Конспект урока по русскому языку, 4 класс: Неопределенная форма глаголов (открытие)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шерстобитова Дарья Андреевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennaya_forma_glagolov_otkrytie.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.19

ФИО учителя: Максимова Н.А __________

Школа: 141

ФИ студента: Шерстобитова Д.

Класс: 4 «В»

ФИО методиста: Кондратьева И.И _________

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Неопределенная форма глаголов»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представления о глаголах неопределенной формы,

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать и называть изученные грамматические признаки глаголов;
  • уметь различать глаголы среди других частей речи;
  • уметь употреблять глаголы в неопределенной форме;

Личностные:

Учиться формировать собственное мнение, учиться учитывать мнение другого; работать в коллективе; проявлять интерес к изучению нового материала.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» (4 кл. 2 ч., стр 72), презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

(Словесный – Беседа)

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению.

(приветствие учителя и учащихся)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

(Словесный – Беседа)

(Практический-  выполнение словарной работы)

5 минут

(проверка домашнего задания «Составление схемы-опоры по теме «Глагол»)

Откройте тетради, пожалуйста, запишите число, классная работа.

Запишем словарные слова: Вагон, шофёр, километр, расстояние, автомобиль, Россия.

(У доски 1 ученик, проверка).

Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Учить - ум точить.

Сделали дело – гуляем смело!

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Какую пословицу вы записали? Почему?

Я вижу, что вы серьезно настроены на урок, это замечательно!

(проверяют домашнюю работу)

(выполняют словарную работу)

(записывают пословицы)

(высказывают мнение)

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Л:целеполагание.

III.Постановка учебной задачи

(Словесный – Формулировка темы и цели урока)

10 минут

Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец.

Почему я его так назвала?

Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. (Работаем у доски). (Проблемный вопрос) Что же у вас получилось?

Какая проблема возникла перед нами?

Догадайтесь, что сегодня мы будем исследовать?


А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

Сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели перед собой поставим?
-узнать…
-познакомиться…
-повторить…
-узнать больше о…
-упражняться в…

Желаю вам удачи в достижении ваших целей!

(слушают учителя)

-Это глагол.

-Мы не всё знаем о глаголах.

-Будем знать, будем спать, учить, точить, сделали, гуляем, лежит, бежит, добывают.

-Не у всех глаголов можно определить время.

- Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола.

(высказывают мнение)

-Тема урока: Неопределенная форма глаголов.

(формулируют цели урока)

Л: формулировка проблемы; 

Л: анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

(Словесный – беседа)

(Практический – упражнение)

10 минут

Для того, чтобы выполнить это исследование, я подготовила для вас карточки. В течение урока вам необходимо будет их заполнять.

Неопределённая форма глагола

(это__________________________________)

1.Почему так называется?

________________

________________

________________

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

_________________,___________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

_________________

Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

Я предлагаю вам поработать в парах. Задайте вопросы к глаголам.

Решать, решить, красить, перекрасить, везти, привезти, бросать, бросить, отвечать, ответить.

Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

Что мы выяснили?

Запишем это в исследовательскую карточку.

Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола.

Выполните задание на карточке самостоятельно.

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы.

Полезные советы.

Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Какие суффиксы повторяются?

Что мы выяснили?

Также отметим, что суффикс –чь- тоже встречается у глаголов неопределенной формы. Запишем в исследовательскую карточку.

Выполнение третьей учебной задачи – узнать и восполнить недостающие сведения в исследовательской карточке.

Откройте учебники на странице 72. Внимательно изучите текст в оранжевой рамке и восполните недостающие данные в исследовательской карточке.

Скажите, что такое неопределенная форма глагола?

Почему она так называется?

Какие еще суффиксы имеют глаголы неопределенной формы?

Молодцы, вы все сделали правильно.
Кто попробует, опираясь на свою исследовательскую карточку, рассказать нам о неопределенной форме глагола?

(учащиеся раздают карточки для исследования)

(работают в парах)

-Распределение в столбики будет зависеть от вопроса, который задается к глаголу.

-Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы «Что делать? Что сделать?»

(работают самостоятельно на карточках)

-Суффикс –ть-.

-Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс –ть-.

(работают с учебником)

-Это начальная, неизменяемая форма глагола, инфинитив.

-Эта форма глагола не указывает ни на время, ни на число глагола.

-Глаголы в неопределенной форме также имеют суффикс –ти-.

(отвечают с опорой на карточку)

Р: саморегуляция

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

1 минута

Давайте сделаем паузу и разомнемся.

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(выполняют упражнения в соответствии со словами и движениями учителя)

Р.: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта)

5 минут

Как вы думаете, а все ли мы узнали о глаголах неопределенной формы?

Послушайте, какой разговор состоялся между 2-мя мальчиками-спортсменами:

– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….а может побежду– замялся Влад.

– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.

А как же правильно сказать? Подумайте. Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.

Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу, стану победителем, смогу победить (глагольное словосочетание)

Составьте предложение устно с этим словом. Например: Я должен победить….

Запишите один пример себе в тетрадь, чтобы не забыть об этом случае.

К списку аналогичных глаголов относятся также: убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть и некоторые другие.

Давайте будем работать на уроках так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.

Выполним задание номер 148. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Запишите их, пожалуйста, в тетрадь.

Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время? Укажите время этих глаголов в тетради.

Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте к ним вопросы.

Как называются эти глаголы?

Молодцы!

(высказывают предположения)

(слушают учителя)

-Победит, победила, победят, а для 1 лица изменить не получается.

(высказывают мнение)

(выполняют запись в тетрадь)

-Нужно списать словосочетания.

(выполняют запись в тетрадь)

-Можно определить время у словосочетаний первой группы. Читаю (наст.вр), играл (прош.вр), повторим(наст.вр), слушали(прош.вр).

-Читать, играть, повторить, слушать. Задаем вопросы: Что делать? Что сделать?

-Эти глаголы называются неопределенными.

К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Лог.: синтез

VI. Самостоятельная работа самопроверкой

(Практический – упражнение)

(Имитативный – запоминание)

5 минут

Подпишите свой лист, сейчас выполним небольшой тест.

Тест «Неопределённая форма глагола»

         1.На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?

1.Что делал? Что сделал?

2.Что делает? Что делают?

3.Что делать? Что сделать?

         2.Какого времени глагол неопределённой формы?

1.Прошедшего времени

2Будущего времени

3.Настоящего времени

4.Время не определяется

        3. Найти глагол в неопределённой форме.

1.рисую

2.тушить

3.смеялся

        4. На что оканчивается глагол в неопределённой форме?

1.– ешь, - ишь

2.– ете, - ите

3.– ть, - ти

Поменяйтесь вашими листочками с соседом сзади. Сверяясь с ответами на слайде, поставьте «плюс», если ответ верный, и «минус», если неверный.

Посчитайте количество плюсов и поставьте оценку:

4 плюса – «5»

3 плюса – «4»

2 плюса – «3»

Верните листочек однокласснику, чтобы он мог посмотреть свои ошибки. В конце урока сдайте ваши листочки мне на стол.

(выполняют работу самостоятельно на листочках)

(выполняют взаимопроверку)

(выполняют взаимооценку)

П: структурирование знаний;

К: планирование учебного сотрудничества с другими учащимися;

Л:синтез

VII. Включение в систему знаний

(Словесный – инструктаж)

 

(Практический – дидактическая игра)

2 минуты

Игра «Кто самый внимательный». Один ученик у доски.

Я читаю слова, а вы записываете только глаголы в неопределенной форме.

Петь, медь, мешать, лошадь, ползти, грызть, грусть, грустить, выносить, вынес, ходит, сесть, сеять, кость, косить, лечь, мелочь, печь.

Взаимопроверка. Кто-то выписал - печь -, а кто- то нет. Докажите свои ответы. Составьте предложения.

(выполняют работу самостоятельно в тетради и у доски)

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности (по продукту)

(Словесный – Беседа)

(Практический – Подведение итогов)

3 минуты

Итак, ребята, давайте вспомним, какая тема была у нас на уроке сегодня?

Скажите, что же такое неопределенная форма глаголов?

Закончите предложения:

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание:

-Учебник, страница 72, упр.149

-РТ, страница 42, упражнение 93,94.

Хочу сказать вам большое спасибо за урок. До свидания!

-«Неопределенная форма глаголов»

(высказывают мнение)

(выполняют самооценку деятельности)

(записывают домашнее задание)

К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

В данном конспекте применяется исследовательская технология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Неопределённая форма глагола" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопросам;- уметь...

Конспект урока по Русскому языку. Тема: "Неопределённая форма глаголов" (3класс)

Цели деятельности учителя:формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; познакомить с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.Планируемые результатыПре...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Неопределённая форма глагола» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять неопределенную форму глагола по вопрос...

Конспект урока по русскому языку.Тема "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России,3 класс)

Тема: Неопределенная форма глагола  Цели деятельности учителя: создание условий для закрепления и обобщения знаний учащихся о глаголе как части речи, неопределённой форме глагола, временах г...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; формирование умения распознавать глаголы в неопределенной форме. Планируемые результаты Предметные: - знать что та...