Что такое корень слова?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лебедева Елена Сергеевна

Что такое корень слова?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt_-_kopiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Урок: русский язык

Класс: 3 «а»

Дата: 17.10.2018

Тема: Что такое корень слова?

Цели:

Развивающие: учить принятию различных точек зрения других людей; формировать умение задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнера, вносить коррективы.

Образовательные: познакомить с понятием «корень»; содействовать формированию умения находить корень слова, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова по отличительным признакам; познакомить с новым словарным словом, активизировать его в устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные: формировать положительное отношение к уроку русского языка, к школе; мотивировать к самопознанию; развивать понимание причин своего успеха или неуспеха.

Результаты:

        Предметный результат: знать, что такое корень, уметь выделять его в словах; группировать однокоренные слова по отличительным признакам.

        Личностные УУД: устойчивое положительное отношение к предмету «Русский язык»; интерес к собственному миру чувств;  этические чувства совести, справедливости как регуляторы морального поведения.

        Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД:

умение определять тему урока; ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

  • Познавательные УУД:

анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения; формулировать выводы; фиксировать результаты наблюдения над изучаемым материалом.

  • Коммуникативные УУД:

принимать активное участие в парной и групповой работе; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить понятные высказывания; сотрудничать с учителем и одноклассниками, принимать участие в творческой работе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1. для учителя – конспект, компьютер, учебник, толковый словарь, раздаточный материал.
  2. для учащихся – учебник, тетрадь, дневник, кроссворд, пенал.

Ход занятия

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

Орг. момент.

  1. психологический настрой

2) словарная работа

3) чистописание

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). 

Уши внимательно слушают и всё …(слышат). 

Голова хорошо … (думает).

-Я желаю вам плодотворной работы на уроке и  открыть для себя что-то новое.

-Начнем наш урок. Сегодня он у нас очень необычный – урок-исследование. Все вы станете исследователями. А кто такие исследователи?

Исследователь – человек, занимающийся научными исследованиями.

-Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений. Сегодня так будет называться наша тетрадь.

-Откройте журналы наблюдений и запишите дату исследования и место проведения работы.

17 октября.

Классная работа.

-На минутке чистописания вы будете писать букву, а какую именно вы сейчас скажете сами.

Эта буква обозначает согласный парный глухой твердый звук в слове комар.

-Правильно, мы повторим написание буквы Кк. (ка)

-Посмотрите на написание этой буквы. Так пишется печатная буква, а так прописная.

-Обратите внимание на то, как вы сидите и как расположена тетрадь.

-Посмотрите, как пишется заглавная буква К.

-Запишите ее в тетрадь.

-Посмотрите, как пишется строчная буква к.

-Запишите ее рядом.

-Пропишите целую строчку.

-Оцените свою работу. 

Приветствуют учителя, заряжаются позитивным настроем на работу.

Определяют значение слова «исследователь»

Записывают число.

Прописывают заглавную и строчную букву Кк.

Оценивают свою работу.

Актуализация опорных знаний

-Чтобы узнать тему нашего исследования, нужно разгадать кроссворд. Работаем в парах.

1) Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

2) Последний осенний месяц. (ноябрь)

3) Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. (предложение)

4)  Высказывание, в котором 2 или несколько предложений, которые объединены общей темой и связаны по смыслу. Имеет свою тему и главную мысль. Его можно озаглавить. (текст)

5) Слова, противоположные по смыслу. (антонимы)

6) Числительное, обозначающее любимую оценку. (пять)

-Давайте проверим.

 

 

я

з

ы

к

 

 

 

 

 

н

о

я

б

р

ь

 

 

 

 

 

 

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

т

е

к

с

т

а

н

т

о

н

и

м

ы

 

п

я

т

ь

-Какое слово получилось по вертикали? (корень)

-Запишите слово «корень» в тетрадь, поставьте ударение.

-Кто попробует сформулировать тему урока, поставить вопрос, на который мы должны ответить? (Что такое корень слова?) 

-Проверим, правы ли мы. Откроем учебники на с.74 и прочитаем тему урока.

Разгадывают кроссворд в

группах.

Записывают слово «корень», ставят ударение.

Формулируют тему урока.

Формирование ЗУН.

-Ребята слово корень имеет одно значение? (нет, много)

1) Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2) Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3) Начало, источник, истоки чего-нибудь.

4) В языкознании: основная, значимая часть слова.

-Какой вывод можем сделать? (это слово многозначное)

-А какое из этих определений подходит к нашему исследованию? (основная часть слова).

-Правильно, корень – это основная, главная часть слова. В нём заключен смысл слова. Мы можем даже сказать, что от него «растут» другие слова.

-Как обозначается корень? (        )

-У вас на столах лежат карточки. Прочитайте стихотворение про себя.

-Прочитаем вслух (один ученик).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик – словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

И садовый вот цветок,

Садовник посадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- Обсудите в парах, что общего в выделенных словах? (корень и близкое значение)

-Какой корень? (сад) 

-Давайте с вами вспомним, как называются слова, которые имеют одинаковый корень и близкое значение (однокоренные).

-Проговорим хором!

-Оцените свою работу в парах и поставьте на полях «+» или «-».

-Итак, давайте вспомним ход нашего исследования. Мы уже научились красиво писать букву Кк, (ка) разгадали кроссворд, выяснили, что такое корень и однокоренные слова. Теперь давайте немножко отдохнём.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают стихотворение самостоятельно.

Работают в парах.

Оценивают свою работу.

Физкультминутка

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево.

Покачаться захотела.

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок

Моя яблонька заснет.

-Тихо сели.

Выполняют упражнения.

Практическое применение.

  1. Откройте упр.130. Прочитайте задание, обсудите в парах.

-Найдите однокоренные слова (осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики).

-Как вы их определили? (имеют общую часть и  близкое значение)

-Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

2) Прочитайте задание упр.131.

-Что нужно сделать?

-Мы будем работать по цепочке, проговаривая слова вслух. Нам нужно выписать однокоренные слова, выделите в них корень.

- Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?

3) Мы продолжаем наше исследование.

-Одновременно в три домика приехали «родственники». Нам нужно правильно их  «заселить».

-Сейчас каждый из вас подойдет ко мне, возьмёт карточку со словом и выберет нужный домик.

 

-Проверьте, правильно ли вы заселили слова в домики.

-желт-

-мор-

-вод-

желток

морской

Вода

желтый

моряк

водичка

желтеть

море

водный

желтизна

заморский

подводник

пожелтевший

водяной

Выписывают однокоренные слова, выделяют корень.

Сверяют с образцом, оценивают свою работу.

По цепочке, диктуя всему классу, записывают однокоренные слова, выделяют в них корень.

«Заселяют» слова в домики. Распределяются в группы.

  1. Подача д/з.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

стр. 75 упр. 132

-В этом задании нужно найти однокоренные слова, записать их в группы и выделить корень.

-Кому задание не понятно?

Записывают домашнее задание.

  1. Итог урока.

-Для чего проводятся исследования? (чтобы узнать что-то новое, передать эти знания другим)

 - Что такое корень?

-Кто считает, что он усвоил материал и может рассказать об этом другим?

-Кто считает, что материал усвоил, но пока рассказать другим не может?

-Кто считает, что ему надо еще самому разобраться получше?

Спасибо за работу! Наш урок окончен.

Подводят итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Открытый урок "Что такое корень слова? Как найти в слове корень?" 3 класс

Формировть правильное представление о понятии корень слова....