Статья. Фразеологизмы.
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Федотова Наталья Васильевна

Статья. Фразеологизмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. « Занимательный русский язык»

Тема: « Возникновение фразеологизма»

     Наша речь состоит не только из «кирпичиков»(слов), но и из «блоков»(словосочетаний)-фразеологизмов(устойчивых сочетаний слов-выражений). Смысл таких выражений складывается не из отдельных слов, а из целого словосочетания. Например, однажды в Артеке, где отдыхали дети разных народов, встретили девочку с черными как смоль волосами, которая старательно закатывала рукава своей блузки: оказалось, что вожатая велела работать засучив рукава. Что обозначает это выражение? (Хорошо, старательно).

- Какие фразеологизмы вы знаете?

-Назовите фразеологизмы. Что они обозначают?

 - Русский язык очень богат фразеологизмами. В русский литературный язык эти обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли долгий путь, и смысл отдельных слов стал для нас совершенно непонятен.

   Выступление уч-ся с подготовленными сообщениями о фразеологизмах.

   Показ фразеологических словарей, используемой литературы.

Групповая работа по предложенным текстам .

Найдите фразеологические  обороты  и замените их синонимами.

- Разыгрывание сценок-диалогов

 1)  - А что твоя сестра с петухами ложится?

      - Нет. Она с петухами не ложится – они клюются; она одна ложится в свою кроватку.

2) -  Вот зимой выпадет снег. Ударят морозы. Будем гулять.

   -   А я тогда не выйду на улицу.

   -  Почему?

   -  А чтоб меня морозы не ударили.

3)   - Он так в этом хорошо разбирается. Просто собаку съел по этой части.

     - Ох, не говорите так: моя мама брезглива…

 -Итак, употребление фразеологизма делает речь яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизма можно сказать коротко о многом. Например, выяснить, внести ясность   -  выставить на свет, приподнять завесу, поставить точки над и, открыть глаза, разжевать и в рот положить.

 Подобор к фразеологизмам синонимов и антонимов .

В русском языке одно и то же значение можно выразить не только разными словами, но и разными фразеологизмами. Такие фразеологизмы называются синонимами.

-Подобрать к фразеологизмам синонимы и антонимы .

-Фразеологизмы-синонимы к выражению

«Усердно, прилежно трудиться»: не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота, в поте лица.

 -Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию

 «Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.

-Фразеологизмы-синонимы к выражению

 «Все без исключения»: все как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.

-Фразеологизмы-синонимы к слову «Мгновенно»: в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть.

-Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию

«Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком».

-Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию

  «Очень тесно»: повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке

-Антонимы — это слова, противоположные одно другому по своему значению. Среди фразеологизмов русского языка, как и между словами, бывают антонимы.

 -Возносить до небес — Втаптывать в грязь.

  -Ни зги не видно — Хоть иголки собирай.

 -Кот наплакал — Куры не клюют.

 -Спустя рукава — Засучив рукава.

-Как кошка с собакой — Водой не разольёшь.

-За словом в карман не полезет — Язык проглотил.

 -От горшка два вершка — Верста коломенская.

-Потерять голову — Иметь голову на плечах.

Источник: http://skorogovorki.com/frazeologizmyi-sinonimyi-i-frazeologizmyi-antonimyi/.html
Игра « Объясни нас»

 Щедрым источником фразеологии является  профессиональная речь. Выражения людей одной специальности нередко вырываются  из круга этих людей и становятся широко известными.

   Выступление уч-ся :

         моряки

     Паустовский писал: « Язык моряков крепок, свеж, полон  юмора .Он заслуживает особого исследования». Почитайте книги А.Грина, К.Станюковича. Крепкие словечки, прибаутки с палуб кораблей сошли на берег. Влились в общую разговорную речь.

Держать нос по ветру, сидеть и ждать у моря погоды, бросить якорь, на всех парусах, полный вперед, попутного ветра, отдать концы,  плыть по течению,  без руля и без ветрил. проложить курс. 

Из различных ремесел:

 Портные шито белыми нитками, на живую нитку, одет с иголочки

 Деревоотделочники -  разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа, снять стружку.

  Аптекари –через час по чайной ложке, позолотить пилюлю

  Парикмахеры – стричь под одну гребенку

   Пекари – сбоку припека

   Шоферов – завестись с полуоборота

Из литературы: из мифологии – гордиев узел, домоклов меч, ахиллесова пята, прокрустово ложе, кануть в Лету, рог изобилия, метать громы и молнии, вернуться к родным пенатам, троянский конь, всемирный потоп, избиение младенцев,

Из фольклора –сказка про белого бычка, за тридевять земель. По щучьему веленью, битый небитого везет, рожки да ножки

 Из басен И.А.Крылова – кто в лес, кто по дрова, сильнее кошки зверя нет. А Васька слушает да ест, .ай ,Моська, знать она сильна, а воз и ныне там, слона-то я и не приметил, беда, коль пироги начнет печи  сапожник, вперед чужой беде не смейся ,голубок.

 2) распределите фразеологизмы по тема / в конверты/

Сельское  хозяйство        

Из области искусств    

Из военной жизни            

Из торговли

поднять целину                

играть роль                  

встретить в штыки        

ударить по                                                                                                                                    рукам                                                                                                                                            

снимать сливки        

играть первую скрипку      

выводить из строя          

мерить на свой                                                                                                                                                                                                                                                                                      аршин

подготовить почву    

сойти со сцены              

вызвать огонь на себя

телячий восторг                

ведущая роль              

не нюхал пороха

взять быка за рога      

                                     

этот номер не пройдет  

взять на мушку

3)Допиши фразеологизм:

   Дрожит (как осиновый лист), надулся ( как мышь на крупу), катается ( как сыр в масле)

 Варится ( в собственном соку), втирать (очки,кривить ( душой), первая ласточка), стреляный(воробей), мокрая (курица), умирающий (лебедь), белая  (ворона), скрепя (сердце), до мозга (костей), морочить(голову),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Статья "Знакомство с фразеологизмами в начальной школе и их актуализация в речевой практике младших школьников"

В фрагментах уроков, которые будут представлены, сделана попытка показать на практике, каким образом можно проводить дан­ную работу, направленную на осознание фразеологизмов и актуализа­цию их в...

Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»

Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...

РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».

РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС  Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....