Конспект урока русского языка в 1 классе. Тема: "Гласные звуки и буквы".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Камардина Светлана Михайловна

Цель:

  1. Закрепить  знания о гласных звуках и буквах ;
  2. Закрепить навыки грамотного письма;
  3. Совершенствовать навыки написания букв  и соединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_1_klass.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 1 классе.

Тема: "Гласные звуки и буквы".

Цель:

  1. Закрепить  знания о гласных звуках и буквах ;
  2. Закрепить навыки грамотного письма;
  3. Совершенствовать навыки написания букв  и соединений.

1.Организационный момент.

- Ребята, перед вами разноцветные, яркие, улыбающиеся шарики. Если ваше настроение сейчас такое же радужное, напишите свое имя на любом понравившемся шарике. Шарики настроения будут с нами до конца урока.(Магниты)

2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

Чистописание:

л м и я ли ип

липка

- Назовите буквы правильно.

- Какие из них гласные?

- Согласные?

- Какой элемент общий у всех букв?(короткая наклонная линия с закруглением вправо).

- Напишите эти буквы в  соединении с буквами л и п.

- Прочитайте слово. Старайтесь писать безотрывно.

- Прочитайте стихотворение (на доске):

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой -

Не ломай меня.

- Теперь прочитайте вот так (показ поочередно карточек со словами строго, с мольбой).

- О чем просит липка? Почему нельзя ломать деревья? (Потому что деревья приносят пользу, они часть природы, а природу нужно беречь.)

- Сколько слогов в слове липка?(2)

- Как определили?(в слове 2 гласных звука - и, а).

- Подчеркните их.

- Догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-(О гласных звуках и буквах)

- Чему будем учиться?(Будем учиться находить в слове гласные буквы, делить слова на слоги, ставить ударение, правильно записывать слова и предложения, еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах)

- Еще раз уделим особое внимание буквам е,ё,ю,я и узнаем,откуда в наш язык пришли слова с буквой э.

- Давайте вспомним все, что знаем о гласных . Ответить вам поможет эта схема.

слайд 1

1) - Гласный звук состоит только из голоса. Слово гласный от слова голос, глас.

слайд 2

2) - При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, не встречает никаких препятствий.

Ученик:

- Я знаю загадку.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …

слайд 3

3) - Гласные в слове образуют слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

слайд 4

- Назовите  гласные звуки. Сколько их?(6)

- Назовите гласные буквы. Сколько их?(10) Чего больше, букв или звуков? На сколько больше?(на 4)

-Детский писатель Андрей Усачёв заметил эту разницу и написал стихотворение:

Ученик:

-Я, ребята, признаю:

Нет такого звука Ю.

И открытие моё

То, что нету звука Ё.

Заодно скажу, друзья,

Так же нет и звука Я.

И, прошу поверить мне,

Нет на свете звука Е.

слайды 5,6

- Что вы можете сказать об этих буквах?

- Буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь. (Например...)

- Что еще могут обозначать гласные буквы?

- Твердость или мягкость согласного звука.

3.Работа по теме урока.

1)Работа по учебнику.

- Сейчас мы понаблюдаем за этим, выполнив упр.8

Упр.8.

- Прочитайте слова в столбиках.

- Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.

- Прочитайте 2-е задание к упражнению.

Выполняется только 2-е задание по 3-м вариантам.

(3 человека у доски)

Словарная работа.

- Прочитайте последнее задание к упражнению.

- Давайте посмотрим значение слова в словаре. В каком?

- Это слово многозначное или однозначное?

слайд 7

Ученик

Пенка молока парного
Ароматной строчкой на губах.
Запах сена, золото соломы,
Песни соловьиные в садах.
Малой речки плавные изгибы,
Даль в туманной дымке чуть видна…
Малой капелькой в величии России
Милая для сердца сторона.

-Какое место в слове является опасным??

(- Безударная гласная е в первом слоге)

- Запишите в словарики, вместе с транскрипцией(учитель пишет на доске), поставьте ударение.

- Составьте предложение с этим словом. Вам поможет эта схема:

________  ________  ________  ________  . (на доске)

Физкультминутка( видео)

2)Работа по карточкам(в группах, парах, по силам).

- Перед вами карточки. Из 3-х заданий выберите 1, наиболее интересное и посильное для вас каждого из вас  ( по силам).

(В процессе работы дети подходят друг к другу, советуются, оказывают взаимопомощь, предлагают дополнительные задания).

Задание 1.

 Спиши предложение. Из какой сказки оно? Подчеркни гласные буквы.

Пришла лиса в гости к журавлю.

Задание 2.

Выпиши слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.

Ясли, дыня, зёрна, ёжик, ель, тень, июнь, люстра.

Задание 3.

Прочитай текст. Озаглавь его.

Дети пришли в рощ. . Там было вес.ло и шумно.

Докажи, что это текст. Озаглавь его. Назови  пропущенные  буквы. Объясните, какие звуки они обозначают. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Проверка. Слайды.

(Последним проверяется задание 1)

- Вспомнили сказку? Расскажите коротко. Как понимаете выражение не солоно хлебавши.

- "Лиса и Журавль" - русская народная сказка. Какие еще сказки бывают?(Авторские). Приведите примеры.(Выставка книг).

Упр.9

- В упражнении 9 тоже представлен отрывок из сказки. Прочитайте текст и скажите, из какой .("Дюймовочка")

- Кто автор сказки?(Г.- Х. Андерсен)

- Кто такие эльфы?

- Слово эльфы иноязычное, как и все слова, в которых есть буква э. Слово эльфы пришло к нам из немецкого языка.

Физкультминутка.

- Эльфы похожи на бабочек. У нас есть такая разминка. Кого попросим провести?(Алина)

- Ответьте на вопрос упражнения.

-Выполним задание к упражнению. Прочитайте его. Напишите предложение. Какие  буквы подчеркнем?

Ученик

- Я знаю слово с буквой э, которое пришло к нам из английского языка.

Экология. От англ. эколоджи. Мы в начале урока говорили, что надо беречь природу. Экология - это наука о чистоте природы.

5. Работа в тетради с печатной основой.

С.32, упр.5.

- В продолжении разговора о природе прочитаем выразительно стихотворение Г. Сапгира на с.32 тетрадей с печатной основой.

Слайд.

- Страус эму живет в Южной Америке(учитель показывает на глобусе).

- Это животное теплых стран или холодных, как вы думаете?(Это животное теплых стран).

- Прочитайте задание к упражнению.

- Какие слова выпишем?(эму, Эмма, эскимо)

- Как напишем слово Эмма?

- Почему?

Ученики могут предложить примеры имен на букву Э.

- Давайте вернемся на с. учебника и посмотрим в упр. 11, какие еще слова с буквой э пришли к нам из других языков.

4. Итог урока.

- Ребята, вам понравился урок? Давайте еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах, только уже без схемы. Хотелось бы послушать мнение экспертов. Кто получает сегодня это право? Как считаете? (Несколько учеников, выбранных одноклассниками, получают табличку "эксперт" и отвечают на вопрос по очереди).

5. Рефлексия. (Рефлексивный экран, самооценка деятельности).  

Технологическая карта урока русского языка по теме "Гласные звуки и буквы".

Целевой блок

Тема

Гласные звуки и буквы

Комментарии

Цель

Формировать УУД:

Личностные:

 

 Регулятивные:

 Коммуникативные:

Познавательные:

           

 

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Осуществление познавательной рефлексии.

Развитие умения слушать и понимать других.

  1. Закрепить  знания о гласных звуках и буквах ;
  2. Закрепить навыки грамотного письма;
  3. Совершенствовать навыки написания букв  и соединений.

 

Планируемые результаты

Предметные: 

Личностные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Коммуникативные УУД: 

Познавательные УУД:

  1. Называют звуки, из которых состоит слово;
  2.  Называют слово по его звукобуквенному составу;
  3. Делят слова на слоги;
  4.  Ставят ударение;
  5.  Определяют роль гласных букв;
  6. Используют правильное начертание букв.

  Осознают роль языка в речи людей и их жизни.

   Учатся сопоставлять изображенные  на картине  объекты природы с тем что, они наблюдают в действительности.

Учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом;

  1. Оформляют свои мысли в устной и письменной речи;
  2. Слушают и понимают речь других.

  1. Ориентируются в рабочей тетради;
  2.  Находят ответы на вопросы в иллюстрациях;
  3. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

Способствовать развитию: 

Воспитывать:

создать условия для закрепления  знаний о гласных звуках и буквах;

фонематического слуха, мелкой моторики;

стремление к самостоятельному овладению знаниями;

Тип урока

Урок - обобщение

Учебно-методический комплекс

«Школа России»

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Звуки.

 Буквы.

Слово.

Предложение

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, математика.

Действия обучающихся

  1. Формулируют цель урока;

  1. Выполняют задание учителя во фронтальном режиме;

  1. Выполняют задание в тетради по заданию из упражнения учебника.

  1. Читают стихотворения о деревне:

  1. Составляют предложение по заданной схеме:

6. Списывают в тетрадь предложение, подчеркивают гласные буквы:

7. Списывают в тетрадь слова, в которых гласные буквы обозначают два звука:

8. Списывают в тетрадь текст, вставляют пропущенные буквы:

9.Списывают в тетрадь предложение из учебника.

10. Выписывают в тетрадь с печатной основой слова с буквой э.

  • Отвечая на наводящие вопросы учителя,   обучающиеся  сами делают выводы о теме и  цели урока.

  • Ученики отвечают на вопросы с опорой на схему.

                                Отвечают на вопросы учителя:

  1. Сколько слогов в слове липка 
  2. Сколько гласных звуков в слове липка.

Ученики записывают:

липка

Ученики записывают:

Мяч, тетя, .деревня.

Пенка молока парного

Ароматной строчкой на губах

Запах сена, золото соломы,

Песни соловьиные в садах.

Малой речки плавные изгибы,

Даль в тумманной дымке

Чуть видна...

Малой капелькой в величии России

Милая для сердца сторона.    _______._______ ______ ______ .

Пришла лиса в гости к журавлю.

Ясли, ёжик, ель, июнь.

Дети пришли в рощу. Там было весело и шумно.

Эльфы поднесли Дюймовочке подарки.

Эму, Эмма, Эскимо.

Диагностика результатов урока

 итог урока

Работа в  экспертной группе.

Самооценка по алгоритму

(групповая рефлексия,рефлексивный экран)

Отвечают на  вопрос:

Расскажите всё, что вам известно о гласных звуках и буквах русского языка.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

Урок русского языка ,1 класс тема : Гласные и согласные звуки"

На данном уроке  ведется ознакомление с гласными и согласными звуками....

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...

Конспект урока русского языка «Ударные и безударные гласные звуки. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука»(УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об безударных гласных звуках в словах ворона, сорока и др. и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее предс...