Конспект открытого урока по русскому языку "Звонкие и глухие парные согласные. Разделительный ь"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Голубева Тамара Александровна

Урок повторения и закрепления знаний по теме "Звонкие и глухие парные согласные.Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_zvonkie_gluhie_parnye_soglasnye_i_znak.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

ОНЗ

Тема урока

Звонкие и глухие парные согласные и разделительный  мягкий знак

Цель урока

Формирование умения определять звонкие и глухие парные согласные и разделительный «ь» знак на письме

Задачи урока

Образовательные:

- актуализировать знания правилах написания жи-ши, чк,чн, через самостоятельное выполнение на листочках;

-формировать умение распознавать звонкие и глухие парные согласные  в предложении через систему заданий, упражнения.

- актуализировать знания учащихся о мягком знаке и его написании через прочтения правила.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету «Русский язык» через смену видов деятельности, работа в парах, самостоятельная работа.

- воспитывать уважительное отношение друг к другу посредством работы в парах;

- воспитывать аккуратность при письме через организацию минутки чистописания на уроке;

- воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям через работу с учебником.

Развивающие:

- развивать умение красиво и правильно говорить через фронтальную работу;

- развивать орфографический навык через проведение минутки чистописания;

- развивать психические процессы: память, мышление, через работу с заданием.

Основные понятия

Звонкие, глухие парные согласные, «ь» знак

Планируемый результат

Предметные умения

- уметь определять звонкие и глухие парные согласные и разделительный  «ь» знак на письме

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
2) формирование  мотивации к обучению и познанию родного языка;

3) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Регулятивные УУД

1) освоение способов решения грамматических задач через заданный алгоритм действий;

2) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3) формирование самооценки учащихся при выполнении языковых заданий.

Познавательные УУД:

1) формирование умения различать глаголы, определять их роль в предложении;
2) нахождение в предложении глаголов.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с языковыми задачами;

2) формирования умения слушать и вступать в диалог.

3) Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Книгопечатная продукция:

1.Канакина В.П, Горецкий В.Г,.. Русский язык: 3 класс, ч.1.-М.: АСТ: Астрель,, 2012.- С. 66-69

Раздаточный материал:

Листочки с заданиями

 

План урока:

1.Самоопределение к деятельности.

1.1.Приветствие.

1.2.Настрой на урок.

2. Минутка чистописания

2.1 Подготовка к минутке чистописания

2.2 Словарная работа

3. Актуализация знаний

3.1 Работа в парах

4. Создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения.

4.1 Целеполагание

5. ОНЗ

5.1 Игра «шум и голос»

5.2.Работу по учебнику.

5.3. Физминутка

5.4 работа у доски

6. Закрепление знаний

6.1 Работа с упражнениями

 7. Итог урока

8. Домашнее задание

9. Рефлексия

Ход урока

Этапы занятия, t

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

1-2 мин.

1.1 Приветствие

1.2 Настрой на работу.

Вот и начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

2. Минутка чистописания

2 минуты

2.1 Подготовка к минутке чистописания

-Итак, начнем урок традиционно с минутки чистописания.

-Откройте тетради.

-Запишите число, классная работа.

-Посмотрите на слад, спишите в тетрадь буквы

б, п, в,ф,г,к,з,с, г, к, д,т, ж, ш.

2.2 Словарная работа

-Спишите в тетрадь, расставляя буквы и ударение

 Буке…, сугро…, бульдо.., уда…, велосипе…, бере…, .синя…, остро…

Итак, ребята, проверьте и оцените свою работу.

(На слайде высвечиваются  слова,

с выделением орфограммы и ударения)

Поднимите руки, кто не допустил ни единой ошибки. Можете поставить себе оценку 5.

Поднимите руки, кто допустил одну ошибку или пропустил ударение. Поставьте себе оценку 4.

Остальные ребята повторите дома словарные слова.

Хорошо, продолжаем работу.

Дети открывают тетради.

Записывают

3. Актуализация знаний

3-4 минуты

А теперь внимание.

3.1 Работа в парах

Измените слова по образцу, запишите. Подчеркните буквосочетания чк,чн.

Образец: значок — значка.

Крючок, зрачок, сачок, бычок, пучок, пятачок, новичок, паучок.

Чтобы нам перейти к следующему заданию, нам нужно вспомнить написание букв жи-ши в словах

— Спишите, вставьте пропущенные буквосочетания жи — ши. Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на.

Записывают на листочке.

Прочитывают в паре слова

4. Создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения.

4.1 Целеполагание

Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.

— Чем они похожи?

— Сформулируйте тему урока.

Звонкие и глухие парные согласные и разделительный  «ь» знак

(Слова с парными согласными на конце.)

Парные согласные

5. ОНЗ

10-20 мин

5.1 Игра «Шум и голос»

Сейчас поиграем в игру

1. Игра «Шум и голос»

— Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].

— Услышали голос?

— А теперь подключите голос. Какой звук получился?

— Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].

— Уберите голос. Какой звук получился?

Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.

5.2. Работа по учебнику

Упр. 122 (с. 67).

— Прочитайте пары слов. Что вы заметили?

— Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

— Как правильно обозначить парный согласный звук в корне слова?

— Приведите примеры.

Упр. 123 (с. 67).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте пары слов. Объясните их написание.

— Как вы поняли выражение друг с дружкой?

5.3 Физкультминутка

Включается видео со сказочными  персонажами

 5.4. Работа у доски Упр. 124 (с. 68).

Прочитаем задание и выполним у доски, первое слово пойдет записывать… остальные в тетради вместе с нами..

Хирург (хирурги), сундук (сундуки), квас (квасом), укроп (укропа), рас

сказ(рассказы), сугроб (сугробы), штраф (штрафы), наряд (наряды), огород(огороды), гараж (гаражи), грядка (грядочка), морковка (морковный), улыбка (улыбочка), камыш (камыши), когти (коготки), указка (указывать), варежка (варежечка). 

Конечно, нет.

([г].)

([п].)

(Парные согласные произносятся одинаково.)

Проверить

(Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)

6. Закрепление знаний

3-4 минуты

6.1 Работа с упражнениями

Упр. 125 (с. 68).

— Прочитайте стихотворение.

— Какова его главная мысль?

— Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— В каких словах мягкий знак указывает на мягкость согласного?

— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

— Перед какими буквами он пишется?

— Прочитаем ниже  правило!

— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

— Сколько звуков обозначают буквы е, ё, я, ю, и?

.

Упр. 126 (с. 69).

— Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

— Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?

— Найдите слова с разделительным мягким знаком.

— Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости.

— Спишите второе предложение и подчеркните в словах мягкий знак.

(Нельзя играть на проезжей части дороги.)

(Несчастья, друзья.) 

(Перед е, ё, и, ю, я.)

Читают

Отвечают по правилу

Перед гласными

2 звука

Выполняют

7. Итог урока

1 минута

Вспомним, над какой темой мы сегодня работали?

- Какие есть звонкие и глухие парные согласные, назовите их

Правила проверки парных согласных, правописание слов с разделительным ь.

8. Домашнее задание

1 минута

Упр.127

Записывают домашнее задание

9. Рефлексия

2 минуты

- Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.

Урок полезен, всё понятно. ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )

Ещё придётся потрудиться. ( ? )

Да, трудно всё-таки учиться! ( … ) 

Урок окончен.

Расставляют в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Парные согласные" 2 класс УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме "Парные согласные" 2 класс. УМК "Школа России", авторы учебников Зеленина, Хохлова...

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Разделительный мягкий знак»

Основными целями данного урока являются: 1 создание условий для повторения правил употребления в словах разделительного мягкого знака через алгоритмизацию деятельности учащихся;  2. развитие умен...

Конспект урока по русскому языку на тему "Парная согласная"

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Парная согласная" в 3 классе...

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

Конспект  и презентация открытого урока по русскому языку для 2 класса по образовательной системе «Школа 2100» по теме "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"....

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками"

Учитель: Шнякина Марина ВладимировнаПредмет: Русский языкКласс: 3Тип урока: Открытие нового знания...