Рабочая программа по русскому языку А.В. Полякова 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП по учебнику А.В.Поляковой Русский язык 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основании нормативно-правовых документов: Федерального Закона «Об образовании в российской Федерации № 273-ФЗ (29.12.2012г.); Закона об образовании в Республике Бурятия № 240-V (13.12.2013); Конвенции о правах ребенка, Государственного Стандарта НОО (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10. 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26.11. 2010 г. № 1241, от 22.09. 2011 г. № 2357); Локальных актов МАОУ СОШ №21 «Байкальская перспектива»; Образовательной программой школы; Примерной программы по предмету русский язык А.В.Поляковой.
Актуальность программы.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Ведущие принципы.
Система, в основу которой заложен принцип развивающего обучения, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области науки, это:
- Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
- Единство федерального образовательного пространства, защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- Свобода и плюрализм образования;
- Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- Интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
В основе построения развивающей системы лежат дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, продвижение вперёд быстрым темпом, осознание школьниками процесса обучения, целенаправленная и систематическая работа над развитием всех учащихся
Цель и задачи программы.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Изучение русского языка на ступени общего (начального) образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих задач:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетики, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Данная программа ставит перед русским языком задачи трёх дидактических уровней.
I. Общедидактические задачи, стоящие перед системой обучения Л.В.Занкова в целом:
1) приобщить учеников к национальным и общекультурным ценностям; воспитать чувство принадлежности к своему народу, общечеловеческому социуму и Природе;
2) развивать стремление к познанию окружающего мира;
3) формировать стремление к самопознанию и самореализации в условиях активной деятельности;
4) формировать и совершенствовать учебные интеллектуальные умения как средство общего развития учеников;
5) обучить детей способам и приёмам преодоления возникающих в процессе деятельности трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера.
II. Частно-предметные задачи, которые русский язык решает как самостоятельный учебный предмет и которые вытекают из стоящих перед ним целей:
1) сформировать навыки правильного чтения и чёткого каллиграфического письма;
2) научить детей способам и приёмам работы с языковым материалом;
3) обеспечить осознанное и прочное усвоение основных понятий языка, заложив тем самым основы правописания;
4) познакомить детей со способами построения текста и научить их передавать знакомый текст, пользуясь этими способами.
III. Частно-методические задачи. Их наличие обусловлено тем, что для системы Л.В.Занкова характерно понимание учебного процесса как единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Решение частно-методических задач делает каждый учебный год звеном в логической цепи образовательных этапов.
В 1-м классе закладывается фундамент будущего здания и обеспечивается наличие основных строительных материалов: происходит знакомство учеников с грамматической структурой языка и основами правописания.
Характеристика предмета.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В обучении и общем развитии младших школьников предмету "Русский язык" принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики должен включать изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и др. Но характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
Содержание системы разработано на основе дидактических принципов и является её частью.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на "чутье языка", обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двухсторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие.
Ценностные ориентиры
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Условия реализации программы.
Для реализации программы кабинет оснащен компьютерной техникой, проектором, интерактивной доской, которые позволяют компенсировать нехватку демонстрационного оборудования. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий. В классе имеются таблицы по русскому языку, карточки для индивидуальной работы, комплекты тестов для проверки знаний учащихся.
Организация образовательного процесса.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования положены «ключевые компетентности».
В целях повышения эффективности качества образовательного процесса, формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету и развития основных учебных и внеучебных навыков изучения данного курса предполагает использование вариативных форм и методов обучения:
- информационные технологии;
- технологии личностно-ориентированного обучения;
- проблемно-развивающие технологии;
- игровые технологии;
- презентации творческих работ;
- групповая работа;
- тестирование.
Сроки и этапы реализации программы.
Согласно действующему в школе учебному плану, программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: в 1 классе предполагается обучение в объеме 5 часов в неделю.
Формы текущего и итогового контроля.
В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:
- устный фронтальный опрос;
- словарный диктант;
- проверочная работа;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- самооценка работы учащегося;
- оценивание одноклассниками.
Планируемые результаты по итогам обучения в 1 классе
Ожидаемые результаты.
К концу первого года обучения русскому языку учащиеся должны
знать:
- все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
- гласные ударные и безударные;
- твердые и мягкие согласные, буквы для обозначения мягкости согласных (и, е, ё, ю, я, ь);
- звонкие и глухие согласные звуки;
- правила переноса слов;
- названия букв русского алфавита.
уметь:
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные звуки;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определять место ударения в слове;
- применять правило правописания слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН;
- находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
- составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
- писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
- приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления.
владеть компетенциями:
- учебно-познавательными (ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы);
- коммуникативной (вступать в контакт с любым типом собеседника, поддерживать контакт в обращении, соблюдая нормы и правила общения, в формах диалога и монолога; слушать собеседника, проявляя терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение);
- рефлексивной (размышлять о предстоящей деятельности, представлять ход деятельности, планировать, выбирать наиболее эффективные способы действия, выявлять возможные ошибки, искать причины собственных неудач и успехов);
- информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет; ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое);
- социальной (уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; определять соё место и роль в окружающем мире, в семье, коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, владеть эффективными способами организации свободного времени; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя)
Личностные результаты на конец первого года обучения
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и процессу обучения;
- интерес к учебному материалу;
- знание общепринятых норм поведения в общественных местах и дома;
- умение оценивать ситуации и поступки на основе их анализа;
- осознание причастности к окружающему (обществу, природе).
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника как субъекта учения;
- первоначальных умений оценивать собственные учебные действия, поступки и действия, поступки сверстников;
- первоначальных умений сотрудничества со взрослым и сверстниками;
- представления о своей этнической и национальной принадлежности.
Метапредметные результаты на конец первого года обучения
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать в готовом виде учебную задачу и сохранять её, определять цель деятельности на уроке с помощью педагога;
- проговаривать вслух (затем — про себя) последовательность действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- высказывать своё предположение, идею, гипотезу при решении учебной задачи;
- осуществлять действия по предложенному плану;
- оценивать совместно с педагогом, сверстником результаты своих или чужих действий, вносить соответствующие коррективы, сравнивать цель и результат.
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками;
- осуществлять пошаговый контроль по результату с помощью педагога;
- предлагать проверку способов решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебных пособиях курса, осуществлять поиск необходимой информации;
- отделять знание от незнания с помощью учителя и сверстников;
- понимать заданный вопрос и находить на него ответ, используя учебные пособия курса, свой опыт; строить ответ в соответствии с вопросом;
- формулировать выводы в результате совместного учебного сотрудничества;
- понимать условные знаки, схемы, модели, имеющиеся в учебных пособиях курса;
- анализировать изучаемые явления языка, сравнивать и группировать их по заданным основаниям;
- находить закономерности в фактах и явлениях языка;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению воспринимать смысл текста;
- проводить аналогии между изучаемыми явлениями, фактами языка и собственным опытом;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы по результатам учебного сотрудничества.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- говорить в соответствии со своей очередью, слушать сверстника, оценивать ответ друг друга;
- договариваться с другим о том, кто будет говорить первым;
- высказывать своё мнение, доказывать его, договариваться об общем решении и представлять его классу;
- допускать возможность существования иных точек зрения;
- использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
- договариваться об очерёдности выступления; слушать членов группы;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения, строить понятные для партнеров высказывания, учитывать позицию других;
- осуществлять взаимопроверку, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности; выбирать совместно с одноклассниками общее решение, представлять это решение классу;
- задавать вопросы педагогу и сверстникам.
Предметные результаты на конец первого года обучения
Развитие речи
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения в урочной и внеурочной деятельности, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- составлять предложения из заданных слов и по рисунку;
- составлять небольшой рассказ по сюжетным картинкам;
- подбирать заголовок к тексту;
- восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить части в небольшом тексте и восстанавливать деформированный текст;
- составлять небольшой текст по его началу или концу;
- находить в текстах сравнения, фразеологизмы, слова, употреблённые в переносном значении;
- объяснять значения слов самостоятельно или с помощью словаря;
- первичному умению составлять записку, поздравительную открытку.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки речи;
- устанавливать последовательность и количество звуков в слове;
- различать гласные и согласные звуки на основе их признаков, ударные и безударные гласные, парные согласные по звонкости—глухости, твёрдости—мягкости;
- определять звонкие и глухие непарные звуки;
- определять непарные твёрдые и непарные мягкие согласные звуки;
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Образование однокоренных слов (разных частей речи) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Глагол. Признаки, значение и употребление в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
-сочетания чк, чн, щн;
-перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Восстановление деформированного текста
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
Учебник «Русский язык», 1 класс А.В. Полякова
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | Примеча-ние | |
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | |||||
1. | Слово и предложение. | 1 | Знать понятия «слово», «предложение». Уметь составлять из слов предложение. | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, материалу, к русскому языку; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, договариваться и приходить к общему решению. Познавательные: усвоение гигиенических требований при письме; формулировать познавательные цели; искать и выделять информацию; анализировать с целью выделения признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, составление целого из данных элементов. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые-мягкие согласные звуки). Определять наличие заданного звука в слове. Группировать (классифицировать) слова по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета). Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнить модели звукового состава слов: находить сходство и различия. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | |
2. | Слово и предложение. | 1 | Иметь представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль. Знать признаки предложения. Уметь оформлять предложение на письме. | |||
3. | Слово и предложение. | 1 | Знать понятия «главные члены предложения», «грамматическая основа», «знаки препинания». Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены, ставить нужные знаки препинания в конце предложения. | |||
4-5. | Звуки и буквы. | 2 | Знать буквы и звуки, фонетическую транскрипцию. Иметь представление о существенных признаках звуков и букв русского языка. Уметь обозначать звуки на письме соответствующими буквами. | |||
6. | Слоги. | 1 | Знать понятие «слог», слоговую структуру слова. Уметь разбивать слова на слоги. | |||
7. | Гласные звуки. | 1 | Знать о главных признаках гласных звуков. Уметь выделять гласные звуки. | |||
8. | Деление слов на слоги. | 1 | Знать и уметь делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. | |||
9. | Согласные звуки. | 1 | Знать основные признаки согласных звуков и букв. Уметь различать гласные от согласных звуков и букв. | |||
10-11. | Перенос слов. | 2 | Знать правила переноса слов на письме. Уметь правильно переносить слова на письме. | |||
12-13. | Ударение. | 2 | Знать правила переноса слов на письме. Уметь правильно переносить слова на письме. | |||
14. | Правописание имён, отчеств, фамилий людей | 1 | Знать правило употребления заглавной буквы в именах собственных. Уметь писать имена собственные с заглавной буквы. Иметь представление о том, как отличать имена собственные от нарицательных. | Личностные: проявление настойчивости в достижении цели, интереса к изучаемому материалу, формирование уважительного отношения к чужому мнению; развитие навыков сотрудничества. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить, адекватное восприятие и понимание оценки учителя. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, договариваться и приходить к общему решению, допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе и не совпадающих. Познавательные: знание орфограмм, правильное формирование познавательной цели; находить и выделять учебную информацию; знать знаково-символическое обозначение, анализировать с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для сравнения объектов; подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений. | Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, называющие действия). Группировать слова, сходные по значению и звучанию. Моделировать предложение. Наблюдать: определять количество слов в предложении. Списывать деформированный текст с его параллельной корректировкой. Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений. Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча—ща, чу—щу, жи—ши. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
15. | Правописание кличек животных, названий улиц, сёл, деревень, городов и рек. | 1 | ||||
16. | Обобщение знаний о словах, которые пишутся с заглавной буквы | 1 | ||||
17-18. | Русская азбука, или алфавит. | 2 | Знать русскую азбуку. Уметь пользоваться алфавитом при расположении слов в соответствии с ним. | |||
19. | Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | Знать об обозначении мягкости согласных звуков на письме буквой Ь. Уметь различать мягкие и твердые согласные звуки при произношении. | |||
20-21. | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, и, ю, я. | 2 | Знать буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Уметь обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными буквами. | |||
22. | Шипящие согласные звуки. | 1 | Закреплять знание о согласных звуках [ж], [ш] как всегда твердых звуках, звуках [ч’], [щ’] как всегда мягких. Уметь определять всегда твердые и всегда мягкие звуки. | |||
23. | Буквосочетания жи-ши. | 1 | Знать правило написания сочетаний ЖИ, ШИ. Уметь писать слова с сочетаниями ЖИ,ШИ. | |||
24. | Буквосочетания ча-ща, чу-щу. | 1 | Знать правило написания сочетаний ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. Уметь писать слова с сочетаниями ЧА, ЩА; ЧУ, ЩУ. | |||
25. | Буквосочетания чк, чн, щн. | 1 | Знать правило написания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН. Уметь писать сочетания букв, требующих повышенной внимательности при формировании навыков грамотного письма. | |||
26. | Проверочный диктант | 1 | Проверить умение писать текст под диктовку, используя правила написания сочетаний ча-ща, жи-ши, чу-щу, чк, чн, щн. | |||
27 28 29 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Знать парные звонкие и глухие согласные звуки. Уметь определять зв. и глухие согл. звуки, различать парные согласные. | |||
30-31 | Парные согласные звуки в конце слова. | 2 | Знать особенности проверочных и проверяемых слов. Уметь сопоставлять произношение и написание слов; выполнять звуко-буквенный анализ слова. | |||
32 33 | Части речи. Части речи. Имя существительное | 1 1 | Знать слова, которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО? Уметь различать слова по вопросам КТО? ЧТО?; соотносить предмет с его названием. | |||
34 | Части речи. Имя прилагательное. | 1 | Знать слова, обозначающие признаки предметов. Уметь ставить вопросы к слову. | |||
35 | Части речи. Глагол. | 1 | Знать слова, обозначающие действие предмета. Уметь ставить вопрос к слову. | |||
36-37 | Предлоги. | 2 | Иметь представление о предлоге как отдельном слове и показать его роль в русской речи. Уметь находить предлоги в предложении; писать предлоги раздельно со словами. | |||
38-39. | Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. | 2 | Знать виды предложений по цели высказывания. Уметь различать предложения по интонации и правильно ставить знаки в конце предложений, выделять слова при помощи логического ударения в восклицательных предложениях. | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/ вопросительные предложения. | ||
40. | Текст и предложение. | 1 | Иметь представление о тексте. Уметь определять разницу между предложением и группой слов, между текстом и группой предложений. | |||
41. | Текст. Абзац. | 1 | Знать понятие «абзац». Уметь определять главную мысль текста; определять абзац. | |||
42 | План речи. | 1 | Знать понятие «план». Уметь составлять план выступления, текста. | |||
43 | Текст. Контрольное списывание. | 1 | Уметь определять количество предложений и их границы. | |||
44 | Работа над ошибками. Родственные слова. Корень слова | 1 | Иметь представление о корне слова как общей части родственных слов. Уметь находить родственные слова и выделять в них корень. | |||
46. | Родственные слова. Корень слова. | 1 | ||||
46. | Контрольный диктант, итоговый за год. | 1 | Проверить умение оформлять предложения при написании. | |||
47. | Работа над ошибками. | 1 | Формировать орфографическую зоркость; способствовать расширению словарного запаса. | |||
48-50. | Секреты речи. | 3 |
Учебно-методический комплект:
Учебник «Русский язык» А.В.Полякова, 1 класс, М.Просвещение, 2011г.
Дополнительные материалы:
Учебно-методические пособия для учителя:
1.Рик Т. Здравствуйте, имя существительное! – РИО Самовар, 1995г.
2. Рик Т. Доброе утро, имя прилагательное! – РИО Самовар, 1996г.
3. Костромина С.Н. Учиться только на пятёрки. М. – АСТ, 2008г.
4. Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка. Самара. Учебная литература, 2007г.
5. Матвеева А.Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. М. – Новая школа, 1994г.
6. Образовательный журнал «Начальная школа»
Учебно-методические пособия для учащихся:
1. Справочник школьника (1-4) под ред.Соболевой О.Л. – М.:АСТ: Слово, 2006г.
2. Тесты
Электронные издания:
1. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
2. Тренажеры по русскому языку.
Интернет - ресурсы:
www.openworld.ru/shool Официальный сайт журнала «Начальная школа»
www/1september.ru Педагогический сайт методических разработок.
«Фестиваль педагогических идей»
«Начальная школа» методическая газета для учителей начальных классов
конспекты уроков для начальных классов
детские праздники
www.solnet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой А.В. 1 класс ФГОС
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа включает пояснительную записку и тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой система Занкова
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым положением об общеобразовательном учреждении,...
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка и календарно -тематическое планирование может быть использовано учителями национальных школ , КТП расчитано на 99часов ( 3 часа в неделю)...
Рабочая программа по русскому языку для 3-б класса по программе Школа России
Структура рабочей программы по русскому языку для 3 класса по программе Школа россии включает в себя следующие элементы:· Титульный лист (название...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс с интеграцией курса "Родной (русский) язык"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс. В курс русского языка (обучение грамоте и письмо) интегрирован предмет "Родной (русский) язык" в количестве - 24 часа...
Рабочая программа по русскому языку (А.В. Полякова) 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс (А. В. Полякова )...