Творительный падеж имён существительных
методическая разработка по русскому языку на тему

Стригина Светлана Владимировна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass_t.p.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 4классе

Стригина Светлана Владимировна

МБОУ «Усть – Бюрская СОШ»

Тема: Творительный падеж имён существительных.

 Урок № 7 в разделе «Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ознакомление с особенностями имён существительных в творительном падеже.

Задачи: 

- познакомить учащихся с признаками творительного падежа  имён существительных; формировать умение правильно употреблять существительные в творительном падеже;

 - развивать умение определять падеж имени существительного.

- способствовать развитию устной речи, внимания, интеллектуальных способностей детей;

- способствовать воспитанию познавательного интереса  к русскому языку, трудолюбия и любознательности.

Формирование УУД

 Познавательные УУД

- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

- Умение работать в паре.

- Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД

- Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- Развивать  умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

Оборудование и материалы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. В. Пронина»Русский язык» Учебник для 4-го класса.- М.: «Баласс», 2012,  презентация,  дифференцированный тренажёр «Приключения коротышек», листы с напечатанными словосочетаниями, карточки – тесты,

мультимедийный проектор, ноутбуки.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

Слайд № 1

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять

  1. Проверка домашнего задания.

          1 ученик у доски заполняет по плану таблицу (Д.п)

Падеж                                      дательный

Вопросы                                кому? чему?

Вспомогательное слово         дать

Предлоги                               к, по

Член предложения                второстепенный член предложения

 Проверка. Самооценка.

2.  Откройте тетрадь.

- Запись числа.

– Напишите «Классная работа».

- Сколько в русском языке падежей?    (6)

- Все ли они стоят по порядку? (нет) Расставьте падежи по порядку.

- Повторим вопросы падежей.  (ответ хором)

- Давайте проверим, как вы научились определять  изученные падежи.

Каждый ряд получает свои словосочетания, необходимо в паре, группе определить падеж.

1 ряд                                     2 ряд                     3 ряд

плыл по реке             играю с сестрой          вышел из комнаты

рюкзак за плечами      услышал по радио     сижу без дела

подошёл к лесу           солнце над головой    дом у дороги                        

Слайд № 2  Проверка.

Какой падеж вызвал затруднение?  Творительный.

II. Формулирование проблемы.

 

1. Мотивирующий приём.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже творительном.

(Т. Рик)

– Назовите тему урока.

2.  Составим план, по которому мы узнаем о творительном падеже.  Слайд № 3

План.

1) Почему падеж получил такое название?

2) Вопросы падежа.

3) Вспомогательное слово.

4) Предлоги.

5) Член предложения.

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

 

III. Открытие новых знаний.

1. Реализация плана деятельности.

1) – Почему падеж получил такое название?  С. 128

Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа.

– Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает? (Называет орудие, которым что-то делают, творят.)

– Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.)

Действительно творительный падеж трудяга. (Слайд № 4)

2) Актуализация.

Беседа.

– На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

3) Назовите вспомогательное слово.

4) – Какие предлоги употребляются с  сущ.  в творительном падеже?

Наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж.

На доске написаны словосочетания, но в них потерялись предлоги. Помогите их найти в этой путанице.

разговаривал       с       сестрой

живёт      под          лестницей

пролетать         над          полем

мелькает          перед   глазами

забивать           молотком

– Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п.

5)  Каким членом предложения являются существительные в Т.п.?

Составьте предложение  с одним из словосочетания.

Миша  разговаривал  с сестрой.

- Сделайте вывод. Каким членом предложения является существительное в творительном падеже?

2. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Все ответы найдены? Давайте сравним, совпадают ли наши  ответы с учебником с. 130.

Стихотворение о творительном падеже.           Слайд  № 5

Домашнее задание с. 130 упр. 150.

 

IV. Развитие умений.

 

           

                   

Контроль полученных знаний.

Выполнение теста.

Н 1.Имена существительные  в Т. п. отвечают на вопросы:

а) кто? что?              б) кого? чего?                 в) кем? чем?

  2.  Предлоги  творительного   падежа

а)  к, по                    б) у, от                       в) над, с

3. Имя существительное в творительном падеже является членом предложения

а) подлежащим        б)  второстепенным            

П Подчеркни  существительные  в Т.п.

Поехал за рыбой,   растёт у дома,  пришёл к бабушке,  пилит пилой,  жужжит над головой.

М  Напиши 3 существительных в Т.п.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________    

Закрепление знаний.

Работа на ноутбуках.  Дифференцированный тренажёр «Приключения коротышек»

V. Итог урока.

 Рефлексия.       Слайд № 6

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Работа с сигнальными карточками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»

Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Творительный падеж имён существительных

Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...

"Творительный падеж имён существительных"

Разработка урока  русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительно...