Орфографические разминки на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Молодцова Светлана Владимировна

 Формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskie_razminki_na_urokah_russkogo_yazyka.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:


ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.


Карточка №1

Спишите, объясните написание выделенных букв.

На берегу растёт сосна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею звёзды.


Карточка№2

Спишите, подчеркните в словах безударные гласные в корне слов, которые можно проверить.

Зеленеет луг весёлый,

А за лугом дремлют сёла:

Хатки, словно невидимки,

В серебристой тонут дымке,

Тополя на вольной воле

Шумно спорят с ветром в поле.


Облетели листья клёна.

Клён от холода дрожит.

На дорожках у балкона

Золотой ковёр лежит.


Карточка №3

Спишите по образцу, вставьте  безударные гласные в корне.


1 вариант:  

   Лист    -       листы

__________ с(а,о)ды

__________ кр(о,а)ты

__________ пл(о,а)ды

__________ ст(о,а)лы


2 вариант

сестра    -   сёстры

в(е,и)сна ___________

з(е,и)ма ___________

в(о,а)лна ___________

с(о,а)сна ___________


Карточка№4

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.


Карточка №5

Спишите слова, записывая первым проверочное слово. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

Водичка, водяной, вода, водный.

Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.

Бегун, побежать, беговая (дорожка), пробежка.

Лисичка, лиса, лисица, лисья.

Цветы, цветочный, цвет, цветёт.


Карточка№6

Спишите, вставляя безударные гласные в корне слова.

На горке

Обойди хоть все дв..ры – Не зевайте впереди,

Лучше не найти г..ры. Не вставайте на пути!

Осторожно! Берегись! По пр..мой, до поворота,

Д..твора несётся вниз, поз..ди остался кто-то!

Стоя, сидя, на коленках, Нал..тели на сугроб:

На картонках, на фанерках. Кто доехал, на бок – хлоп!

Карточка №7

Спишите имена сказочных героев, вставляя пропущенные буквы.

К..за р..гатая, зайчик - поб..гайчик, л..сичка - с..стричка, бычок - с..ляной б..чок, лягушка - кв..кушка, мышка - н..рушка, петушок – з..лотой гр..бешок, в..лчок - серый б..чок.


Карточка №8

Выпишите в первый столбик слова с безударной гласной Е в корне, во второй столбик – слова с безударной И в корне, в третий – слова с безударной Я в корне, устно подбирая проверочное слово.


П..тно, с..нева, б..ляк, т..жёлый, р..ды, уб..жал, з..мовать, гн..здо, шм..ли, пл..сать, кр..кун, з..лёный, зм..я, кл..новый, в..занка, гр..знуля.


Карточка №9

Исправьте  ошибки, спишите.

Весело летом в лису. Мы идём по густой сочной трове. Кругом цвиты. На цвиток села пчила. У трапы кучка рыхлой зимли. Это нара крота.

Травка зилинеет,

Солнышко блистит,

Ласточка с висною

В сени к нам литит.


Карточка №10

Спишите слова с проверяемой безударной гласной в один столбик, с непроверяемой гласной – в другой.

Берёза, стрела, мороз, свеча, помидор, дожди, заяц, пчела, яблоко, солёный, капуста, зерно, собака.

Карточка№11


Сопоставьте слова, подберите  проверочные.

Пос..деть от горя – пос..деть на стуле

Сп..ши на урок – сп..ши текст

Д..ю тетрадь – д..ю корову

Прим..рять костюм – прим..рять друзей

Пол..скать бельё – пол..скать ребёнка

Карточка№12

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Остались на сн(е)гу заяч(ь)и сл(е)ды – д(а)леко ли зайцу до б(е)ды? Но заяц не б(о)ится. Прил(е)тела сн(е)жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е)ды зам(е)тая. Напрасно с(о)бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е)стечку и думает:

- Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)

Карточка№13

Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.

Мес(Т)ность, вкус()ный, гиган(Т)ский, ужас()ный, счас(Т)ливый, интерес()ный, грус(Т)ный, поз(Д)но, чудес()ный, со(Л)нце, сер(Д)це, лес(Т)ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т)нуть.

Карточка№14

Спишите, вставляя необходимые парные согласные в корне слов.

(Б, П) ре..ка, голу..ь, хле.., кре..кий;

 (З, С) моро.., ко..ьба, ре..кий, гла.. ;

(В, Ф) ше.., морко..ь, обу..ь, жира..;

(Г, К) фла.., диало.., пото.., ночле..;

(Д, Т) пло..; горо.., сосе..ка, дож..ь;

(Ж, Ш) ло..ка, игру..ка, доро..ка, сторо...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Языковая разминка к урокам русского языка. 4 класс.

Цель этой работы– обеспечить регулярное повторение и отработку основных учебно - языковых, правописных и речевых  умений и навыков.Языковая разминка может занимать от 7 до 10 минут.  В...

языковая разминка на урок русского языка

тема"Слова отвечающие на вопросы кто? и что?. Задание:записать то,что вы видите на картинках в два столбика...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Речевые разминки к уроку русского языка

Материал предназначен для уроков русского языка...