конспект урока русского языка в 4 классе ,,Неопределенная форма глагола ,,система Занкова
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Фомичева Ирина Арнольдовна

Разработка урока русского языка в 4 классе .Проведенный урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован к тиражированию .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_nf_glagola.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Учитель ФомичеваИрина Арнольдовна

Автор УМК « Система Занкова» (программного учебного курса):Полякова Русский язык 4класс, Москва, « Просвещение», 2013

Тема урока

«Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы»

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель

-познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы

Задачи

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
 

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь-ти, -ть

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Методы

Формы работы

Методы: частично-поисковый, наглядный.

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради.

Этапы

 урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение

 к деятельности

Цель:

проверка  готовности

обучающихся, их настроя

на работу

У:   Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке . Надеюсь , что мы сделаем наш урок интересным и нескучным .Успехов нам и удачи !

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение

2.Актуализация знаний и фиксация

затруднений

в деятельности

Цель:

 быстрое включение в работу

У:

Открываем тетрадочки , записываем  Число . Комментирует ____________ .( Числительное ДЕСЯТОЕ безударная гласная Е — проверочное слово ДЕСЯТЬ , Ноября — не проверяемая безударная гласная О , словарное слово .)

Подготовка к введению новой темы.

Выполняют задание

тренирующее отдельные способности к учебной деятельности , мыслительные операции и учебные навыки .

Дети записывают число и слово КЛАССНАЯ РАБОТА

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические — анализ объектов с целью выделения признаков  

3.Постановка задачи и цели урока.

У: Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

 Кор.: Что вы больше всего любите делать?

 Часть речи: Люблю действовать!

 Кор.: Что вы больше всего не любите?

 Часть речи: Не люблю предлоги!

 Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята.

     на "пятёрку" знали.

   На письме и в разговоре

  Меня  употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

У:  Ребята, какая часть речи давала интервью?

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

Почему я так сказала?

У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаго-

ле.-Мы на уроках уже много говорили об этой части речи.

Для того чтобы систематизировать знания по теме ,,Глагол ,,мы с вами поиграем в игру ,,ДА- НЕТ,,  Я буду читать Вам утверждения , а Вы , если согласны со мной будете хлопать в ладоши .

1)Глаголы отвечают ТОЛЬКО на вопросы что делать ? Что сделать?(НЕТ)

2)Глаголы обозначают действие предмета.( хлоп)

  1. Слова ЛЕЖИТ , СПИТ — не глаголы , так как это не действия ( Нет)
  2. Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс _ л (ХЛОП)
  3. Глаголы изменяются по числам .(ХЛОП)

6)Глаголы изменяются по временам (ХЛОП)

7)ВСЕ глаголы изменяются по родам( НЕТ)

8)Некоторые глаголы изменяются по лицам(ХЛОП)

9)Глаголы будущего времени обозначают действие , которое уже прошло НЕТ)

     10) ИДТИ , СПАТЬ — глаголы н.в.(НЕТ)

Словарная работа

 плыть   на корабле (П.п)

 ве сти экскурсию (В.п.)

  ра ботать  шофером (Т.п.)

  идти около вагона (Р.п.)

  преодолеть расстояние (В.п.)

  испечь пирог ( В.п)

СЛАЙД № 2

Запиши словосочетания по диктовку в столбик .  Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)

-Найдите глаголы в словарной работе . -Можно ли определить , кто действующее лицо и когда происходит действие ?

  • Можно ли определить число  у этих глаголов ? А время ?
  • Как бы вы назвали такие глаголы?

  СЛАЙД № 3

  •  Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия
  •                                 Неопределённая форма глагола
  •                                            
  •                                                
  •                                      Начальная форма глагола
  •  Инфинитив

  • - Какое из этих названий вам  не очень знакомо ?  Инфинитив – лат. слово "неопределённый"

 

  • КТО МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО  УРОКА ?
  • КАКИЕ ЗАДАЧИ БУДЕМ РЕШАТЬ НА УРОКЕ ?

(Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

Активизирует знания учащихся .

Оцените свою работу по шкале

Создаёт проблемную ситуацию .

Организует устный коллективный анализ учебной задачи .Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы , организует их обсуждение .

Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

учебной задачи.

 Ставят цели .Формулируют тему урока и определяют задачи.

осознанно строят речевые высказывания , рефлексия своих действий .

Воспринимают ответы уч-ся

Дети записывают словосочетания под диктовку . Обосновывают выбор написания того или иного слова . Определяют падеж сущ.

Анализируют, доказывают , аргументируют свою точку зрения

Осуществляют самоконтроль .Принимают и сохраняют учебную цель и задачу .

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и  

неизвестно.

Логические:

формулирование проблемы

 Регулятивные:

Исследуют условия учебной задачи , обсуждают предметные способы решения .

4. Изучение нового материала. Работа в парах .

Цель: поиск оптимального решения учебной задачи .

Чтобы ответить на все поставленные вопросы о неопределенной форме глагола мы проведем  небольшое исследование и по результатам этого исследования заполним таблицу, которая лежит перед вами .  Для экономии времени Я предлагаю провести  

  • исследования данных четырех пунктов в парах .
  • РАБОТАТЬ БУДЕМ С ГЛАГОЛАМИ  ИЗ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ , КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В ТЕТРАДИ .
  •  А для ТРЕТЬЕГО РЯДА Я ПРЕДЛОЖУ ДРУГИЕ ГЛАГОЛЫ
  •  Для заполнения используйте такие формулировки как :  Изменяется/ не изменяется
  • СЛАЙД № 4-5
  • Сделайте устно вывод .

СЛАЙД№ 6

Вывод : Глаголы  неопределенной формы отвечают на вопросы Что делать ? Что сделать? ; НЕ изменяются по лицам , по числам , по временам .Не имеют рода .

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации .

Организует групповую деятельность детей.

Контролирует выполнение работы.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Составляют план

достижения

цели и

определяют

средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Регулятивные:

планирование –

составление

плана действий (с

помощью учителя)

Познавательные :

моделирование , логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ;

Коммуникативные:

управление поведением партнера — контроль , коррекция , оценка действий партнера

 

5.Физминутка

У: А теперь немного отдохнём. 

Нужно услышать глаголы в неопределённой форме  и показать действие . (Плавать, будет прыгать, чистить, вязать, спать,пробежит , кружиться, улыбаться, хлопать)

Организует двигательную

физминутку

Дети  выполняют

движения.

7.Закрепление. Работа с интерактивной доской

Цель: формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи

8. Закрепление .Работа с учебником

Цель : освоение новых способов действий.

У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

 Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

ПРОВЕРКА ( СЛАЙД №8)

Учитель:         Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока?

Почему ? Какой глагол в этом предложении ? Будущего сложного времени .

 ( Слайд № 9)

Учитель:         Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?

 (Слайд № 10)

Учитель: Давайте сделаем морфемный разбор этих слов . Помощником учителя сегодня будет Таисия .Она  сделает разбор слов руководствуясь словарем Тихонова . Затем сделаем проверку ваших разборов .

Сделайте вывод : нужно пользоваться словарем и проверять сложные случаи

(СЛАЙД№11)

Можем теперь ответить на шестой пункт таблицы  об особенностях глаголов н.ф.?

(Слайд № 12 )

Учитель:         Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и отметьте значками:

\/ - известная информация;

+ - новая информация;

- - мы ответили неверно;

? – осталось непонятным; ( Слайд № 13)

Учитель:         Какие наши выводы оказались верными? Неверными? Непонятными?

Кто напомнит, каковы были  цели нашего урока ?

Что мы узнали о глаголах неопределенной формы ?Что нам поможет сделать вывод ?

СЛАЙД  ( 14)

Упражнение

Организует деятельность по применению новых знаний

Устанавливает осознанность ситуации

Оценим выполнение этого задания по шкале

Самостоятельная работа .Осуществляют самопроверку пошагово сравнивая по эталону .

Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.

Делают выводы.

Познавательные:

осуществлять

анализ, проводить

сравнение,

классификацию изученных

фактов языка

Регулятивные:

действие по намеченному плану ,

сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

Контроль, коррекция , выделение и  осознание того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , осознание уровня усвоения .

Личностные:

самоопределение

9.Рефлексия деятельности.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

У:1 )Расскажите о ваших впечатлениях на уроке : показался ли он длиннее , или короче , чем всегда ?

  1. Поднимите руки , кто не устал во время урока , а кто устал ?
  2. Осталось ли что — нибудь непонятным ?
  3. Кто скажет , что мы будем изучать на следующем уроке ?
  4. А сейчас возьмите мини — анкету , которая лежит у вас на столе и оцените итоги работы на уроке , дополняя предложения :
  5. МНЕ УДАЛОСЬ...
  6. МЕНЯ УДИВИЛО....

      8)Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА...

(СЛАЙД № 15)

  • В заключении я хочу , чтобы вы прослушали шуточное стихотворение в исполнении АЛЕШИ БЕЛОГОРЦЕВА  о том, как один ученик учил глаголы.

  • Прочитать СКАЗКУ об ИНФИНИТИВЕ .( Выполнить задания по сказке ) .
  • Составить синквейн по теме ,,Неопределенная форма глагола .
  • Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание! Спасибо за урок!(Слайд № 16)

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке .

Соотносят цель и результаты , степень их соответствия

Регулятивные:

оценка своих

достижений,

осознание трудностей

Личностные:

Учебно-познаватель

ный мотив

изучения русского

языка.  

Ориентация

на понимание

причин успеха

в учебе, проявление

интереса к новому

учебному материалу,

развитие

способности к

самооценке

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

Конспект урока Русский язык по теме: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)

Цели деятельности учителя: : формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результатыПредметные:  уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам; ...

Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок открытия новых знаний.Цели урока: Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;Разв...

Конспект урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола"

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола" ( 3 класс)...