М. р. – поднимаем руки вверх. Ж. р. – хлопаем, Ср. р. – приседаем.

Слайд 13

РАБОТА ПО ГРУППАМ. 1 группа: списать и надписать род имён сущ. упр.2 стр. 5 2 группа: выписать из словаря 3 слова мужского, женского и среднего рода. 3 группа: найти имена существительные мужского рода, выписать. 4 группа: упр.3 стр.5 выписать имена существительные мужского рода 5 группа: найти имена существительные женского рода, выписать. 6 группа: найти имена существительные среднего рода, выписать. 7 группа: упр.3 стр.5 выписать имена существительные женского и среднего рода

Слайд 14

ПРОВЕРКА Поговорка цветочек, пословица – ягодка. Голова всему начало. _ ___: к __ пуста, м __ лина, к __ рзина, м ___ рковь, пш __ ница; ___: в __ робей, __ гурец, г __ рох, к __ ртофель, ов __ щ, пом __ дор; __ _: р __ стение, ябл __ ко, расст _ яние Группа №1 Группа №4, 7

Слайд 15

ПРОВЕРКА ж.р. М.р. Поговорка цветочек, ж.р. Ж.р. пословица – ягодка. ж.р. Ср.р. Голова всему начало. _ Ж.р.___: к А пуста, м А лина, к О рзина, м О рковь, пш Е ница; М.р._: в О робей, о гурец, г О рох, к А ртофель, ов О щ, пом И дор; _ Ср.р._: р А стение, ябл О ко, расст О яние Группа №1 Группа №4, 7

Слайд 16

ПРОВЕРКА Каникулы Памятник Группа Декабрь Растение Животное Запад Капуста Расстояние Картина Воскресенье Ворона чернила капитан малина щи пенал учитель ребята чувство яблоко помидор ромашка серебро сирень хлопоты

Слайд 17

ВЫВОД Во множественном числе род имён существительных не определяется!

Слайд 18

ЗАПОМНИТЕ Имя существительное имеет род: - мужской - женский - средний

Слайд 19

По родам существительные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ Каждое существительное может быть только мужского , женского или среднего рода

Слайд 20

ЗАПОМНИ!!! Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода . Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода .

Слайд 21

ОБЩИЙ РОД Иногда невозможно разобрать, о ком говорят, о мальчике или девочке: Рёва, плакса, соня, забияка, замарашка, непоседа… Ваня – непоседа и Таня – непосед а. В таком случае говорят, что существительное общего рода .

Слайд 22

Имена существительные изменяются по числам да Имена существительные изменяются по родам нет Имена существительные имеют род да На число и род имен существительных указывает приставка нет Новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни да Верю — не верю

Слайд 23

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 гр.- с.26, упр. 42 2 гр. - с. 27. Упр. 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....

Урок русского языка.Склонение имен существительных.

Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....

Урок русского языка "Склонения имен существительных"

Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....