Интересная часть речи (урок, 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кожевина Оксана Викторовна

Урок - обобщение, который помогает систематизировать знания учащихся о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interesnaya_chast_rechi-glagol_4_klass.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Интересная часть речи

урок-обобщение                                                                                    по глаголу в 4 классе

Кожевина О.В.,                                                                                   учитель начальных классов


Тема урока

Интересная часть речи (урок-обобщение по глаголу)

Программа

Программа "Начальная школа XXI века", 4 класс

Цель

систематизировать знания учащихся о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи.

Задачи

  • Образовательные: научить учащихся находить глаголы в тексте, определять время, число; отработка орфографии, лексики, грамматики изученной части речи, выявление роли глагола в тексте,
  • Развивающие: активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда; развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке; развивать монологическую речь учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование

карточки-задания для групповой работы

монеты (золотые, серебряные и медные)

слова для создания кластера

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

Начинаем ровно в срок 
Наш любимейший урок. 
Группой за руки возьмитесь 
И друг другу улыбнитесь. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуйте гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 

2. Психологический настрой "Самое ценное сокровище"

Иногда наши уроки мы начинаем с притчи. Что такое притча? Верно, притча - это небольшое произведение, содержащее в себе какие-либо поучения.

Сегодняшний урок тоже хочу начать с притчи.

Путники ночевали в заброшенном оазисе, где практически высох водоем, была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил эту новость, а купец был в ярости.

— Проводник - подлец и обманщик, он украл у меня все. Ты, старик, не переживаешь, потому что у тебя не было ничего, кроме мешка с едой. И даже его забрал вор.

— Зато у меня есть знания. А они -  сокровища,— заметил старик.

— Что толку в знаниях?! Мы умрем в пустыне без воды, — сердился купец.

— В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе, — сказал старик.

— Ты видишь воду в этом сухом водоеме!? — съязвил купец.

А старик молча срезал полый стебель сухого тростника, воткнул его в дно водоема и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.

— На дне водоема вода прячется на маленькой глубине, — объяснил старик удивленному купцу.

И пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки.

Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику большую сумму денег и сказал:

— Теперь, благодаря тебе, я знаю, что знания - это самые ценные сокровища, которые следуют за тем, кто ими обладает.

С кем из героев притчи Вы согласитесь? Почему?

Сегодня я хочу посмотреть, какими знаниями на сегодняшний момент обладаете Вы. Ну что ж, начнем.

3. Выяснение темы, целей и задач урока

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи сегодня пойдет разговор на нашем уроке.

1.Что вы любите больше всего?

Люблю действовать.

2. Что вы  больше всего не любите?

Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3.Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята

На «пятерку» знали

На письме и в разговоре

Нас употребляли.

Вы, наверное, уже догадались, какая часть речи отвечала на вопросы анкеты?

Конечно же, это Глагол.

Чтобы ваши знания о глаголе стали настоящими сокровищами и всегда помогали преодолевать вам какие-либо трудности, необходимо их обобщать и систематизировать.

Тогда чем же мы займемся сегодня, сформулируйте мне тему и задачи урока.

Тема. Интересная часть речи - глагол.

Задачи. Обобщить и привести в систему все знания о глаголе.

Обобщать эти знания вы будете, работая в группах. В итоге, мы получим кластер знаний о Глаголе.

4. Групповая работа

ГРУППА 1                ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Работа с текстом, где пропущены слова.

Глагол - это интересная часть речи. Интересна она тем, что обозначает действия. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его трудовую, научную или общественную деятельность.

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Без глагола мы не можем выражать свои мысли, без него невозможно представить будущее, узнать прошлое.

Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. В предложении чаще всего глагол бывает сказуемым.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его конец. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать? Например: _____________________________

Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать? Например: _____________________________

ГРУППА 2                ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Проспрягайте глаголы: расти, работать, стоять, держать.

Число

Лицо

Расти

Работать

Ед.ч

1

Ед.ч

2

Ед.ч

3

Мн.ч

1

Мн.ч

2

Мн.ч.

3

Число

Лицо

Стоять

Держать

Ед.ч

1

Ед.ч

2

Ед.ч

3

Мн.ч

1

Мн.ч

2

Мн.ч.

3

При спряжении изменяются окончания глаголов.  

Мы повторили, что глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Глаголы I спряжения имеют окончания: _____________________________  

Глаголы II спряжения имеют окончания: ____________________________

Определить спряжение глагола нам также помогает стихотворение.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

ГРУППА 3                НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

В русском языке существует три вида наклонений глагола: изъявительное, повелительное, условное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. 

Например:_______________________________________________________________
В изъявительном наклонении глаголы
 несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы(б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.

Например:_______________________________________________________________

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по
временам.

Например:_______________________________________________________________

Составьте предложения, где будут использованы глаголы в формах изъявительного, повелительного или условного наклонений. Запишите их.

ГРУППА 4                ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА

  1. Найди в предложениях глаголы. Определи их время. Запиши в тетрадь предложения, изменив время глагола (дано в скобках).
  1. Сегодня вечером я съем вкусный торт. (прош.вр.)
  2. Без тебя я не поехал в город. (буд.вр.)
  3. Даже ночью весенний лес не замолкнет ни на минуту. (наст.вр.)
  4. Свежая листва приятно пахнет. (прош.вр.)

  1. Определи время и число глаголов.

Стою, запоешь, уберет, набьем, прикроете, выйдут, летел, открыла, тянули, дрожишь, лает, кусаем, мыл, уколет.

ГРУППА 5                УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛА В РЕЧИ (ОРФОГРАММЫ)

  • НЕ с глаголами

(не) пил, (не) знаем, (не) боялся, (не) навижу, (не) льзя,  (не) бросит, (не) взлюбить.

  • ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Грамоте учит__ся всегда пригодит__ся.

Глаза боят__ся, а руки делают.

Не плюй в колодец, пригодит__ся воды напит__ся.

Как шьет__ся, так и носит__ся.

Волков боят__ся – в лес не ходить.

  • Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа

На конце глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется и перед суффиксом   -ся.

Например: _____________________________________________________________

  • Ь в глаголах повелительного наклонения

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется ь. Ь в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся и окончанием -те. Исключение: ляг — лягте.

Пряч__тесь, не плач__, избав__тесь, отреж__те, намаж__, ляг__.

  • Гласные в глаголах прошедшего времени перед суффиксом Л

Так как форма прошедшего времени образуется от основы неопределённой формы, то перед суффиксом -Л- в прошедшем времени пишется та же гласная, что и в начальной форме перед -ТЬ.

Увидеть -увид__л, клеить - кле__л, сеять - се__л, прыгать - прыг__л, лазить - лаз__л.

Все группы готовы?

5. Физкультминутка

Прежде чем мы начнем защиту работы каждой группы, предлагаю Вам немного отдохнуть и поиграть. У групп на столах есть карточка. Прочитайте слово, напечатанное на ней и скажите: к какой части речи оно относится? Верно, все слова - существительные.

А я предлагаю Вам образовать от этих существительных глаголы и всей группой показать нам это действие. Ну, а остальные должны будут отгадать, что за слово у Вас было загадано.

Бег, прыжок, наклон, поворот, ходьба.

6. Итоги работы групп

Ребята представляют всем итоги своей работы, приводя материал в систему.

Каждая группа строит часть кластера.

Итог работы всех групп: кластер "Глагол"

7. Рефлексия

Вы замечательно поработали! Я вижу, что наш класс подружился с такой интересной частью речи как глагол. И я очень этому рада!

Значит, наши знания окрепли? Согласны ли Вы со стариком из притчи, что знания - самые ценные сокровища?

А сейчас я предлагаю Вам оценить свою работу и получить небольшое вознаграждение:

  • если Вам все удавалось достаточно легко и просто, в течение урока Вы не испытывали никаких трудностей возьмите себе один золотой,
  • если затруднения все же были, но Вы справились с ними с помощью одноклассников - возьмите себе серебряную монетку,
  • ну, а если Вы еще не уверены в своих силах и Вам пока еще нужна поддержка - возьмите себе медную монетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Части речи. Урок - закрепление" 3 класс

Урок по русскому языку, на котором дети показывают свои знания о частях речи, которые мы изучали во 2 классе и повторили в первой четверти...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока: «Части речи». 3 класс

Технологическая карта открытого урока русского языка. Тема урока:«Части речи»....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Части речи. Урок закрепление"

Нестандартный повторительно-обобщающий урок русского языка в виде "Строительство Дома Мечты"....