Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщённым лексическим значением.
Задачи:
учить различать предмет и слово как часть речи;
формировать умение различать существительные среди других частей речи,
учить соотносить вопросы кто? и что? и слово – название предмета;
вести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные существительные,
научить распознать одушевленные/неодушевленные существительные.
развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
развивать речь учащихся.
Личностные результаты освоения учебного предмета
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения практических задач;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
- классификации по родовидовым признакам;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
Предметные результаты освоения учебного предмета
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- умение проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imya_sushchestvitelnoe.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Необходимо дать
- Есть слова обозначающие предметы
- Вопросы кто? что?
- Термин
- Одушевленность/ неодушевленность
- Правило
- Языковой материал
- Слова предметы у которых грамматические признаки совпадают с лексическими
- Слова отвечающие на вопросы кто/что?
- –
- Повторение. (слова предметы)
Ход урока.
- Орг. момент.
-Успокаиваемся и присаживаемся на свои места»
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Заполнение тетрадей/ чистописание.
- Откроем тетради, запишем число и классная работа.
На доске записано: ава, шлш, Гук, трт, суц. Умелые руки не знают скуки. ( можно вставить словарные слова)
- Ребята, минутка чистописания. Запишите каллиграфическим почерком у себя в тетради следующее…
- Повторение/ актуализация знаний.
Записать предложение – СИНЯЯ РУЧКА ЛЕЖАЛА НА СТОЛЕ.
- О чем в этом предложении говорится ?
- Что делает ручка ?
- Что вы знаете о слове ручка (слово-предмет)
1. – Поиграем в игру. Я вам показываю предметы, а вы говорите как они называются.
Показываю предмет: мяч, книга, подставка …
- Что это за предмет? …
- Что я вам показывала ? ( предмет) А вы что говорили? (название)
-Значит есть слова которые называют предметы.
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы которые вы видите.
2. – Какие вопросы я вам задавала когда показывала предмет? (что это)
- Что можно сказать об этих словах ( что они отвечают на вопрос что)
- Запишем слова в тетради. (под диктовку)
ЧТО?
КНИГА
МЯЧ
…
- А теперь перечислите слова которые вы записали.
- Какой вывод мы можем сделать ( есть слова которые обозначают предмет и отвечает на вопрос что)
Показываю картинки: белка, собака, еж…
- Продолжим игру. Кто это?
…
- Что я вам показывала ( животных/ картинки с животными…)
- Какой вопрос я задавала, когда показывала картинку. (кто)
- Что можно сказать о этих словах ( отвечают на вопрос кто)
- Запишем в тетради слова
ЧТО? КТО?
КНИГА БЕЛКА
МЯЧ СОБАКА
…
- Перечислите слова которые вы сейчас записали. Что можно о них сказать ( слова обозн. живое сущ-во , отвечает на вопрос кто)
- Что мы с вами нового узнали?
3. – В нашей речи есть слова которые обозначают предмет. Мы используем, которые являются лишь частью нашей речи. Сегодня мы познакомились с вами с частью речи, которые отвечают на вопрос кто/что. У этой части есть свое название. Предметы которые мы сегодня перечисляли имеют свое название и имя. Эти предметы находятся вокруг нас. Поэтому слова которые называют предмет, будут называться – Имя существительное.
4.
ЧТО? КТО?
КНИГА БЕЛКА
МЯЧ СОБАКА
…
- Чем отличаются предметы 1го столбика от предметов 2го столбика
Сравнить каждое слова книга не живая, собака живая… Подписать Одуш/Неодуш
-Предметы 1го – не живые , 2го – живые.
- ИС могут обозначать предметы неживые - что, и живые - кто.
-Почему предметы не живые ? ( не дышат не бегаюь…)
-Т.е у них нет души , и будем называть их неодушевленные ИС.
- Почему предметы живые? (…)
- Т.е. у них есть душа, и они будут называться одушевленные ИС.
- Что узнали сегодня ( есть часть речи , ИС , кто/ что, одуш(кто)/неодуш(что))
4. Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».
- Поиграем. Встаем из-за парт. Я вам говорю слова вы их изображаете.
Дети по команде учителя изображают животных:
- Зайчики! (Скачут.)
- Раки! (Отходят назад.)
- Лошадки! (Топают ногами.)
- Птицы! (Машут руками.)
- Цапли! (Стоят на одной ноге.)
- Человек! (По этой команде дети садятся на места.)
- Как можно назвать слова этой группы?
- На какой вопрос они отвечают?
5. Закрепление.
1. Лиса, лист, кузнечик, девочка, карандаш, парта , стул, мама, бабочка, ложка.
- прочитайте. Что можете сказать о этих словах.
- Разбейте на группы (кто/что, одуш/неодуш)
2. - Найдите лишнее слово:
А) белочка
Б) тучка
В) лисичка
- Почему данное слово лишнее.
3. – подберем слова к каждой группе.
ИС
Кто (одуш) Что( неодуш)
- Д/з
- Рефлексия
- что нового мы узнали на уроке
- с какими трудностями вы столкнулись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
Урок русского языка в 3 классе...
урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" с презентацией
Разработка урока русского языка для 2 класса с презентацией "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Урок по русскому языку, 3 класс "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы современные образовательные технологии....
Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"
Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»
На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....
Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...