Открытый урок русского языка в 5 классе
материал по русскому языку на тему

Бакшеева Татьяна Николаевна

Открытый урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_otkrytyy_urok.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Предложения с обращением».

Тема урока: «Предложения с обращением».

Цель: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Предложения с обращением»

Задачи:

Образовательные: продолжить формировать знания обучающихся об обращении, о способах выражения обращения, о правилах выделения обращения в устной речи (звательная интонация), с правилами выделения обращений на письме.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, языковой культуры, любви к родному языку, умения работать в группе, в паре, умения вежливо обращаться друг другу.

Коррекционные: коррекция устной и письменной речи, активизация и расширение словарного запаса, памяти, мышления, развитие слухового восприятия.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения  в соответствии с задачами и условиями коммуникации,  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах и малых группах в поиске и сборе информации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти,  производить  универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

ПредметныеУУД: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Основные понятия: обращение, звательная интонация, знаки препинания, член предложения, способ выражения, части речи.

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, учебник «Русский язык. 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова и др., раздаточный материал, презентация к уроку.

Применяемые технологии:

Здоровьесбережения, исследовательской деятельности, поэтапного формирования умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества, развивающего обучения.

Межпредметные связи: литература, развитие речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.

- Доброе утро, ребята!

- Как вы меня слышите?

- Сегодня у нас с вами необычный урок: к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

- Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

- Как ваше настроение? (Дети показывают смайлики и говорят) Замечательно.     Давайте улыбнёмся друг другу. Я желаю всем успеха на уроке. Надеюсь, что урок пройдёт плодотворно и интересно.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

- Доброе утро.

- Я слышу хорошо.

- У меня хорошее настроение

(варианты)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); Действие смыслообразования (Л).

2. Определение темы урока.

Цель: 

включение обучающихся в деятельность;

 постановка целей учебной деятельности

- Прочитаем вместе стихотворение и подумаем,  о чем пойдет речь на уроке. (слайд№1)

Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться,

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом—

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готово

Занять любое место я.

 

- Какое слово в этом стихотворении главное?

-Как вы думаете, какое языковое явление рассказало нам о себе?

–Главное слово отгадано (табл.) и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращением»

- Ребята, посмотрите на доску

- Будем учиться говорить слова правильно

Речевая зарядка (на доске)

пре____

длаже____ния

предложения

предложения с обращением

-О чем будем говорить?

 

- Откроем тетради и запишем число и тему урока (слайд 2)

- В помощь нашему уроку будет схема на доске.

Хоровое чтение стихотворения.

-Я думаю, что главное слово в этом стихотворении «обратиться».

- Обращение.

-Предложения с обращением

-Будем говорить о предложениях с обращением

Записывают тему в тетрадь

Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция (Р); Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации (П); Умение оформлять свои мысли в устной форме ( К).

3. Актуализация знаний.

Цель: активизировать мыслительную деятельность;

создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.

Взгляните ещё раз на это стихотворение и подумайте, с какой целью  мы используем обращение.

-Итак, ребята, вспомним значение слова «обращение»

Таблички:

значение

 называет  того, к кому обращаются с речью

-Какую табличку мы откроем в схеме?

-Чтобы открыть следующую табличку выполним упражнение 214

 -Откройте учебник на странице 99.

-Прочитайте задание к упражнению 214.

- Найдите обращения в этих предложениях.

- С какой интонацией мы читаем предложения, где есть обращения?

- Как называется интонация, с которой вы читаете обращения 

Таблички:

Интонация

Произносится с звательной интонацией

- Правильно мы ответили?

- Ребят, внимательно посмотрим на предложения и вместе подумаем:

1. Какое место занимает обращение в предложении?

Таблички:

Место в предложении.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

2.Какими знаками  препинания выделяется обращение?

Таблички:

Знаки препинания.

Выделяется запятыми, восклицательным знаком.

3. Когда мы ставим восклицательный знак в предложениях с обращениями?

Работа со схемами

- Сейчас к каждому предложению подберем схемы (слайд 3 упр.214)

Будем по очереди работать у доски.

Наблюдение

Работа в группах

- Ребята, подумайте и скажите:

1 гр. Словами какой части речи  выражается обращение?

Таблички

Часть речи

Чаще выражается существительным

2 гр. Каким членом предложения является обращение?

Таблички:

Член предложения

Не является членом предложения

- С каким членом предложения  можно спутать обращение?

– А как их различить?

- Давайте вспомним, что такое подлежащее?

- Что такое обращение?

-Таблички все открыты, давайте повторим, что мы знаем о обращении.

- Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

- Я открыл учебник на стр.99

Дети по цепочке читают предложения и находят обращения.

- Интонация сначала повышается на обращении, затем понижается.

- Звательная интонация.

Может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Выделяется запятыми, восклицательным знаком.

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

Работа с учебником и  со схемами у доски

- Обращения выражаются именем существительным

Обращения можно спутать с подлежащим.

Обращение можно отпустить в предложении и смысл не меняется.

- Обращение не являются членом предложения.

Хоровое чтение по табличкам.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

( К); Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П);Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р);

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение ( П);

Моделирование, преобразование объекта (предложение - в схему) (П).

4. Физминутка

Цель: предупреждение переутомления

 - Устали, давайте отдохнем.

                                      Раз- поднялись, потянулись. (слайд 4)

                                      Два- согнулись, разогнулись.

                                      Три – в ладоши три хлопка,

                                      Головою- три кивка.

                                      На четыре -руки шире.

                                      Пять- руками помахать.

                                      Шесть- за парты тихо сесть.

Дети повторяют действия учителя.

Осознают необходимость заботы о здоровье (Л).

5. Закрепление материала.

Цель: 

обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала

- Далее нам нужно определить, к кому обращаются герои сказки? (слайд5)

- Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

- Здравствуй, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи…

- Что, Соколко, что с тобою?

- Из какой сказки взяты предложения с обращениями?

- Кто автор сказки?

Взаимопроверка

-Проверим, как вы усвоили материал по теме.

Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, правильные ответы даются на слайде 6)

Вариант 1.

Обведите кружком номера предложений с обращением

  1. К утру мороз крепчал.
  2. Не трещите морозы в заповедном бору.

  1. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  2. Муравьи санитары леса.
  3. Тропинка круто свернула вправо.
  4. Тропинка куда ты бежишь?

Вариант 2.

Обведите кружком номера

предложений с обращением

  1. Князь у синя моря ходит.
  2. Здравствуй князь ты мой прекрасный!
  3. Чего тебе надобно старче?
  4. Старик ловил неводом рыбу.
  5. Не губи меня девица!
  6. Три девицы под окном

 пряли поздно вечерком.

- Обращаются к ветру, к зеркальцу, к собаке.

- Сказка называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

- Автор сказки А.С.Пушкин

Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

-у Артема ошибка в предложении…

- Марат все выполнил правильно

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П); Умение оценивать действия одноклас-сников (К);

Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля (Р).

6. Культура речи. Вежливое обращение.

Цель:  формирование умений использовать вежливые формы обращения в общении.

- Ребята, прочитайте предложения, написанные на экране:

1. Принеси мяч!

2. Поставьте в дневник оценку.

3. Ты решила этот пример?

4. Дайте мне интересную книгу.

- Ребята, мне кажется в этих предложениях чего-то не хватает? Как вы думаете?

- Можно обойтись без обращений?

Формулируем проблему: «Как надо обращаться?»

-Давайте попробуем включить в эти предложения обращения.

-Теперь ребята сравните эти предложения.

Какое из предложений звучит лучше?

-Верно, предложения с обращениями звучат приятнее, благозвучнее.

- Нужны ли обращения в предложениях?

-Обращение связано с нашей культурой, воспитанием, образованием. Воспитанный человек умеет обращаться.

Закрепление знаний.

- А вы, ребята, умеете обращаться?

Обратитесь друг другу, не забывайте об обращениях. 

- Я заметила, что одни из вас легко говорят «вежливые» слова, а другие слегка смущаются. Не надо стесняться быть хорошими.

-Давайте вместе вспомним вежливые слова-просьбы (слайд7)

(пожалуйста, будьте так любезны, будьте добры, не мог бы ты сейчас, вы не могли бы сказать, если вас не затруднит, простите, извините)

-Запомните эти слова.

-Чтобы вас понимали и принимали, включайте в свою речь вежливые слова.

- Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать

Составление предложений по карточкам

1. Попросите вежливо товарища дать книгу.

2.Спросите у учителя разрешения выйти.

3.Посоветуйте другу не есть холодное мороженое.

4. Поблагодарите маму за помощь.

5. Спросите у незнакомого человек, который час.

- В предложениях не хватает обращений.

- Можно не включать обращения, итак все ясно.

- Обращение необходимо, чтобы было понятно, к кому мы обращаемся.

- Предложения с обращениями звучат приятнее.

-Да, нужны, неприлично не называть собеседника по имени.

-Обращения помогают общению.

- Составляют предложения с обращением и с вежливыми словами.

Понимают, в чем значение знаний для человека (Л);

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (П);

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки (Р);

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

(К).

7. Итог урока. Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- О чем мы сегодня говорили?

- Нужны ли обращения в речи? Можно ли без них обойтись?

- Как нужно обращаться?

-Оцените себя (слайд 8)

1.На уроке я работал                     активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я          доволен/недоволен

3.Урок для меня показался           коротким/длинным

4.За урок я                                       не устал/устал

5.Мое настроение                          стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был           понятен/ не понятен

- О обращениях.

- Можно обойтись без обращений, но мы можем обидеть собеседника.

-Обращения помогают общению.

- Обращаться ко всем нужно вежливо, не забывая при этом про вежливые слова.

Оценивают себя

Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П); Умение выражать свои мысли (К); Волевая саморегуляция, оценка выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено (Р).

8.Выставление оценок

Цель: оценивание работы обучающихся

- Молодцы, ребята, сегодня все старались, хорошо работали.

 

- Марату поставим 5, он хорошо работал на уроке, выполнял задания правильно.

- Артему 4, он немного ошибся в заданиях.

Оценивают свою работу (Р);

строят небольшие монологические высказывания (К).

9. Домашнее задание.

Цель: использование полученных знаний и умений в практической деятельности

- Запишите домашнее задание в дневниках (слайд 9)

- Выпишите по 3 предложения с обращением из сказок А.С.Пушкина.

Записывают домашнее задание

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности (П);

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Открытый урок русского языка 4 класс

Закрепление знаний об однородных членах предложения...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...