Артикуляционная гимнастика.
материал по русскому языку (1 класс) на тему

Грудцына Наталья Михайловна

Игры на развитие артикуляционного аппарата, с целью предупреждения артикуляционной дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx605.72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

     для развития  артикуляционного аппарата

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения:

 -для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

 - отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения  по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Занимаясь с детьми 3 – 4-летнего возраста, необходимо следить, чтобы они запоминали основные движения.

     К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть более четкими и плавными, без подергиваний.

     В 6 – 7-летнем возрасте дети должны выполнять упражнения в быстром темпе и уметь удерживать положение языка некоторое время без изменений.    

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Можно использовать карточки-символы с изображением артикуляционных упражнений, элементы театрализации (с куклами), «Сказку о Веселом язычке».

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Перед знакомством с артикуляционной гимнастикой я рекомендую использовать игру «Сказочка-указочка», для уточнения названий частей лица и органов артикуляции. Вначале читается стихотворение и вместе с ребенком показываются части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока,                                       Подбородок тянем вниз,

Покажи, моя рука:                                        Чтобы с челюстью отвис.

Это – правая щека,                                       Там – к прогулкам не привык -  

Это – левая щека.                                         Робко прячется язык.  

Ты сильна, а не слаба,                                   А вокруг-то – целый ряд -

Здравствуй, верхняя губа,                            Зубки нижние стоят:

Здравствуй, нижняя губа,                           Боковые – слева, справа,

Ты не меньше мне люба!                             Впереди – зубов оправа.

Есть у губ одна черта –                            Нёбо вместо потолка

В них улыбка заперта:                               Есть во рту у языка.

Вправо – правый  угол рта,                       А когда открылся рот,

Влево – левый угол рта.                            Язычок пошел вперед.

                                       Интересная картинка:

                                      Есть и кончик, есть и спинка,

                                      Боковые есть края –

                                     Все про ротик знаю я!

После того, как ребенок усвоил название частей лица и артикуляционных органов, можно приступать к выполнению артикуляционных упражнений.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, т.к. логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Для постановки свистящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)»  -   открыть рот и положить широкий расслабленный

                                               язык на нижнюю губу.

«Горка (Киска сердится)» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние

                                                зубы, а сам язык приподнять вверх.

«Катушка»                          - кончик языка упереть в нижние передние зубы.

                                               Боковые края языка прижать к верхним коренным

                                               зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и

                                               убирать в глубь рта.

«Чистим  нижние зубки»  -  рот приоткрыть в улыбке, «почистить» кончиком

                                                языка нижние зубы с внутренней стороны, делая  

                                                движения из стороны в сторону. Нижняя челюсть  

                                                и губы неподвижны. Движущийся из стороны в  

                                                сторону кончик языка должен находиться у  

                                                десен.        

«Дудочка»                         -   открыть рот и немного высунуть широкий язык.

                                                Боковые края языка загнуты вверх. Подуть в

                                                получившуюся «дудочку».

Для постановки шипящих звуков требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                            язык на нижнюю губу.

«Чашечка»                      - широко открыть рот и положить широкий

                                           расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

                                           края языка, не касаясь верхних зубов.

«Вкусное варенье»        - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                           варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                           язык.

«Маляр»                         - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                          кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                          отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Парус»                          - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                           бугорков (альвеол).  

«Лошадка»                     -  открыть рот и поцокать языком. Цокать медленно и

                                           сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя  

                                           челюсть и губы не двигаются.

«Грибок»                        - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                           от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

                                           Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                        - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                          то к носу, то к подбородку. Рот при этом не  

                                           закрывать.

Для постановки  звука Л требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                            язык на нижнюю губу.

«Иголочка»                    -  рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь

                                           его, сделать узким.

«Чашечка»                      - широко открыть рот и положить широкий

                                           расслабленный язык на нижнюю губу. Приподнять

                                           края языка, не касаясь верхних зубов.

«Грибок»                        - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                           от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

                                           Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                        - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                          то к носу, то к подбородку. Рот при этом не  

                                           закрывать.

«Вкусное варенье»        - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                           варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                           язык.

«Парус»                          - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                           бугорков (альвеол).  

«Маляр»                         - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                          кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                          отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

«Часики»                       - приоткрыть рот. Высунуть узкий язык. Тянуться

                                          языком попеременно то к правому уху, то к левому.

Для постановки  звука Р требуются следующие упражнения:

«Лопаточка (Блинчик)» - открыть рот и положить широкий расслабленный

                                            язык на нижнюю губу.

 «Грибок»                        - открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая его

                                           от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

                                           Язык не должен отрываться от неба.

«Качели»                        - высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно

                                          то к носу, то к подбородку. Рот при этом не  

                                           закрывать.

«Вкусное варенье»        - слегка приоткрыть рот, широким языком «слизать

                                           варенье» с верхней губы сверху вниз и спрятать

                                           язык.

«Парус»                          - открыть рот. Поднять язык вверх и докоснуться до

                                           бугорков (альвеол).  

«Маляр»                         - открыть рот. Широким кончиком языка, как

                                          кисточкой, водить по нёбу вперед – назад, не

                                          отрываясь. Нижняя челюсть не двигается.

 «Барабанщик»              - открыть рот. Язык поднять вверх. Кончиком языка с  

                                          силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и

                                          произносить звуки: «д – д – д …»    

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений:

- статические: «Блинчики (Лопаточка)», «Чашечка», «Иголочка», «Киска сердится», «Трубочка».

- динамические: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка».

Помимо артикуляционных упражнений для развития органов артикуляционного аппарата в логопедической практике используют дыхательную гимнастику, которая позволяет выработать целенаправленную воздушную струю.

«Загнать мяч в ворота» - 1 вариант: вытянуть губы вперед трубочкой и

                                           плавно дуть на ватный  шарик, лежащий на столе

                                           перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками

                                           (это «футбольные ворота»);

                                           2 вариант: улыбнуться, положить широкий

                                           передний край языка на нижнюю губу

                                           («Лопаточка») и плавно, со звуком Ф, сдуть ватку.  

«Фокус»                         - улыбнуться, приоткрыв рот, положить широкий

                                          передний край языка на верхнюю губу так, чтобы

                                          боковые края его были прижаты к верхней губе, а по

                                          середине языка была щель-желобок, и сдуть ватку,

                                          положенную на кончик носа. Воздух при этом

                                          должен идти по середине языка, тогда ватка полетит

                                          вверх.

«Ветерок дует с горки»  - улыбнуться, приоткрыть рот. Поставить язык

                                            «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по  

                                            середине языка. Воздух должен быть холодным.

Сначала все упражнения артикуляционной гимнастики   выполняются, как и положено перед зеркалом. Когда этап «зеркала» прошел, а удержание статических поз еще необходимо, ситуация игры позволяет сделать это ненавязчиво. Чередование статических и динамических поз происходит в процессе развития сюжета вполне естественно.

 Широкое распространение в логопедической практике получила «Сказка о Веселом Язычке», которая имеет множество вариантов. В своей работе я использую и другую интерактивную сказку «В гостях у бабушки с дедушкой»

                      Интерактивная сказка «В гостях у бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости,                                               («Толстячок»)

С ними худые, лишь кожа да кости,                                         («Худышка»)

Толстые внучки приехали тоже,                                               («Толстячок»)

С ними худые – лишь кости да кожа.                                       («Худышка»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,                                    

Утром проснулись – в улыбочку губы, -                                  («Улыбочка»)

Чистили мы свои верхние зубы.                                              («Чистим зубки»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, -  

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмем мы и рот прополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи.                                  («Шарики»)

Блюдца поставим – положат блины нам.                           («Лопаточка»)

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.                                («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуем. Завернем и надкусим                                     («Кусаем язычок»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим.                           («Вкусное варенье»)  

Чашки поставим, чтоб чаю налили,                                     («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили.                                       («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен.                                          («Чашечка»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.                       («Вкусное варенье»)  

 

Бабушке нашей всегда помогаем –

Нитку в иголку мы быстро вдеваем.                                  («Иголочка»)

Бабушка швы на машинке строчила

И на «зигзаг» ее переключила.                                            («Часики», «Змейка»)

Петли иголкой она обметала,

Пуговки круглые попришивала.

Дедушка сделал для внуков качели –

Все покачаться на них мы успели.                                     («Качели»)

После качелей мы в прятки играли:    

Прятались на чердаке и в подвале.                                   («Качели»)  

Дедушка скачет на лошади ловко,

Звонкие вязнут на глине подковки.                                    («Лошадка»)

Вот замедляет лошадка шажочки,                                 («Лошадка»)

Вот на опушке мы видим грибочки.                                 («Грибок»)

Мы их в корзинки  скорее собрали,

Лошади «тпру!» мы у дома сказали.                              («Кучер»)

Вот из сарая индюшка пришла,

Важно сказала: «Бл – бл – бл - бла»!                               («Индюк»)

 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики  и дыхательных упражнений помогает:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервации (нервную проводимость),
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов,
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щек,
  • Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу,
  • Увеличить амплитуду движений,
  • Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов,
  • Подготовить ребенка к правильному произношению  звуков.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_570391a71d965/img_user_file_570391a71d965_2.jpghttps://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/02/artikulyacionnye_uprazhneniya_16_20063445.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0252/0008ef79-ededd179/img14.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0872/0000cbc1-d5f18707/1/img5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика

При подготовке детей к школе очень часто использую упражнения для развития артикуляционного аппарата...

Артикуляционная гимнастика

Письмо формируется на основе устной  речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.  Чтобы ребёнок научился  произносить сложные звуки  С,...

Презентация . Артикуляционная гимнастика

В данной презентации представлен комплекс упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики на логопедических занятиях . Презентацию можно использовать как на занятиях в начальной школе так и в дет...

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речев...