Знакомимся с наречием (урок-исследование, 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кожевина Оксана Викторовна

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знакомимся с наречием" (УМК  "Начальная школа XXI века"). Урок составлен с использованием технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomimsya_s_narechiem.doc447.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет  русский язык

Класс  4  

УМК  "Начальная школа XXI века"

Тема урока

Наречие (общее представление). Словарные слова: впереди, медленно.

Тип урока

Освоение нового материала

Форма урока

Урок – исследование

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с наречием как частью речи и для организации исследовательской деятельности учащихся с целью определения наречия как неизменяемой части речи; развивать умение находить наречия в тексте; совершенствовать умения задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятсяс наречием как частью речи; научатся находить наречия в тексте; задавать вопросы к наречиям и определять, каким членом предложения они являются; выделять в тексте словосочетания, в которые входит наречие; употреблять наречия в письменной и устной речи; выполнять морфологический разбор слова; классифицировать слова на группы по грамматическим признакам

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные
результаты

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; проявлять этические чувства (стыд, совесть, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость), сочувствие и сопереживание; понимать чувства одноклассников, собеседников; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках; проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

Оборудование

АРМ  учителя,  карточки для опор; листы  формата А-3 для работы в группах

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Так вот, ребята, в наших руках сегодня возможность узнать нечто новое и нужное. Узнать то, чем вы будете пользоваться в течение всей жизни. А для того, чтобы все получилось, нужно совсем немного: хорошее настроение и вера в успех.  

Успешной Вам работы!

2. Блиц-опрос «Винегрет»

Для поднятия духа и разминки проведем блиц-опрос «Винегрет»

Часть речи, обозначающая предмет (существительное).

Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).

За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

Предложение с одной грамматической основой (простое).

Часть слова без окончания (основа).

Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).

Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Какой сегодня день недели? (Вторник)

А какое число? (1 марта)

Все верно. Вижу, что вы готовы работать!

3. Актуализация знаний

Ребята, какие части речи вы уже достаточно хорошо изучили и без трудаумеете их различать?

На доске записаны слова. Прочитайте их

Лимон, капитанский, вперед, фиолетовая, билет, финишировать, рисовать, медленно.

Что вы думаете о данных словах? Что это за слова? Почему два слова выделены другим цветом?

Какое задание можно предложить для этих слов? (Сгруппировать по частям речи). Запишите уже изученные слова в тетради, соблюдая нормы каллиграфии.  

Какие группы получили? Что общего у этих слов? В чем разница?

А теперь познакомимся с новыми словарными словами.

Впереди

1. На каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь или чем-нибудь.

2. В будущем.

Слово «впереди» образовано из слов «в» и «перед».

Медленно

неторопливо, длительно, с небольшой скоростью. Произошло слово от древнего слова «меделя» – «медленный».

Работа с пословицей.  Прочитайте пословицу.

  прил.              сущ.          нареч.            глаг.

Всякий человек вперёд смотрит.

  • Как понимаете её смысл?
  • А что вас ждет в ближайшем будущем?
  • Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.

Проверка. К какой части речи относится слово «вперед»?

Знакомьтесь, это новая для нас часть речи – наречие.

Тогда сформулируйте мне тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

4. Работа в группах: мини-исследования

Сегодня я предлагаю Вам провести необычный урок - исследование.  Благодаря этому, мы рассмотрим наречие как часть речи со всех сторон. Итак, представьте, сегодня мы находимся в научной исследовательской лаборатории. Все вы - исследователи. Ну, а прежде чем приступить к изучению наречия, необходимо составить план нашего исследования. Вспомните, по какому плану было построено изучение других частей речи.

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. С какой частью речи связано?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения является?

Задания для работы в группах

ГРУППА 1    ВОПРОСЫ НАРЕЧИЙ

Спиши в тетрадь словосочетания. К выделенным словам письменно поставь вопросы.

Весело шагают, слушать интересно, поют дружно.                        _____________

Приехал вчера, отдохнём потом, думаю сейчас.                        _____________

Подписали внизу, обошёл справа, разглядел вдали.                        _____________

Повернул налево, свернул направо, поехал вперёд.                        _____________

Капает сверху, дует снизу, пришёл издали.                                _____________

ГРУППА 2   ИЗМЕНЕНИЕ НАРЕЧИЙ

Письменно измените словосочетания: яйцо всмятку – по падежам; говорить громко – по лицам и числам; работать хорошо – по временам и родам

Как изменяется наречие? Выбери правильный вариант ответа и подчеркни.

по временам; по падежам; по лицам; по числам и родам; не изменяется.

ГРУППА 3    РОЛЬ НАРЕЧИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Запиши в тетрадь предложения. Разбери их по членам предложения. Надпиши части речи. Определи, каким членом предложения является наречие.

Наша компания долго и шумно бродила по вечернему городу.

Работа была выполнена быстро и качественно.

Я специально пролил кефир.  

В предложении наречие является __________________ членом - _______________.

ГРУППА 4   РОЛЬ НАРЕЧИЙ В ТЕКСТЕ

Спиши текст. Устно задай вопрос к наречию. Проведи стрелку от какого слова ставишь вопрос. Какую часть речи поясняет наречие?

Пришла очень суровая зима. Недавно выпал снег. Холодно и голодно бывает птицам зимой. Без корма птички сильно слабеют и замерзают. Многие сразу погибают. Пожалей пернатых друзей!

Выполнив задание, дополните предложение.

Наречие – активный помощник _________________, _________________.

Наречия __________________ их, придают им ______________________, _____________________ нашу речь.

ГРУППА 5    

ОТКУДА ПРИШЛО К НАМ НАРЕЧИЕ?

УЧИМСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО В РЕЧИ

1) Прочитай текст и ответь на вопрос в конце текста

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов).

Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали ее точно также. Как вы думаете, почему?

2) Вспомните, что такое фразеологизмы. Замените фразеологические обороты одним словом - наречием.

Пальчики оближешь ____________________________

Битый час  ____________________________________

Днем с огнем __________________________________

Кот наплакал ___________________________________

На край света __________________________________

Чуть свет ______________________________________

Как снег на голову ______________________________

Сценка

Посмотрите сценку одного разговора. Вспомните: как вы обращаетесь с наречием «нормально»? Что оно значит?

(Нормально- т.е. обычно, без отклонения от нормы)

Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово «нормально» так, как одна из подруг в рассказе?

Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, нужно заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.

Итоговое обобщение

Так что же нового и нужного вы узнали сегодня для себя на уроке?

Чтобы полученные вами знания проросли и окрепли, нам необходимо подвести итог. Обобщить знания поможет известный нам прием - синквейн. Сначала давайте вспомним правила его построения.

Правила построения синквейна:

1 строка: название понятия или предмета (1 слово)

2 строка: описание предмета (2 прилагательных или причастия)

3 строка: действие предмета (3 глагола)

4 строка: чувство или отношение к предмету (фраза из 4-х слов)

5 строка: синоним-вывод, обобщающий смысл первой строки (1 слово)

Например:

Наречие 
Образное, красивое

Уточняет, украшает, не изменяется

Наречие – необходимая часть речи

Приглаголие

Наречие 
Самостоятельная, неизменяемая

Уточняет, дополняет, определяет

Наречие – интересная часть речи

Необходимо

Наш урок подходит к концу. За время нашей плодотворной работы выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашей  работы.

Если урок для вашей группы прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если время прошло хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите возле дерева  цветы.

Если ничего нового не принесло – пусть с дерева опадут листочки.

Спасибо, ребята. Это мы узнали, как вы поработали в команде. А теперь бы хотелось узнать, что думает каждый из вас о проделанной работе на уроке.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – я узнал о...

Указательный – для меня было интересным…

Средний – я помог...

Безымянный –мне было трудно...

Мизинец – я уверен...

И в завершении, скажите:

- За что бы вы себя могли похвалить?

* ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

Пальчики оближешь - (вкусно)

Битый час – (долго)

Днем с огнем – (трудно)

Кот наплакал – (мало)

На край света – (далеко)

Чуть свет – (рано)

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен существительных, прилагательных, числительных и глаголов).

Слово «наречие» – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень -реч- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали ее точно также. Как вы думаете, почему?

Сценка «Поговорили…»

Автор: Встретились  как-то две приятельницы. Давно друг с другом не виделись!

1

- Как живёшь?

2

-Нормально.

1

-А с учёбой как?

2

-Нормально.

1

-Ты, говорят, болела… Теперь-то всё в порядке?

2

-Нормально.

1

-Хорошо, значит?

2

-Ну, я же говорю – нормально.

1

-Странно ты говоришь…

2

-Почему? Нормально.

1

-Ты считаешь – это нормально?

2

-Нормально.

1

-Да-а, странно…  А ведь когда-то была вполне нормальным человеком!

Автор: Мораль сей истории такова: учите русский язык, чтобы иметь богатый словарный запас!

Для рефлексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-исследованию по теме "Наречие"

Данная презентация - это урок-исследование....

презентация к уроку-исследованию русского языка "Наречие"

В данной презентации ярко и доступно раскрывавется тема "Наречие"....

Урок - исследование "Наречие как часть речи"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить учащихся с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью наречий; обобщить систематизировать изученный материал о раздел...

Русский язык Урок-исследование по теме "Наречие" 4класс

Методическая разработка  урока  русского языка в 4 классе по теме "Наречие2 с использованием педагогического   метода исследования....

Урок-исследование по природоведению 5 класс Тема: «Исследование свойств глины и песка»

Цель: формирование понятий о полезных ископаемых нерудного происхождения....

Урок – исследование, 4 классы «Как узнать, что вокруг нас?

Урок – исследование, 4 классыТема: развитие зрительного восприятия. «Как узнать, что вокруг нас?»...