технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шакобасова Мунира Раисьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК  НА ТЕМУ «ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗАМИ И, А, НО »

Шакобасова Мунира Раисьевна,  МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области», учитель начальных классов.

Предмет: русский язык.

Класс: 4.

Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но (урок 30)  из  раздела  Предложение. Текст. ( 29ч)

Учебник: Русский язык. (Р.Н. Бунеев, Е.В .Бунеева, О.В. Пронина) Москва, БАЛАСС 2009, часть1 учебник с 60-63.  

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (Постановка запятой в сложном предложении с союзами и, а, но).

Задачи:

Образовательные:

– развиваем умение устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать  сложные предложения на базе простых с использованием союзов.

– формируем умение пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами  и,а, но.

Воспитательные:

–  формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие:

– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах , индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.

Структура и ход  урока:

Этап урока

Название используемых

 ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Вре-

мя в мин

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Простое и сложное предложение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/262a59a9-0a20-4e14-8c73-ad71741f9f64/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BTQ_083%5D.swf

Ребята, какой сейчас идёт урок?

Какие предложения получились у вас в домашнем упражнении?

(упр. 70)

Организует работу по схеме

Расскажите :

как отличить простое предложение от сложного?

Урок  русского языка.

Простые и сложные предложения.

Простое предложение состоит из одной грамматической основы, а сложное предложение из двух и более грамматических основ.

Познавательные: умение классифицировать по признакам предложения;

личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание:

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3-4

мин

ЭОР

2мин

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1af95504-407d-4af6-8082-66dd3d4f39fc/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BQS_082%5D.html

Задание: Найдите сложное предложение и докажите правильность своего решения.

Попробуйте поставить между предложениями союзы и, а ,но.

Какой союз подошел больше всего? Какое предложение получилось? Нужна ли здесь запятая? Как вы думаете?

А если бы в сложном предложении стояли союзы а, но?

Первое предложение сложное, в нём две основы (плёнка лопнула, высунулся хвост)

Слабенькая плёнка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост.

Предположения детей.

Коммуникативные- умение строить

 речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Логические: анализ объекта с целью выделения признаков.

Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке.

ЭОР

4-5

мин

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)

Почему затрудняетесь ответить на этот вопрос?

Какой возникает вопрос?

Что предстоит узнать?

Какова тема урока?

В простом предложении с однородными членами перед союзом и запятая не ставилась. В сложном предложении грамматические основы разделяются запятой.

В предложениях с однородными членами перед союзами а, но ставилась запятая. В сложном предложении тоже может стоять.

Ставится ли запятая перед союзами и,а. но в сложном предложении?

Нужно ли ставить запятую перед союзами в сложном предложении?

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

3-4

мин

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 72 в парах.

Сделайте вывод. Когда ставится запятая в сложном предложении?

Читают по два предложения (одно из левого столбика, другое из правого), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзами и, а, но. В правом- бессоюзная связь.

 Определяют, что запятая ставится  в любом случае.

Регулятивные: планирование и прогнозирование.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотезы и их обоснование.

5

мин

Ответить на вопросы :

С помощью чего связываются части сложного предложения?

А чем разделяются?

Части сложного предложения связываются союзами и интонацией или только интонацией.

Разделяются запятой.

Познавательные:

умение извлекать информацию из  текста и схем.

2 мин

5. Реализация

построенного

проекта

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c0b8a6-28a5-402f-bf00-c0e2a3d1759c/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BIA_058%5D.swf

Работа над правилом. Прочитайте правило с 61-62.

Назовите ключевые слова в тексте.

А теперь по схеме расскажите правило.

Соединяются, разделяются.

Рассказывают правило.

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4 мин

ЭОР

1-2 мин

6. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 73

Спишите предложения, поставьте запятые в сложных предложениях, составьте схемы предложений .

Наблюдает за работой учащихся.

Словарная работа.

Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают?

Выполняют задание самостоятельно.

Взаимопроверка в паре.

Проверка по схемам на доске.

Ученики сами находят толкование и  поясняют, как запомнили значения этих слов.

Перлы- капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце.

Лозины- гибкие ветви деревьев.

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция.

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные управление поведением партнёра, контроль, оценка действий партнёра.

6 мин

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76609f7-e4ef-4f3f-8d2e-bb0535ed7079/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BQS_060%5D.html

Организует деятельность по применению новых знаний, с последующей проверкой.

Запись одной пословицы в тетрадь.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку пошагово.

Сравнение с эталоном.

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

ЭОР5 мин

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении, упр. 75 (устное задание), письменно выполнить упр. №1 с 69.

2 мин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу:

- Определите ключевые слова урока ( сложное предложение,  однородные члены, несколько грамматических основ,  запятая, союзы, простое предложение)

–Какая была тема урока?

-На какой вопрос искали ответ?

Закончите фразу:

«Я понял, что…»

«Я получил…»

«Урок дал мне для жизни…»

«Я смог….»

Отвечают на вопросы

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3-4 мин

                                                                             ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

                                                                                                                                                                                                          Приложение

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Как отличить простое предложение от сложного. Схема.

Текст с иллюстрациями

Практический

Интерактивное упражнение на основе иллюстраций

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/262a59a9-0a20-4e14-8c73-ad71741f9f64/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BTQ_083%5D.swf

2

Простое и сложное предложение

Интерактивное задание

Текст.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1af95504-407d-4af6-8082-66dd3d4f39fc/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BQS_082%5D.html

3

Интонация, союз, запятая.

анимация

Практический

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c0b8a6-28a5-402f-bf00-c0e2a3d1759c/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BIA_058%5D.swf

4

Собери пословицы

Интерактивное задание

Контрольный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b76609f7-e4ef-4f3f-8d2e-bb0535ed7079/%5BNS-RUS_4-03%5D_%5BQS_060%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

Технологическая карта урока. Предмет:  русский язык. Тема урока:  Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока:  - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...