Урок русского языка . Имена собственные и нарицательные.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта по русскому языку.
Изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_19.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку
Дата:19.01.2017
Школа: Школа №85
Класс: 2 А
Учитель: Нуйкина Елена Михайловна
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока | Имена собственные и нарицательные. | ||||||
Цель | Сформировать умения определять какие имена относятся к собственным, а какие к нарицательным | ||||||
Задачи | Образовательная: Познакомить с понятиями имена собственные; имена нарицательные. Сформировать умение различать имена собственные и имена нарицательные Развивающая: Развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, развивать речь учащихся, фонематический слух. Воспитательная: Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, аккуратности, усидчивости, дисциплины; Воспитывать познавательный интерес к предмету русского языка. | ||||||
Планируемые результаты | Предметные результаты: Знать имена собственные; Знать имена нарицательные; Уметь их различать; Метапредметные результаты: Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе; вырабатывают адекватную позитивную самооценку, расширяют познавательные интересы. Познавательные УУД: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам; использовать знаково - символические средства для решения учебной задачи, находят ответы на вопросы в учебном тексте, таблице, схеме. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение, умение контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать им; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | ||||||
Основные понятия | Имена собственные, имена нарицательные | ||||||
Межпредметные связи | Литература, окружающий мир | ||||||
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь, таблицы; слайдовая презентация | ||||||
Ход урока | |||||||
Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время | |||
Предметные | УУД | ||||||
1.Организационный этап | |||||||
Задачи: Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. - Ребята! Сегодня я пришла к вам с очень хорошим настроением. А также мне очень интересно, с каким же настроением вы пришли на урок. У кого настроение отличное похлопайте в ладоши, у кого настроение хорошее, потопайте ногами, а у кого оно совсем плохое, пожмите плечиками. Хорошо ребята, у кого сегодня плохое настроение, мы его поднимем! | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя. Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. | Учатся осознанно выполнять заданные правила взаимодействия. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе. | 5 мин | ||
2.Сообщение темы и постановка задач урока | |||||||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке; Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | -Сегодня на уроке мы будем проходить увлекательную тему! -Будем выполнять разные задания, и применять данные орфографические правила. -Откройте, пожалуйста, свои тетрадочки.(2 клеточки вниз, посерединке пишем..) -Сегодня у нас девятнадцатое января. -Классная работа. (Орфограмма- удвоенная с). -Минутка чистописания. -Прописываем одну строчку (слово - город). -А теперь, мы с вами выполним словарную работу. А теперь работаем в парах. Слушайте загадки, отгадку запишите и орфограмму докажите. а) Кто зимой холодной Ходит злой, голодный. (слайд №8) (волк – волки) б) Шел долговяз В сыру землю увяз. (слайд №9)( дождь – дожди) в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (слайд №10) ( еж – ежи) г) Сам алый сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (слайд №11) (арбуз- арбузы) Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м-дведь, м_док, з_ яц, зв_рек, с_бака. - Чтобы определить тему нашего урока, послушайте стихотворение и закончите стихотворение: Есть у вас Есть у кошки У свиньи и поросёнка, У коровы и телёнка... - Какое слово было пропущено в стихотворении? - Это стихотворение написал Михаил Пляцковский. - Что есть у всех животных, которые были перечислены в стихотворении? - Верно, имя. - Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение? - Верно, сегодня мы будем говорить об именах. - Кто знает, какие бывают имена? - Ребята, имена бывают собственные и нарицательные. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся, чем отличаются имена собственные и имена нарицательные. | Читают памятку, вместе с учителем формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя ставят цель урока (Имени). (Имя). (Возможно, это будет темой нашего урока). (ответы детей) | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия; учатся высказывать свою точку зрения. | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение под руководством учителя определять тему и цели урока; учиться высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, | 2-3 мин | ||
3. Изучение нового материала | |||||||
Задачи: Создать условия для лучшего усвоения нового материала | Упражнение № 13 - Откройте учебники на стр. 14, упражнение номер 13, прочитайте задание к данному упражнению:. - Хорошо, прочитайте первый столбик: - Отлично, прочитайте теперь второй столбик: - Хорошо, прочитайте вторую часть задания к этому упражнению . - Что общего между словами первого и второго столбика? - Хорошо, а чем эти слова различаются? - Ребята, как вы поняли, какие слова относятся к именам собственным? - А какие слова к именам нарицательным? - Ребята, верно, назвали, но вы указали не все признаки нарицательных и собственных имен. -Посмотрите, что нам нужно сделать с данными словами? - Прочитайте образец. Какие же слова необходимо подставить на место пропусков? - Попробуйте записать данные предложения самостоятельно в рабочую тетрадь, обратите внимание на то, как пишутся данные слова. - Записали? - Хорошо, давайте , проверим как вы записали данные предложения. Какие слова вы вставили на место первого и второго пропуска? - Какие слова вы вставили на место остальных пропусков? - Хорошо, объясните, почему некоторые слова вы написали с заглавной буквы? - Хорошо, обведите слова с общим значением для каждой группы слов. - Какие слова вы обвели? - Почему вы обвели именно эти слова? - Давайте, ещё раз уточним какие же слова относятся к именам собственным, а какие к нарицательным, а для этого прочитаем правило на странице 15. Работа с правилом - Прочитайте правило. - Что такое имена собственные? - Что делают имена собственные? - Как пишутся имена собственные? - Какие слова называются именами нарицательными? - Хорошо, сравните слова Петя и мальчик, Волга и река. Какие слова будут именами собственными, а какие нарицательными? - Хорошо, ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте немного отдохнём. Физминутка Отдохнули? Первичное закрепление Упражнение № 14 - Хорошо, прочитайте задание к упражнению номер 14. - Что нам нужно сделать? (Подобрать и записать пять имён собственных и пять нарицательных). - Самостоятельно придумайте и запишите в рабочих тетрадях по пять слов, а после мы проверим, как вы выполнили это упражнение, можете записать данные слова в два столбика. - Выполнили? Хорошо, сейчас проверим, как вы его выполнили. - Ребята, как вы записали имена собственные? (С большой буквы). - Верно, ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте, у всех ли записаны слова. Имена собственные с большой буквы, а имена нарицательные с маленькой. Возле каждого слова ставьте знак «+», в конце урока мы проверим, кто из ребят получит оценку пять. - Проверили? Упражнение № 15 - Хорошо, давайте выполним упражнение номер 15. - Прочитайте задание к упражнению № 15. Что нам нужно сделать в первую очередь? (Разгадать ребусы). - Давайте попробуем их отгадать вместе, какое слово спряталось в первом ребусе? (Наташа). - Какое второе слово? (Вова). - Третье слово? (Валя). - Четвёртое слово? (Вода). - Пятое слово? (Бананы). - Шестое слово? (Ваня). - И седьмое слово? (Надя). - Какие слова у нас получились? (В основном имена собственные). - Какие слова будут лишними? (Бананы и вода). - Почему вы решили, что эти слова лишние? (Потому что, все остальные имена собственные и пишутся с большой буквы). - Хорошо, запишите эти имена к себе в тетрадь, не забывая правила написания. | (Прочитайте по порядку слова с начала левого, а потом правого столбика) ( город, ученик, река.) (Москва, Самара, Тверь, Вася, Петя, Вова, Волга, Ока, Нева.) (Сравните слова, подумайте, что в них общего и чем они различаются). (Общее между ними это то, что слова в первом столбике обобщают слова второго столбика, например, Москва, Самара и Тверь — это названия города; Вася, Петя и Вова — это имена учеников; Волга, Ока и Нева – это названия рек; Слова второго столбика называют слова первого столбика). (В первом столбике представлены слова, которые относятся к именам нарицательным, а во втором к именам Собственным). (Это слова, которые обозначают имена). (Все остальные). (Написать предложения по образцу). ((Москва, Тверь). (Ока, Нева, Петя, Вова, ученики). (Потому что это имена, а все имена пишутся с большой буквы). (Города, реки, ученики). (Потому что, они имеют обобщённое значение для каждой группы слов, в каждом предложении). (Читают). (Называют предметы своим особым именем, выделяя его среди других). (С заглавной буквы). (Все остальные слова, общие для целой группы похожих предметов). (читают на стр. 15) | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, осознанно выполнять заданные правила взаимодействия; Развивают устную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Личностные: развитие умений анализировать, формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе. Познавательные УУД: делать выводы о совместные работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; умение извлекать информацию; умение обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать и оценивать свои действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, вести диалог, высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | 25-30 мин | ||
4.Подведение итогов урока | |||||||
Задачи: Подвести итог урока, обобщить знания учащихся. Оценить учащихся. | - Ребята, к сожалению, наше занятие подходит к концу. - Какие правила повторили? - Что удалось сегодня на уроке? - Какое задание понравилось больше всего? - Какие слова относят к именам собственным? - Какие к нарицательным? - Ребята, мы с вами отмечали в тетради правильные ответы, поднимите руку у кого всё правильно. - Теперь, кто из вас оценивает свою деятельность на уроке на пять, встаньте. -А теперь кто на четыре? | (правило написание заглавной буквы) (имя собственное наз.предмет своим особым именем, выделяя его среди других, и поэтому пишется с заглавной буквы, также это имена ,отчества и фамилии людей, клички животных ,наз. стран,рек,городов.) (общие для целой группы похожих предметов) | Учатся пользоваться навыками самоконтроля, Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, высказывать своё мнение, осознавать свою учебную задачу. | Познавательные УУД: уметь обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | 2 мин | ||
5.Рефлексия | |||||||
Задачи: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке и работы одноклассников. | -Ч у вас вызвало трудности по данной теме? -Что было легко, а что вызвало затруднения? -Как вы считаете, справились ли вы с работой? -Хорошо ребята, я увидела, что вы отлично поработали на уроке. На рабочих столах лежат кружочки, если у вас хорошее настроение ,то поднимите жёлтого цвета кружочек ,а если плохое, то красный кружочек. Домашнее задание: упражнение №119,120 в раб.печат.тетр. -Ребята, вы огромные молодцы сегодня! Спасибо за урок! | Учащиеся высказывают свои мысли относительно содержания своей работы на уроке. Осуществляют самооценку. | Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 3 мин |
Учитель_________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"
Модель доски: interwrite BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа XXIвека». – 3-е изд., дораб. и доп. – Вентана-Гра...
Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.
Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....
Конспект урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"
Урок разработан учителем начальных классов Галимовой А.М. Тема урока "Имена собственные и нариательные"...
Разработка урока по русскому языку "Имена собственные и нарицательные"
Краткая аннотация. Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Тема для учащихся новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со с...
Урок русского языка "Имена собственные и нарицательные"
Добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме « Имена собственные и нарицательные» : правописание собственных имён , осознания различия имён собственных и нарицательных,...
Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...