«Стишки-запоминалки» по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку на тему

Молодцова Светлана Владимировна

Фразы в стихотворной форме  помогают запоминать правила.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stishki-zapominalki_po_russkomu_yazyku.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

«СТИШКИ-ЗАПОМИНАЛКИ»

 по русскому языку.
(для тех, кто в стихотворной форме легче запоминает правила)
Повторяя зарифмованные фразы, ребёнок легко привыкнет говорить правильно!

Безударные гласные в корне слова
Если буква гласная вызвала сомнение – ты ее немедленно ставь под ударение!

Правописание корней

Ударение над гласной -

Сразу буква станет ясной.

Развеваться - веять (флаг),

Примерять - примерить (фрак),

Развивать - развить (науки),

Примириться - мир (подруги).

______________________________________

Ты всегда пиши так согласную,

Как звучала бы она перед гласною:

Столб - столбы, косьба - косить,

Воз - возочек и возить.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

НЕ – глаголу не товарищ,
Врозь они стоят всегда. 
А напишете их вместе –
Не поймут вас никогда! 


Падежи:

 Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!


Не путаем одеть-надеть:

Надевают одежду, одевают Надежду.

Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)

Кто, ребята, понял сразу,

Для чего сложили фразу

"Пастух Фока, хочешь щец?"-

Тот, конечно, молодец!

Кто не понял, есть такие?

Все согласные глухие!


Буквосочетания нч, чн, нщ, чк, щн и др.

http://www.bolshoyvopros.ru/files/answer/7136878/e5810e01841344afcaf1df3b4a49a445.png

Правописание приставок

З приставки не бывает.

Это каждый школьник знает.

Здание, здесь, ни зги и здоровье-

Пишутся с З, разумеется, в корне.

________________________________

Ты запомни, что приставки.

Раз, из, низ, воз, через, без

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

---------------------------------------


Множественное число
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.



Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.

Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян, у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин, у бурят и осетин


***


Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Спряжение

*«Гнать, держать, бежать, обидеть
слыш
ать, видеть, и вертеть
и дыш
ать, и ненавидеть
и завис
еть, и терпеть».

*Вариант:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть -
Вы запомните, друзья,
Их на «Е» спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать
И зависеть, и вертеть. 

**




Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно!
***
Интересно: не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.



Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто как: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» – только с приставками.

Еду ни лОжить, ни ложИть
Да и 
накласть нельзя. 
А можно 
класть и положить –
Запомните, друзья! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...