Употребление прописной и заглавной буквы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Горшкова Анастасия Викторовна

Конспект урока с презентацией 2 класс "Употребление прописной и заглавной буквы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Класс

2

Тема урока

Употребление прописной и заглавной буквы

Тип учебного занятия

Повторение пройденного материала

Цель урока

Закреплять знания учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран. Развивать мышление, память, внимание, речь учащихся. Воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать согласованно с одноклассниками.

Планируемые

результаты  

Предметные: уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Личностные: способность к самооценке; развивать чувство уверенности в своих возможностях; формировать познавательные мотивы, т. е. интерес к новому; доброжелательное отношение к окружающим; участвовать в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Оборудования урока

Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок!

Начинается урок!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, как мы умеем работать. Тихо сели.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация знаний.
  1. Чистописание

– Ноги?

– Локти?

– Спина?

- Запишем сегодняшнюю дату, классная работа.

- Вспоминаем правописание заглавной и строчной букв М

        2) Словарная работа.

- Сегодня на уроке мы повторим написание словарного слова. Отгадайте загадку:

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез, 

А зимой он спит в берлоге, 

От мороза пряча нос.

- Правильно. Это медведь! А кто такой медведь? Где он обитает?

- Давайте запишем слово медведь. Чтобы не допустить ошибки  скажите, написание какой буквы мы должны запомнить?

- Ребята, сколько слогов в этом слове?

- Куда падает ударение?

- Как можно перенести его с одной строки на другую?

- Какие опасные места в этом слове, где мы можем допустить ошибку?

- А теперь составьте предложение с этим словом. Запишем.

- Подчеркнем главные члены предложения.

- В русском языке много фразеологических оборотов со словом медведь. О ком так говорят?

Медведь на ухо наступил

Плачет Ёж. Какое горе! 
Быть хотел солистом в хоре. 
Но Ежу, сказала Муха, 
Наступил медведь на ухо.

Наступил Медведь на ухо -
Нет теперь 
ни капли слуха.

- Еще один фразеологический оборот: Медвежья услуга. Какую услугу можно назвать медвежьей?

- Товарищ твой просит украдкой

     Ответы списать из тетрадки.

     Не надо! Ведь этим ты другу

    Окажешь … (медвежью услугу)

– На месте!

– У края!

– Прямая!

- Четырнадцатое ноября, классная работа

- Мм    

- медведь

- Дикое животное, обитает в лесу, у него огромная сила, зимой спит в берлоге.

-  безударной гласной Е в первом слоге

- Мед-ведь

- на 2 слог

- Медведь

- Зимой медведь спит в берлоге.

- о том, кто лишен музыкального слуха.

- Неумелая, приносящая вместо помощи вред, неприятность

  1. Формулирование проблемы, поиск решения (повторение материала).

- А теперь давайте подберем однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?

  1. если он медведь, то она …
  2. а их детеныша как будут называть? ….

- Запишем эти слова. Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Какие сказки о медведях вы знаете?

- Как зовут медведей в русской народной сказке «Три медведя»?

- Посмотрите, как записаны их имена. Почему?

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

    С заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества
  • Имена сказочных героев
  • Названия городов, деревень, рек, морей… т.е. географические названия
  • Клички животных

- Кто догадался, какой будет тема нашего урока сегодня?

-Тема нашего урока «Употребление прописной и заглавной буквы»

Парная работа.

-У вас на партах лежат листочки. Используя правила правописания заглавной буквы, исправьте ошибки, если они есть в тексте.

         Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

-  Проверка по образцу

- Меня интересует последнее предложение. Кто-то оставил слово шарик со строчной буквой, а кто-то заменил ее на заглавную. И у тех и у других правильно, но написано по-разному.

- имеют общую часть и близкое значение

- медведица

- медвежонок

- Одинаково

- Три медведя. Маша и медведь. Винни –Пух и все-все-все.

- Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мушутка

- С большой  заглавной буквы. Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы

- Употребление прописной и заглавной буквы

VI. Закрепление материала

Физкультминутка

Топай Мишка, топай Мишка,
Приседай со мной братишка,
Наклоняйся вправо, влево,
Посмотри на потолок,
Сядь тихонечко за парту,
Мы продолжим наш урок.

1) Сравнение предложений

 - Давайте разберемся с последним предложением «Еще я люблю играть с шариком». Что имели в виду те, кто написал слово шарик с Заглавной буквы?

- А что имели в виду те, кто оставил строчную букву?

- Чем отличаются наши два шарика друг от друга?

- Какой мы можем сделать вывод? В слове главное-это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание.

- В данном предложении понятно значение слова? Поэтому вы и написали его по-разному.  Сделайте так, чтобы стало понятно, что слово надо писать с большой, заглавной буквы.

- А теперь, чтобы всем стало понятно, что шарик пишется с маленькой строчной буквы.

- Молодцы.

  1. Упр. 132 стр.87.
  2.  Распределите слова на две группы:

Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна 

- Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы.

- выполнение физкультминутки

- Кличку животного

- воздушный шарик

- значением

- нет

- Еще я люблю гулять со щенком Шариком.

- Еще я люблю гулять с воздушным шариком.

- Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна 

VI. Итог урок. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили на уроке?

- А что нового узнали?

Послушайте стихотворение «Тётя Соня и дядя – соня»

У меня есть тётя Соня,

У меня есть дядя - соня.

Пять будильников трезвонят,

Полчаса в квартире звон,

Варит кашу тётя Соня,

Дядя – соня смотрит сон.

- Назовите слова, которые звучат одинаково?

- Чем они отличаются?

- Чем они еще отличаются?

- Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

- Употребление заглавной буквы

- Тетя Соня, дядя-соня

- Одни слова пишутся с заглавной буквы, другие – со строчной буквы.

- Значением.

VII.Домашнее задание.

Упр.130 стр.86.

- Записывают Д/з.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.

Картинки по запросу медведь

Медведь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Четырнадцатое ноября. Классная работа.

Слайд 4

Медведь

Слайд 5

Зимой медведь спит в берлоге.

Слайд 6

Медведь на ухо наступил

Слайд 7

Медвежья услуга

Слайд 8

Медведь Медведица Медвежонок

Слайд 10

Михайло Потапыч , Настасья Петровна, Мушутка

Слайд 11

Имена, фамилии, отчества Имена сказочных героев Названия городов, деревень, рек, морей… Клички животных

Слайд 12

Употребление прописной и заглавной буквы.

Слайд 13

Я живу в городе чебоксары . Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску . Еще я люблю гулять с шариком.

Слайд 14

Я живу в городе Ч ебоксары. Он расположен на берегу реки В олга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, К арлсон и Н езнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора Д рагунского про Д ениску. Еще я люблю гулять с Ш ариком.( ш ариком)

Слайд 15

Физкультминутка Топай Мишка, топай Мишка, Приседай со мной братишка, Наклоняйся вправо, влево, Посмотри на потолок, Сядь тихонечко за парту, Мы продолжим наш урок.

Слайд 16

Ещё я люблю гулять со щенком Шариком. Ещё я люблю гулять с воздушным шариком.

Слайд 17

Упражнение 132

Слайд 18

Распределите слова на две группы: Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна

Слайд 19

Москва Гагарин Ольга Петровна Дик Яна шар реки город ракета Собаки

Слайд 21

«Тётя Соня и дядя – соня» У меня есть тётя Соня, У меня есть дядя - соня. Пять будильников трезвонят, Полчаса в квартире звон, Варит кашу тётя Соня, Дядя – соня смотрит сон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавные буквы К и Я. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. 1 класс, "Школа 2100".

Цель урока -  ознакомить детей с написанием заглавных букв К и Н, с правильным соединением этих букв с изученными ранее. Письмо слов и предложений с заглавными буквами  К и И. Упражнение ...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок русского языка во 2 классе по теме: Употребление прописной буквы.

Урок русского языка во 2 б классе, УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий....

Рабочий лист по русскому языку по теме "Употребление прописной (заглавной) буквы."

Рабочий лист содержит упражнения  по теме "Употребление прописной (заглавной) буквы. Задания  даны Дим Димычу из мультфильма  "Фиксики", а  мультгерои ему должны пом...

Технологическая карта урока русского языка "Вспоминаем правило употребления прописной буквы" (УМК "Школа XXI века")

Тип урока: рефлексияЦель урока: фиксирование и преодоление затруднений обучающихся в правописании прописной буквы в именах собственных.Задачи урока:Дидактические:1)    обобщить и систем...