Конспект урока. : «Имя существительное как часть речи». 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Иванова Олеся Геннадьевна

Конспект урока. "Имя существительное как часть речи" 2 класс. УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

2 класс

УМК «Школа России»

Тема: «Имя существительное как часть речи».

Цель: формировать понятие об имени существительном, его значении.

Предметные результаты:

- распознавать имена существительные, вопросы, на которые они отвечают;

- самостоятельно подбирать имена существительные по группам, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Личностные результаты:

развивать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; прогнозировать предстоящую работу.

Познавательные УУД: развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; извлекать информацию из текстов; на основе анализа объектов делать выводы; классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД: развивать умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре.

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход урока:

  1. Орг. момент.      Прозвенел уже звонок -  время начинать урок!

У нас сегодня гости, обернитесь – поздоровайтесь с гостями.

   У вас на столе лежат два смайлика «весёлый» и «грустный»,  посмотрите,   какой  из них отражает ваше настроение в данный   момент? Выберите его и покажите.

  Все ваше настроение я обозначу одним большим смайликом.

  Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

  А для начала улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к хорошей работе.

  1. Минутка чистописания.

 Ночью зимнею безмолвной
Колдовал Мороз седой –
Под луною, жёлтой, полной,
Рисовал для нас с тобой.

А когда январским утром
Солнце красное взошло,
Засверкало в окнах чудно
Белоснежное стекло!

И узор на нём искрится
Ярким радужным огнём, –
Словно перья дивной птицы
Разметались за окном!..

И мы сейчас, как мороз на окне, нарисуем в своих тетрадях «узоры»

  1. Словарный диктант:

Нужно записать отгадки к загадкам.

В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)!

В белом бархате деревня — 
И заборы и деревья, 
А как ветер нападет, 
Этот бархат опадет. (иней)

Мчусь как пуля я вперед, 
Лишь поскрипывает лед, 
Да мелькают огоньки. 
Кто несет меня? …(коньки)

Все кругом белым-бело,
Чисто поле замело.
Это Зимушке постель
Стелет бабушка (Метель)

Ребята, какая общая тема объединяет все эти слова? (Зима)

А что особенного в этих словах? (Словарные)

Верно, подчеркните орфограммы в словарных словах и поменяйтесь тетрадями для взаимопроверки

  1.  Самоопределение к деятельности
  1. - С давних времен существует страна под названием « Части речи».  Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя.  Мы  только начали знакомиться с одной из ее частей – именем существительным.  И сегодня мы отправимся в путешествие по этой стране.  Вспомним, что нам  известно об имени существительном.

 (блиц- опрос)

  • Имя существительное обозначает признак предмета?
  • Имя существительное обозначает предмет?
  • Имя существительное отвечает на вопросы  что делает? Что сделает?
  • Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
  • Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
  • Одушевленные существительные отвечают на вопрос  что?
  • Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
  • Имена существительные изменяются по числам?

- На карточках  слова,-  прочитайте, на какие три группы можно их разделить?

      Определите тему урока. Над чем мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему урока.

( ответы детей)

« Что такое имя существительное ?»  

Будем учиться определять имена существительные.

 Работа по теме урока.

Откройте учебники стр. 44

Рассматривание рисунков

Обсуждение: « Как одним словом назвать то, что изображено на рисунках?»

Поставьте  вопрос и назовите каждый предмет словом.

К какой части речи относятся  названные слова?

Сформулируйте правило « Что такое имя существительное?»

( ответы детей)

Чтение правила от тётушки Совы ( стр. 45)

Теперь вы с любым заданием справитесь, давайте проверим  себя.

  1. Первичное закрепление.

Упр.75. стр. 45

По колонкам.

1 представитель – у доски.

Коллективная проверка.

Проблемная ситуация

Почему к некоторым предметам поставлен вопрос кто?,  а к другим что?

Физминутка

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(вращения головой)

Корпусом вращаем тоже-

Это мы, конечно, сможем.

( повороты вправо, влево)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны

Прогнулись

(Потягивания вверх и в стороны)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

  1. Словарная работа.

Дополните предложение:

Декабрь, ….., …….. -  зимние месяцы.

Названий  каких месяцев здесь не хватает?

( запись в словарь)

Выяснение происхождения слов .

В древности месяц январь называли «сеченъ», так как он как бы рассекал зиму на две половинки, а февраль называли «лютый», так как в этом месяце стояли лютые морозы.

 Древние римляне эти месяцы назвали в честь богов: январь в честь Януса, бога солнца и света, а февраль в честь Фебруса, покровителя стад.)

         Обсуждение: «К какой части речи относятся данные слова?» Обобщение: названия месяцев года, времён года это тоже имена существительные.

  1. Вторичное закрепление. Работа в парах.  Карточки.

Теперь и я уверенна в ваших силах. А можно ли попросить помощи, если не можешь выполнить задание? А у кого?

1 группа. Обвести в кружок только имена существительные, и только отвечающие на вопрос « Кто?»

  1. группа. Обвести в кружок только имена существительные, и только отвечающие на вопрос « Что?».

Мороз, лесовик,  библиотекарь, дружба, ручка, жираф, город, сапожник, молоко, пингвин.

О завершении работы - просигналить.

( зачитывает группа,  первая, выполнившая задание.)

  1. Рефлексия. ( 4 вопроса)

Выполнение теста). В тетради проставляют правильный выбор.

Самооценка с помощью солнышка и тучки.

  1.  Подведение итогов.

- Какую часть речи научились распознавать?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Какое задание вызвало затруднения?

- В начале урока мы обозначили наше настроение. А в конце урока оно изменилось?

- Покажите ту карточку, которая теперь отражает ваше настроение. ( с доски убрать тучку)

Пусть всегда в нашем классе будет только солнце!

        11. Домашнее задание. ( слайд 10).

Стр.45. упр.76, правило выучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи" 4 класс

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном....

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Имя существительное как часть речи.

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Имя существительное как часть речи....

Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока русского языка в 3 классе...