Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Гумина Юлия Валерьевна

Материал содержит информацию для проведения урока по программе "Школа России" 
.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по предмету  “Русский язык”

Класс: 4.                                                                                                                                                                                                   Дата проведения: 18.09.2018

Тип урока: урок-повторение

Тема: «Словосочетание»

Основные понятия: словосочетание

Межпредметные связи: литературное чтение.

Целевой блок:

Цель:

формировать ценностные отношения к совместной познавательной деятельности по построению, определению и вычленению словосочетаний.

Задачи:

Образовательная: Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках.

Подвести детей к выводу: «Однородные члены предложения и фразеологизмы не являются словосочетаниями».

Развивающая: Закреплять умение различать словосочетание и сочетания слов, не являющиеся словосочетанием.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. Определять цель деятельности с помощью учителя.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение высказывать своё предположение .

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Уметь определять способ и результат действия.

Личностные УУД:

1. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности.

Планируемые результаты:

Образовательные: Актуализировать имеющиеся у детей знания о словосочетании и его существенных признаках, Сформулировать вывод: «Однородные члены предложения и фразеологизмы не являются словосочетаниями».

Развивающая: Закреплять умение различать словосочетание и сочетания слов, не являющиеся словосочетанием.

Метапредметные:

Познавательные:Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Регулятивные:Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, выполнять самопроверку, взаимопроверку, осуществлять самооценку.

Коммуникативные:Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Организация пространства:

фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Ресурсы:

- учебник для 4-го класса «Русский язык» Часть 1. к уроку; тетрадь.

Организационно-деятельностный  блок:

I.Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.

«Мы рады приветствовать

Вас в классе нашем

Возможно, есть классы

И лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе

Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень тепло!»

Приветствие детям. Настрой на работу:

-Вы-талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению.

-Я желаю вам сегодня убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Жанна Жака Руссо.

II.Актуализация опорных  знаний.

2.1. Игра «Правда-ложь»

 «Грозовые тучи нависли над землей, блеснула яркая молния, раздался сильный удар грома» 

-Вам уже знаком термин «словосочетание», он употребляется в учебнике и мы часто на уроках с ним встречаемся. А что такое словосочетание? Что есть у словосочетания? (Дети говорят, что они знают о словосочетании: «Я знаю»).

-Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите на данном уроке?

-Выпишите словосочетания из предложения. Найти главное и зависимое слово.

грозовые тучи

нависли над землей

блеснула молния

яркая молния

раздался удар

удар грома

-Проверьте. Найдите ошибки.  

III.Формулирование темы урока и постановка учебной задачи.

Физкультминутка

Какую цель поставите на данном этапе урока? Что не является словосочетанием? Докажите. Вывод: грамматическая основа не является словосочетанием.

Чтение правила. С.22

Игра в мяч: поймай мяч и перестрой сочетание слов в словосочетания:

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь)

Мороз ночью ( ночной мороз, морозная ночь)

Рано утром (раннее утро)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

IV.Работа по теме урока.

4.1.Работа с учебником

Упр 28,стр.22 (работа у доски)

Упр 30 стр.23 (самостоятельно на оценку).

Наблюдение за фразеологизмами.

-Распределите сочетания слов на две группы:

         Золотые руки, белая ворона, золотые серьги, дырявая голова, легкий на подъем, белая скатерть, легкий завтрак, дырявая обувь, правая рука, правое колесо.

-Прочитайте. По какому признаку вы разбили их на группы? («Фразеологизмы и словосочетания»).

-Что называют фразеологизмами? Какую задачу сейчас поставите перед собой? («Являются ли фразеологизмы словосочетаниями»). Тогда будем ее решать. Какие у вас предположения? («Фразеологизмы не являются словосочетаниями») Почему? («Фразеологизмы можно назвать одним словом. А словосочетания нет»). Да, действительно, значение фразеологизмов не зависит от значения слов в них входящих. Фразеологизмы имеют переносное значение. Выявим значение фразеологизмов. ( «Золотые руки-мастер своего дела, белая ворона-резко выделяющийся человек среди окружающих его людей, дырявая голова-человек с очень плохой памятью, легкий на подъем-легко может пойти или поехать куда-то, правая рука-первый помощник»). А в словосочетании одно прилагательное можно заменить другим, словосочетание имеет самостоятельное значение. Определим в словосочетаниях главное слово и зависимое. Как они связаны?

V.Первичное закрепление.

5.1.Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Найти 4-ое лишнее. Доказать. Списать слова, найти главное и зависимое слово:

1. Детский писатель, бегает по лесу, сидит и слушает, смотрит в окно.

2.Душистая сирень, без задних ног, пахнет дождём, весёлые голоса.

3. Гуляла по саду, бабушка вяжет, падали с неба, хвойное дерево.

VI.Итог урока.

-Итак, что вы узнали сегодня нового на уроке? Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? А что такое словосочетание? Из чего оно состоит? Как связаны слова между собой в словосочетании?

-Я прочитаю стихотворение, а вы определите ключевые слова сегодняшнего урока:

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный без – труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идет

К зависимому слову

И никогда наоборот,

Запомни как основу!

Домашнее задание

Упр. 29 (с. 22).