Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Три  склонения  имен существительных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема:   Три  склонения  имен существительных

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных    

Задачи:

•        учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;

•        продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;

•        исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;

•         путём организованной учителем поисковой работы и  использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся  без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.

УУД, формируемые  на уроке:

•         -личностные:  развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

•         -коммуникативные:  учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

•         -познавательные:  выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом  в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

•         -регулятивные:  учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

Оборудование и технические средства обучения:

•         Русский язык. 4 класс, учебник, таблица падежей,  комбинированные карточки на каждого ученика

•        Видеопроектор,  интерактивный  тренажёр  (склонение  существительных):  

•        интерактивный тренажёр для физкультминутки, слайд для проверки задания 2 группы, слайд для проведения рефлексии урока.      

•        Рабочие материалы для обучающихся: карточки с различными частями речи, памятка « Имя существительное», листы для склонения существительных, карточки с разноуровневыми заданиями (2 уровня) для самостоятельной работы.

•        Ключевые слова:  самостоятельно откроем новый орфографический секрет имён существительных; наблюдаем за окончаниями, устанавливаем закономерности; проверяем в учебнике правильность своих выводов, ,открываем карточку с секретом на доске, закрепляем новое знание; оцениваем свою работу  , делимся впечатлениями от урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.

    Учитель. Давайте улыбнёмся  друг другу. Я  рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть этот урок?

     Дети. Интересным, чтобы узнали что-то новое.

2. Сообщение темы урока.

    Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о склонении имен существительных.

3. Минутка чистописания.

   Учитель. Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. При проверке тетрадей заметила, что некоторые из вас неправильно пишут элементы буквы П.  А мы с вами должны писать красиво.

Давайте пропишем заглавную и строчную букву П.

Образец:__________________

   Учитель. Назовите слова,  которые пишем с заглавной буквы.

   Дети. Пушкин, Петр…

   Учитель. Вспомните и напишите словарные слова на эту букву. Определите у существительных род.

4.Объяснение новой темы.

                        

Учитель. Что вам раздали?

Дети. Карточки со словами

Учитель. Почему они состоят из двух частей?

Дети.1 часть-основа слова, 2 часть - окончание.

Учитель. Почему вторая часть состоит из 6 частей?

Дети. У существительных 6 падежей.

Учитель. Повторим падежи. На какие вопросы отвечают падежи?

Учитель. Чем Именительный падеж отличается от всех остальных?

Дети. Форма Именительного падежа считается начальной формой.

Учитель. А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточку со словом посуда и карандашом впишите окончания.

Учитель. Назовите только окончания (на доске учитель записывает окончания в столбик)

У всех так? (если у кого не так, то учитель наводящими вопросами подводит к правильному ответу)

Аналогичная работа проводится со словом песня. В результате на доске появляется запись:

             

              -а          -я

              -ы         -и

              -е          -е

              -у         -ю

             -ой       -ей

             -е          -е

Учитель. А теперь так же рассмотрим слова папа и Петя.

Проделав эту работу, выписав окончания, учащиеся убеждаются, что окончания совпадают с предыдущими.

Учитель. Теперь в пустую карточку запишите любое имя существительное, чтобы его окончание совпало с нашими и просклоняйте.

Учитель. Что вы заметили?

Дети. Оказывается, в русском языке есть такая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые падежные окончания.

Учитель. Что их объединяет?

Дети. Мужской и женский род с окончанием –а, -я.

Учитель. Давайте рассмотрим карточки со словом  пенал. Просклоняйте.

На доске выписаны окончания. Аналогично письмо, поле.

            -о           -е

-а         -а          -я

-у         -у          -ю

            -о          -е

-ом      -ом       -ем

-е         -е           -е

В пустой клетке просклоняйте свое существительное.

Учитель. Значит, есть другая группа слов, которая при склонении имеет одинаковые окончания

Учитель. Какие слова входят в эту группу?

Дети. Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.

Аналогично рассматривается слово память.

Вывод: К третьей группе относятся  Имена существительные женского рода с нулевым окончанием.

Учитель. Мы с вами только что узнали, что у существительных женского, мужского, среднего рода бывают разные падежные окончания.

Учитель. Откройте учебник. Чтение правила по частям. Прочитайте первое предложение.

По окончаниям и по роду существительные делятся на 1,2,3 склонение.

Три склонения имен существительных

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м. р. –а, -я        

ж.  р.  -а, -я

м.р ,       нулевое

ср.р     -о, -е

ж.р.,

нулевое

страна, баня,  дядя,  бабушка,   дедушка,

море, карандаш, шкаф, конь,  , окно

мать, кровать, тетрадь

Учитель. Для того чтобы определить склонение, что нужно знать?

 Дети. Определить род имен существительных. Выделить окончание. 

Учитель. А между прочим и ваши имена относятся к одному их склонений. Встаньте те, у кого имена 1 склонения, затем 2 склонения.

У некоторых имя может быть и 1 и 2 склонения. (Андрей- Андрюша, Витя- Виктор)

5.Закрепление новой темы.

     Учитель. Давайте продолжим наше знакомство со склонением.        

а). Прочитайте слова, которые даны в упражнении 166.

     Учитель. Выпишите из этих слов по 3 слова каждого склонения.

                Какие существительные относятся к 1склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

              Закройте учебники.

б) Работа со словарем стр.247

     Учитель. Продолжим нашу работу по распознаванию склонения.

Откройте словарь в конце учебника, выпишите на букву «П» имена существительные: через запятую, над словами обозначьте цифрой склонение.

Проверка. Вывод.

в) Творческая работа.

    Учитель. Вернемся к нашим карточкам. Попробуйте составить предложения или небольшой текст, используя эти слова. Проверка.

г) Учитель. Вспомните, пожалуйста, стихотворение «Росинка» Бальмонта, мы учили в 1-й четверти. Кто расскажет?

    Давайте в этом стихотворении найдем имена существительные и определим склонение:

росинка, листке, речонка, в тростнике, огней.

Вывод.

6.Разноуревневая самостоятельная работа

      Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

 1 уровень

•        Упражнение в определении склонения имен существительных

Определите склонение следующих существительных:  яблоко,  ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

2 уровень

•        Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных

Отец,  деревня, торжество, везение, чародей, зной.

3уровень

•        Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы

В..сна, р..ка, ст..ло, стр…ла;

Ст..на, св…рло, оз…ро, гн…здо;

Скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок;

В…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да;

Топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль.

7.Подведение итогов

Учитель. Что нового узнали на уроке?

По таблице дети сами рассказывают, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

Учитель. Вернемся к началу нашего урока, где на минутке чистописания записывали существительные на букву «П».  Определим склонение словарных слов. Над определением склонения имен существительных продолжим работу  на следующих уроках.

 Интересно было? Кому?

Оценки.

8.Домашнее задание

Учитель. Давайте пожелаем друг другу всего доброго и хорошего. Урок окончен.                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....