Урок русского языка . Имена собственные и нарицательные.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему

Технологическая карта по русскому языку.

Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_19.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Дата:19.01.2017

Школа: Школа №85

Класс: 2 А

Учитель: Нуйкина Елена Михайловна

Тип урока: изучение нового материала

Тема урока

Имена собственные и нарицательные.

Цель

Сформировать умения определять какие имена относятся к собственным, а какие к нарицательным

Задачи

Образовательная:

Познакомить с понятиями имена собственные; имена нарицательные.

Сформировать умение различать имена собственные и имена нарицательные

Развивающая:

Развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, развивать речь учащихся, фонематический слух.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, аккуратности, усидчивости, дисциплины;

Воспитывать познавательный интерес к предмету русского языка.

Планируемые

результаты

Предметные результаты:

Знать имена собственные;

Знать имена нарицательные;

Уметь их различать;

Метапредметные результаты:

Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе; вырабатывают адекватную позитивную самооценку, расширяют познавательные интересы.

Познавательные УУД: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам; использовать знаково - символические средства для решения учебной задачи, находят ответы на вопросы в учебном тексте, таблице, схеме.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение, умение контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Основные

понятия

Имена собственные, имена нарицательные

Межпредметные

связи

Литература, окружающий мир

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, таблицы; слайдовая презентация

Ход урока

Задачи этапа урока (вида работ)

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

1.Организационный этап

Задачи:

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Ребята! Сегодня я пришла к вам с очень хорошим настроением. А также мне очень интересно, с каким же настроением вы пришли на урок.

У кого настроение отличное похлопайте в ладоши, у кого настроение хорошее, потопайте ногами, а у кого оно совсем плохое, пожмите плечиками.

Хорошо ребята, у кого сегодня плохое настроение, мы его поднимем!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Учатся осознанно выполнять заданные правила взаимодействия.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе.

5 мин

2.Сообщение темы и постановка задач урока

Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке; Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Сегодня на уроке мы будем проходить  увлекательную тему!

-Будем выполнять разные задания, и применять данные орфографические правила.

-Откройте, пожалуйста, свои тетрадочки.(2 клеточки вниз, посерединке пишем..)

-Сегодня у нас девятнадцатое января.

-Классная работа. (Орфограмма- удвоенная с).

-Минутка чистописания.

-Прописываем одну строчку (слово - город).

-А теперь, мы с вами выполним словарную работу.

А теперь работаем в парах. Слушайте загадки, отгадку запишите и орфограмму

докажите. 

а)  Кто зимой холодной 

Ходит злой, голодный. (слайд №8) (волк  волки)

б) Шел долговяз  

В сыру землю увяз. (слайд №9)( дождь  дожди) 

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (слайд №10) ( еж – ежи) 

г)  Сам алый сахарный, 

Кафтан зеленый, бархатный. (слайд №11) (арбуз- арбузы)

Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м-дведь, м_док, з_ яц, зв_рек, с_бака.

- Чтобы определить тему нашего урока, послушайте стихотворение и закончите стихотворение:

Есть у вас
И у меня,

Есть у кошки
И коня,

У свиньи и поросёнка,

У коровы и телёнка...
Лишь у нашего щенка,
Нету … пока!

- Какое слово было пропущено в стихотворении?

- Это стихотворение написал Михаил Пляцковский.

- Что есть у всех животных, которые были перечислены в стихотворении?

- Верно, имя.

- Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение?

- Верно, сегодня мы будем говорить об именах.

- Кто знает, какие бывают имена?

- Ребята, имена бывают собственные и нарицательные.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся, чем отличаются имена собственные и имена нарицательные.

Читают памятку, вместе с учителем формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя ставят цель урока

(Имени).

(Имя).

(Возможно, это будет темой нашего урока).

(ответы детей)

Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия;

учатся высказывать свою точку зрения.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других,

2-3 мин

3. Изучение нового материала

Задачи:

Создать условия для лучшего усвоения нового материала

Упражнение № 13

- Откройте учебники на стр. 14, упражнение номер 13, прочитайте задание к данному упражнению:. 

- Хорошо, прочитайте первый столбик:

- Отлично, прочитайте теперь второй столбик:

- Хорошо, прочитайте вторую часть задания к этому упражнению .

- Что общего между словами первого и второго столбика?

- Хорошо, а чем эти слова различаются?

- Ребята, как вы поняли, какие слова относятся к именам собственным?

- А какие слова к именам нарицательным?

- Ребята,  верно, назвали, но вы указали не все признаки нарицательных и собственных имен.

-Посмотрите, что нам нужно сделать с данными словами?

- Прочитайте образец. Какие же слова необходимо подставить на место пропусков?

- Попробуйте записать данные предложения самостоятельно  в рабочую тетрадь, обратите внимание на то, как пишутся данные слова.

- Записали?

- Хорошо, давайте , проверим как вы записали данные предложения. Какие слова вы вставили на место первого и второго пропуска?

- Какие слова вы вставили на место остальных пропусков?

- Хорошо, объясните, почему некоторые слова вы написали с заглавной буквы?

- Хорошо, обведите слова с общим значением для каждой группы слов.

- Какие слова вы обвели?

- Почему вы обвели именно эти слова?

- Давайте, ещё раз уточним какие же слова относятся к именам собственным, а какие к нарицательным, а для этого прочитаем правило на странице 15.

Работа с правилом

- Прочитайте правило.

- Что такое имена собственные?

- Что делают имена собственные?

- Как пишутся имена собственные?

- Какие слова называются именами нарицательными?

- Хорошо, сравните слова Петя и мальчик, Волга и река. Какие слова будут именами собственными, а какие нарицательными?

- Хорошо, ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте немного отдохнём.

Физминутка

Отдохнули?

Первичное закрепление

Упражнение № 14

- Хорошо, прочитайте задание к упражнению номер 14.

- Что нам нужно сделать? (Подобрать и записать пять имён собственных и пять нарицательных).

- Самостоятельно придумайте и запишите в рабочих тетрадях по пять слов, а после мы проверим, как вы выполнили это упражнение, можете записать данные слова в два столбика.

- Выполнили? Хорошо, сейчас проверим, как вы его выполнили.

- Ребята, как вы записали имена собственные? (С большой буквы).

- Верно, ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте, у всех ли записаны слова. Имена собственные с большой буквы, а имена нарицательные с маленькой. Возле каждого слова ставьте знак «+», в конце урока мы проверим, кто из ребят получит оценку пять.

- Проверили?

Упражнение № 15

- Хорошо, давайте выполним упражнение номер 15.

- Прочитайте задание к упражнению № 15. Что нам нужно сделать в первую очередь? (Разгадать ребусы).

- Давайте попробуем их отгадать вместе, какое слово спряталось в первом ребусе? (Наташа).

- Какое второе слово? (Вова).

- Третье слово? (Валя).

- Четвёртое слово? (Вода).

- Пятое слово? (Бананы).

- Шестое слово? (Ваня).

- И седьмое слово? (Надя).

- Какие слова у нас получились? (В основном имена собственные).

- Какие слова будут лишними? (Бананы и вода).

- Почему вы решили, что эти слова лишние? (Потому что, все остальные имена собственные и пишутся с большой буквы).

- Хорошо, запишите эти имена к себе в тетрадь, не забывая правила написания.

(Прочитайте по порядку слова с начала левого, а потом правого столбика)

( город, ученик, река.)

(Москва, Самара, Тверь, Вася, Петя, Вова, Волга, Ока, Нева.)

(Сравните слова, подумайте, что в них общего и чем они различаются).

(Общее между ними это то, что слова в первом столбике обобщают слова второго столбика, например, Москва, Самара и Тверь — это названия города; Вася, Петя и Вова — это имена учеников; Волга, Ока и Нева – это названия рек; Слова второго столбика называют слова первого столбика).

(В первом столбике представлены слова, которые относятся к именам нарицательным, а во втором к именам Собственным).

(Это слова, которые обозначают имена).

(Все остальные).

(Написать предложения по образцу).

((Москва, Тверь).

(Ока, Нева, Петя, Вова, ученики).

(Потому что это имена, а все имена пишутся с большой буквы).

(Города, реки, ученики).

(Потому что, они имеют обобщённое значение для каждой группы слов, в каждом предложении).

(Читают).

(Называют предметы своим особым именем, выделяя его среди других).

(С заглавной буквы).

(Все остальные слова, общие для целой группы похожих предметов).

(читают на стр. 15)

Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия;

Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе.

Познавательные УУД: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать и оценивать свои действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

25-30 мин

4.Подведение итогов урока

Задачи:

Подвести итог урока, обобщить знания учащихся. Оценить учащихся.

- Ребята, к сожалению, наше занятие подходит к концу.

- Какие правила повторили?

- Что удалось сегодня на уроке?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какие слова относят к именам собственным?

- Какие к нарицательным?

- Ребята, мы с вами отмечали в тетради правильные ответы, поднимите руку у кого всё правильно.

- Теперь, кто из вас оценивает свою деятельность на уроке на пять, встаньте.

-А теперь кто на четыре?

(правило написание заглавной буквы)

(имя собственное наз.предмет своим особым именем, выделяя его среди других, и поэтому пишется с заглавной буквы, также это имена ,отчества и фамилии людей, клички животных ,наз. стран,рек,городов.)

(общие для целой группы похожих предметов)

Учатся пользоваться навыками самоконтроля,

Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу.

Познавательные УУД: уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения.

Коммуникативные

УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

2 мин

5.Рефлексия

Задачи:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке и работы одноклассников.

-Ч у вас вызвало трудности по данной теме?

-Что было легко, а что вызвало затруднения?

-Как вы считаете, справились ли вы с работой?

-Хорошо ребята, я увидела, что вы отлично поработали на уроке.

На рабочих столах лежат кружочки, если у вас хорошее настроение ,то поднимите жёлтого цвета кружочек ,а если плохое, то красный кружочек.

Домашнее задание: упражнение №119,120 в раб.печат.тетр.

-Ребята, вы огромные молодцы сегодня! Спасибо за урок!

Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку.

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

3 мин

Учитель_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....

Конспект урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"

Урок разработан учителем начальных классов Галимовой А.М. Тема урока "Имена собственные и нариательные"...

Разработка урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"

Краткая аннотация. Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Тема для учащихся  новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со с...

Урок русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме « Имена собственные и нарицательные» : правописание собственных имён , осознания различия имён собственных и нарицательных,...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...