Конспект открытого урока. Главныечлены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок отличает исследовательский характер. Большинство заданий направлены на творческое развитие. Применяются разнообразные форы организации учеников. Предусмотрена обратная связь. Продуманы условия для положительной мотивации. На данном уроке используются приемы умения детей работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Главные члены предложения125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс «3»

Программа – Начальная школа XXI века

Предмет Русский язык

Учебник С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.

Учитель Трифонова Марина Григорьевна

Тема: «Главные члены предложения».

Цель урока: продолжить исследовательскую деятельность на уроке и познакомиться с главными членами предложения

Задачи: 1) повторить понятие «предложение 2)продолжить работу по определению вида предложений по цели высказывания и интонации 3) развивать умение находить главные члены предложения; развивать речь ученика, память, внимание, орфографическую зоркость, каллиграфический почерк 4) создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать потребность оценивать свою деятельность, воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Личностные УУД: 

- Способность к самооценке

Метапредметные:

- проговаривать последовательность действий на уроке; уметь оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; формулировать свое мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь пользоваться имеющимися знанием, находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок.

Отгадайте загадку

Утром мы во двор идём

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

Вот и пришла осень. Меняется пейзаж за окном. Поле за городом, луг и деревья в соседнем парке стали совсем другими, словно нарядились в новые праздничные одежды. Настоящее волшебство! Это она выкрасила лес, тронула своей волшебной палочкой кисточки рябин, разрисовала поля и луга, нарядила соседний сквер.

 -Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. 

Проверяет готовность учащихся к уроку.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, назовите все гласные в слове осень, на следующей строке запишите буквосочетание этих гласных.

-Вспомните пословицу об осени.

Запишите пословицу, объясните её смысл. «Придёт осень, за всё спросит» 

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задания. (Слайд  2)

– Прочтите предложения.

Чёремуха цветёт в мае.

Рабочие строят дом.

Лодка плывёт по озеру.

– Назовите слова, без которых они не смогут существовать.

(Выполняют задания.Выдвигают гипотезы.Отвечают на вопросы.)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 - Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

1. Коля, плыви к берегу.

2.  Скоро, золотая, наступит

3. По синему небу  плывут облака.

4.По, опушкам, грибы, лесов

5. Рабочие строят дом?

 -Как вы это определили? (В предложении все слова связаны по смыслу. Предложение имеет законченную мысль).

-Какие бывают предложения по цели высказывания?

-Прочитайте повествовательное, вопросительное, побудительное предложение.

-Как определели их?

-Запишите в тетрадь повествовательное предложение.

По синему небу  плывут облака.

        

Какими словами можно дополнить вторую и четвертую строчки слов, чтобы получились предложения?

2.Скоро наступит золотая осень.

3.По опушкам лесов растут грибы.

Постановка проблемного вопроса

-Какие это слова? (Главные)

Вывод: Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль, а значит, нельзя построить предложение. Их назвали главными членами предложения.

Проблемный вопрос:

 - Сколько их? Чем они отличаются?

 - Слова, которые входят в это предложение, называются главными. Без них, как вы сейчас убедились, предложение не получится, т.е. мы не поймем мысль предложения.

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

-Подумайте, какова будет цель нашего урока?

Цель: Познакомиться с главными членами предложения, научиться находить их в предложении.

задачи:

  • Какие члены предложения называются главными и почему?
  • Сколько их? Как найти?
  • Чем отличается один главный член предложения от другого?

ПРЕДПОЛОЖИМ

Гипотеза: известно, что в тексте всегда есть основная мысль; у слов – основа слова, значит, у предложения тоже есть своя основа.

  • Метод исследования: наблюдение и анализ.

Объект исследования: предложение

Работаем по структуре РАУНД ТЭЙБЛ

Карточка 1

- Составьте предложения. Запишите в тетрадь. Докажите.

1. Золотая, наступит, скоро.

2.Весёлых,бабушка,внучат.

3.Очень,мёд,Мишка, любит.

- Мы записали только одно предложение: Мишка очень любит мёд.

-Почему?

Потому что в нём выражена законченная мысль.

В 1 группе слов непонятно о чём говорится, значит мысль незакончена.

Во 2 группе слов непонятно, что делали облака, значит мысль незакончена.

Проблемный вопрос: Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения? Какими словами дополним?

  • Скоро наступит золотая осень.

Итак, какое слово мы здесь добавили? (Осень)

-Что это слово обозначает? (Предмет)

-На какой вопрос отвечает? (Что?)

 -Т.е., слова которые обозначают предмет называются подлежащим.

Бабушка любит весёлых внучат.

-Какое слово добавили в этом предложении? (Любит)

-Что обозначает это слово?(Действие)

-На какой вопрос отвечает? (Что делает?)

 - А слова, которые обозначают действие  предмета называются сказуемым.

ФИЗМИНУТКА

3. Реализация построенного проекта 

-Вернёмся к повествовательному предложению, которое мы записали в начале урока. Разберём это  предложение.  По синему небу  плывут облака.

        

Попробуйте убрать пятый член предложения.

Мысль остаётся?  (нет)

Подчеркнём его одной чертой.

На какой вопрос отвечает? (что?)

Какой частью речи является?

Второй член предложения? (да)

Четвертый?  (нет)

Подчеркнём его двумя чертами.

На какой вопрос отвечает?

Какой частью речи является?

- Итак, мы нашли главные члены предложения.

 – Что мы для этого сделали?  

-Давайте попробуем сформулировать алгоритм наших действий по нахождению главныхчленов предложения.

Описание: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0807/00034fde-a850b239/5/640/img14.jpg

Проблемный вопрос:  Чем они отличаются  подлежащее и сказуемое?

 [Image] 

- Найдём главные члены предложения в следующем предложении. Как будем находить?

Мурка с радостью лакает молоко.

-Для этого задаём сразу два вопроса: кто? что? – что делает?

Далее снова работа в группах. Найти главные члены предложения в записанном в тетради предложении. Докажите.

 Мурка с радостью лакает молоко.

-Что составляют главные члены предложения МУРКА ЛАКАЕТ?

(Они составляют основу предложения, без которого оно не имеет смысла).

-Т.е. по другому главные члены предложения можно назвать грамматической основой.

Физминутка

Музыкальная под музыку кота Леопольда «Давайте жить дружно»

4. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи

        

Карточка 2

Отгадайте загадку. Спишите. Подчеркните главные члены. Напишите в скобочках отгадки.

1. Крашеное коромысло через реку повисло.

2. Белое покрывало на земле лежало.

Карточка 3

  • Друзья играли в бадминтон
  • Класс  участвует в соревнованиях
  • Папа купил новый велосипед.
  • Матч начался вовремя
  • Ребята поздравляют победителей

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра «Лучший корреспондент» (работа в группе)

- Распространите текст.

Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.

(Проверка и выбор лучшего текста).

Задание.

Прослушать предложения и записать в тетрадь грамматическую основу. Диктует предложения.

В лес пришла осень. Густые леса поредели. Опавшая листва кружится в воздухе. Перелетные птицы улетают в теплые края. Часто идут холодные дожди. Природа готовится к зиме.

Слушают предложения.

Записывают  главные члены. Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой.

Включение в систему знаний и повторение

РАБОТА по структуре МОДЕЛЬ ФРЕЙР

Предлагает задание:

КАРТОЧКА 4

2.Найти ошибки в выделении главных членов предложения.

        

Девушка вышивала чудесный узор.

Художник вымыл кисть.

Костя прочитал интересную книгу.

Дедушка купил новый прочный замок.

Информация о домашнем задании

Выучить алгоритм нахождения главных членов.

1. Выполнить упражнение №3 на с.55 учебника.

2.Составить текст на тему «Осень»,  выделить главные члены предложения.(Слайд 10)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует беседу:

– Итак, озвучьте первую задачу нашего урока. (Какие члены предложения называютя главными и почему?)

  • Ответили ли на главный вопрос урока?
  • Какую работу мы сегодня выполняли?
  • Чему научились?        (Находить в предложении главные члены.)

  • Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

  • Какой вид работы вам особенно удался?
  • Что было трудным?  (Слайд 11)        
  • Какой секрет  Предложения мы открыли сегодня? (Предложение состоит из грамматической основы.)

 -Сформулируйте восклицательное предложение к концу урока (Ура! Мы открыли секрет предложения! Подлежащее и сказуемое создают основу предложения)

– Кто доволен сегодня своей работой, поднимите кленовые листья.

-Кто не совсем доволен, поднимите рябиновые листья.

 - Мы сделали еще один шаг на пути изучения русского языка. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

Возвращаемся домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

Конспект открытого урока русского языка На тему: «Текст и предложение».1 класс.

Цель: дать представление о понятиях текст и предложение, познакомить с функцией предложения, обогатить словарный запас.Планируемые результаты:Предметные. Учащиеся научатся распознавать текст, отдельны...

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"

Конспект открытого урока во 2 классе на тему: "Связь слов в предложении"...

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...