Главные вкладки

    конспект урока русского языка в 4 классе ,,Неопределенная форма глагола ,,система Занкова
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Фомичева Ирина Арнольдовна

    Разработка урока русского языка в 4 классе .Проведенный урок получил высокую оценку экспертов и рекомендован к тиражированию .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_nf_glagola.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:


    Технологическая карта урока

    Учебный предмет: русский язык

    Класс: 4 класс

    Учитель ФомичеваИрина Арнольдовна

    Автор УМК « Система Занкова» (программного учебного курса):Полякова Русский язык 4класс, Москва, « Просвещение», 2013

    Тема урока

    «Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы»

    Тип урока

    Открытие нового знания (ОНЗ)

    Цель

    -познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы

    Задачи

    - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
    - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
    - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
     

    Планируемый

    результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь-ти, -ть

    Личностные УУД

    Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

    интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

    Познавательные УУД

    Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

    решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

    Коммуникативные УУД

    Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

    координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

    Регулятивные УУД

    Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Методы

    Формы работы

    Методы: частично-поисковый, наглядный.

    Фронтальная, парная, индивидуальная

    Оборудование

    Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради.

    Этапы

     урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Самоопределение

     к деятельности

    Цель:

    проверка  готовности

    обучающихся, их настроя

    на работу

    У:   Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке . Надеюсь , что мы сделаем наш урок интересным и нескучным .Успехов нам и удачи !

    Приветствует обучающихся,

    проверяет их  готовность к

    уроку, включает в деловой ритм.

    Эмоциональный настрой.

    Приветствуют учителя,

    проверяют свою готовность к уроку.

    Личностные:

    мотивация к

    учебной

    деятельности и

    самоопределение

    2.Актуализация знаний и фиксация

    затруднений

    в деятельности

    Цель:

     быстрое включение в работу

    У:

    Открываем тетрадочки , записываем  Число . Комментирует ____________ .( Числительное ДЕСЯТОЕ безударная гласная Е — проверочное слово ДЕСЯТЬ , Ноября — не проверяемая безударная гласная О , словарное слово .)

    Подготовка к введению новой темы.

    Выполняют задание

    тренирующее отдельные способности к учебной деятельности , мыслительные операции и учебные навыки .

    Дети записывают число и слово КЛАССНАЯ РАБОТА

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    Познавательные:

    логические — анализ объектов с целью выделения признаков  

    3.Постановка задачи и цели урока.

    У: Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

     Кор.: Что вы больше всего любите делать?

     Часть речи: Люблю действовать!

     Кор.: Что вы больше всего не любите?

     Часть речи: Не люблю предлоги!

     Кор.: Какими необыкновенными талантами вы обладаете?

    Часть речи: Могу путешествовать во времени!

    Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

    Часть речи: Чтобы русский все ребята.

         на "пятёрку" знали.

       На письме и в разговоре

      Меня  употребляли.

    Что без меня предметы?

    Лишь названия.

    А я приду-

    Всё в действие придёт.

    Летит ракета.

    Люди строят здания.

    Цветут сады.

    И хлеб в полях растёт.

    У:  Ребята, какая часть речи давала интервью?

    О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

    Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

    Почему я так сказала?

    У: Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаго-

    ле.-Мы на уроках уже много говорили об этой части речи.

    Для того чтобы систематизировать знания по теме ,,Глагол ,,мы с вами поиграем в игру ,,ДА- НЕТ,,  Я буду читать Вам утверждения , а Вы , если согласны со мной будете хлопать в ладоши .

    1)Глаголы отвечают ТОЛЬКО на вопросы что делать ? Что сделать?(НЕТ)

    2)Глаголы обозначают действие предмета.( хлоп)

    1. Слова ЛЕЖИТ , СПИТ — не глаголы , так как это не действия ( Нет)
    2. Только у глаголов прошедшего времени есть суффикс _ л (ХЛОП)
    3. Глаголы изменяются по числам .(ХЛОП)

    6)Глаголы изменяются по временам (ХЛОП)

    7)ВСЕ глаголы изменяются по родам( НЕТ)

    8)Некоторые глаголы изменяются по лицам(ХЛОП)

    9)Глаголы будущего времени обозначают действие , которое уже прошло НЕТ)

         10) ИДТИ , СПАТЬ — глаголы н.в.(НЕТ)

    Словарная работа

     плыть   на корабле (П.п)

     ве сти экскурсию (В.п.)

      ра ботать  шофером (Т.п.)

      идти около вагона (Р.п.)

      преодолеть расстояние (В.п.)

      испечь пирог ( В.п)

    СЛАЙД № 2

    Запиши словосочетания по диктовку в столбик .  Определите падеж имен сущ. (Проверка проходит фронтально)

    -Найдите глаголы в словарной работе . -Можно ли определить , кто действующее лицо и когда происходит действие ?

    • Можно ли определить число  у этих глаголов ? А время ?
    • Как бы вы назвали такие глаголы?

      СЛАЙД № 3

    •  Глаголы неопределённой формы имеют 3 названия
    •                                 Неопределённая форма глагола
    •                                            
    •                                                
    •                                      Начальная форма глагола
    •  Инфинитив

    • - Какое из этих названий вам  не очень знакомо ?  Инфинитив – лат. слово "неопределённый"

     

    • КТО МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО  УРОКА ?
    • КАКИЕ ЗАДАЧИ БУДЕМ РЕШАТЬ НА УРОКЕ ?

    (Задачи урока – ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол – инфинитив в устной и письменной речи.)

    Активизирует знания учащихся .

    Оцените свою работу по шкале

    Создаёт проблемную ситуацию .

    Организует устный коллективный анализ учебной задачи .Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы , организует их обсуждение .

    Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

    учебной задачи.

     Ставят цели .Формулируют тему урока и определяют задачи.

    осознанно строят речевые высказывания , рефлексия своих действий .

    Воспринимают ответы уч-ся

    Дети записывают словосочетания под диктовку . Обосновывают выбор написания того или иного слова . Определяют падеж сущ.

    Анализируют, доказывают , аргументируют свою точку зрения

    Осуществляют самоконтроль .Принимают и сохраняют учебную цель и задачу .

    Регулятивные:

    целеполагание – постановка учебной

    задачи на основе

    соотнесения того, что уже известно и  

    неизвестно.

    Логические:

    формулирование проблемы

     Регулятивные:

    Исследуют условия учебной задачи , обсуждают предметные способы решения .

    4. Изучение нового материала. Работа в парах .

    Цель: поиск оптимального решения учебной задачи .

    Чтобы ответить на все поставленные вопросы о неопределенной форме глагола мы проведем  небольшое исследование и по результатам этого исследования заполним таблицу, которая лежит перед вами .  Для экономии времени Я предлагаю провести  

    • исследования данных четырех пунктов в парах .
    • РАБОТАТЬ БУДЕМ С ГЛАГОЛАМИ  ИЗ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ , КОТОРАЯ НАХОДИТСЯ В ТЕТРАДИ .
    •  А для ТРЕТЬЕГО РЯДА Я ПРЕДЛОЖУ ДРУГИЕ ГЛАГОЛЫ
    •  Для заполнения используйте такие формулировки как :  Изменяется/ не изменяется
    • СЛАЙД № 4-5
    • Сделайте устно вывод .

    СЛАЙД№ 6

    Вывод : Глаголы  неопределенной формы отвечают на вопросы Что делать ? Что сделать? ; НЕ изменяются по лицам , по числам , по временам .Не имеют рода .

    Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации .

    Организует групповую деятельность детей.

    Контролирует выполнение работы.

    Участвуют в обсуждении содержания материала

    Составляют план

    достижения

    цели и

    определяют

    средства,

    аргументируют свои высказывания, делают выводы.

    Регулятивные:

    планирование –

    составление

    плана действий (с

    помощью учителя)

    Познавательные :

    моделирование , логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование ;

    Коммуникативные:

    управление поведением партнера — контроль , коррекция , оценка действий партнера

     

    5.Физминутка

    У: А теперь немного отдохнём. 

    Нужно услышать глаголы в неопределённой форме  и показать действие . (Плавать, будет прыгать, чистить, вязать, спать,пробежит , кружиться, улыбаться, хлопать)

    Организует двигательную

    физминутку

    Дети  выполняют

    движения.

    7.Закрепление. Работа с интерактивной доской

    Цель: формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи

    8. Закрепление .Работа с учебником

    Цель : освоение новых способов действий.

    У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

     Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

    -Прочитайте полученный текст.

    -Кто сделал так же?

    -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

    ПРОВЕРКА ( СЛАЙД №8)

    Учитель:         Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока?

    Почему ? Какой глагол в этом предложении ? Будущего сложного времени .

     ( Слайд № 9)

    Учитель:         Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?

     (Слайд № 10)

    Учитель: Давайте сделаем морфемный разбор этих слов . Помощником учителя сегодня будет Таисия .Она  сделает разбор слов руководствуясь словарем Тихонова . Затем сделаем проверку ваших разборов .

    Сделайте вывод : нужно пользоваться словарем и проверять сложные случаи

    (СЛАЙД№11)

    Можем теперь ответить на шестой пункт таблицы  об особенностях глаголов н.ф.?

    (Слайд № 12 )

    Учитель:         Проверим себя по учебнику. Прочитайте правило на стр. 78 и отметьте значками:

    \/ - известная информация;

    + - новая информация;

    - - мы ответили неверно;

    ? – осталось непонятным; ( Слайд № 13)

    Учитель:         Какие наши выводы оказались верными? Неверными? Непонятными?

    Кто напомнит, каковы были  цели нашего урока ?

    Что мы узнали о глаголах неопределенной формы ?Что нам поможет сделать вывод ?

    СЛАЙД  ( 14)

    Упражнение

    Организует деятельность по применению новых знаний

    Устанавливает осознанность ситуации

    Оценим выполнение этого задания по шкале

    Самостоятельная работа .Осуществляют самопроверку пошагово сравнивая по эталону .

    Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.

    Делают выводы.

    Познавательные:

    осуществлять

    анализ, проводить

    сравнение,

    классификацию изученных

    фактов языка

    Регулятивные:

    действие по намеченному плану ,

    сохранение

    учебной задачи урока на каждом

    этапе.

    Контроль, коррекция , выделение и  осознание того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению , осознание уровня усвоения .

    Личностные:

    самоопределение

    9.Рефлексия деятельности.

    Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

    Самооценка учащихся.

    10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

    У:1 )Расскажите о ваших впечатлениях на уроке : показался ли он длиннее , или короче , чем всегда ?

    1. Поднимите руки , кто не устал во время урока , а кто устал ?
    2. Осталось ли что — нибудь непонятным ?
    3. Кто скажет , что мы будем изучать на следующем уроке ?
    4. А сейчас возьмите мини — анкету , которая лежит у вас на столе и оцените итоги работы на уроке , дополняя предложения :
    5. МНЕ УДАЛОСЬ...
    6. МЕНЯ УДИВИЛО....

          8)Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА...

    (СЛАЙД № 15)

    • В заключении я хочу , чтобы вы прослушали шуточное стихотворение в исполнении АЛЕШИ БЕЛОГОРЦЕВА  о том, как один ученик учил глаголы.

    • Прочитать СКАЗКУ об ИНФИНИТИВЕ .( Выполнить задания по сказке ) .
    • Составить синквейн по теме ,,Неопределенная форма глагола .
    • Желаю, чтобы у вас не возникло трудностей дома, когда вы будете выполнять домашнее задание! Спасибо за урок!(Слайд № 16)

    Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

    Оценивают

    результаты

    своей

    деятельности

    на уроке .

    Соотносят цель и результаты , степень их соответствия

    Регулятивные:

    оценка своих

    достижений,

    осознание трудностей

    Личностные:

    Учебно-познаватель

    ный мотив

    изучения русского

    языка.  

    Ориентация

    на понимание

    причин успеха

    в учебе, проявление

    интереса к новому

    учебному материалу,

    развитие

    способности к

    самооценке

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Неопределенная форма глагола"

    Предлагаю Вашему вниманию конспект  урока русского языка для 4 класса по теме "Неопределенная форма глагола". На уроке используются разные виды работ: фронтальная, индивидуальная, дифференцирован...

    Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"

    Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"...

    Технологическая карта урока русского языка по теме " Неопределенная форма глагола" 4 класс

    Знакомство с особенностями глаголов неопределенной  формы...