Конспект урока "Имя существительное как часть речи", 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

УМК «Школа России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по русскому языку

3 класс, УМК «Школа России»

Раздел 3 «Слово в языке и речи»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению отличительных признаков, семантических свойств и грамматических особенностей группы имен существительных в рамках темы «Имя существительное как часть речи».

Задачи: Предметные – содействовать углублению знаний о такой части речи, как имя существительное; научить узнавать имя существительное среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры к данной группе частей речи; научить определять грамматические признаки имен существительных и обосновывать их выделение.

Личностные –  содействовать формированию познавательной мотивации, воспитанию культуры ученического труда.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивных – уметь определять цель деятельности на уроке, выявлять и формулировать учебную проблему, планировать практическую деятельность.

Познавательных – применять различные методы познания для изучения представленной на уроке информации; искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.  

Коммуникативных – вести обсуждение по теме урока, выслушивая мнения учителя и одноклассников и высказывая своё; выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Оборудование урока: учебник (Русский язык, 3 класс, 2 часть Канакина В.П., Горецкий В.Г, с.124-126), рабочая тетрадь (Русский язык, 3 класс, 2 часть Канакина В.П., с. 74-75), карточки для рефлексии, презентация.

Структурные компоненты урока: организационная часть, целеполагание, изучение нового материала, физкультминутка, первичное закрепление,

Ход урока

Структура урока (этапы)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационно-методические указания

Организационная часть

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Прежде, чем мы начнём занятие, проверьте свою готовность к уроку: на ваших столах должны лежать письменные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе. Все готовы?

-Обратите внимание на то, как вы сидите. Примите правильное положение.

-Начать занятие я хочу с цитаты Ивана Сергеевича Тургенева, которую вы видите на доске: «Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание». Как вы думаете, что это значит?

-Я желаю вам, чтобы учеба дарила только радость. Давайте же продолжим вместе постигать мир знаний!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

-да

-Учение – важная деятельность, польза которой состоит в том, что она несёт человеку свет и свободу

На доске зафиксирована цитата писателя

Минутка чистописания

-Ребята, в рабочих тетрадях выпишите однокоренные слова, где корнем будет –снег-. Напишите два предложения на тему «Зима». Подчеркните главные члены предложения

Выполняют задание в рабочих тетрадях.

Целеполагание

- Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, отгадайте мою загадку:

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я…

-Верно, молодцы!

– Как вы думаете, нам уже всё известно о существительном? Есть что-то, чего мы ещё не знаем?

- Ребята посмотрите на доску. На ней записаны слова: осень, тетрадь, читал, дружил, класс, интересный.

-Какие из этих слов являются существительными?

-Попробуйте придать словам отрицательный смысл.

-Верно! Что помогло глаголу получить отрицательный смысл?

-Ребята, маленькое слово «не» называют частицей.

-Как вы считаете, какую роль частица не играет в речи?

-А знаем ли мы, как писать частицу НЕ с глаголом? Вы можете сразу сказать, как пишется частица НЕ с глаголами?

-Как вы думаете, есть ли в русском языке такое правило - правописание частицы НЕ с глаголами?

-Ребята, такое правило есть, и с ним мы сегодня познакомимся.

-Как думаете, какой будет тема нашего урока? Какой будет цель занятия? Какие задачи мы перед собой поставим?

Отвечают на вопросы учителя. В ходе беседы определяют тему, цель и задачи урока

-Существительное

-есть

- осень, тетрадь, класс

-не дружил, не читал

-слово «не»

- Придает отрицательный смысл словам.

-Не можем

-есть

-Тема: «Правописание частицы «не» с глаголами».

-Цель: научиться писать частицу «не» с глаголами

-Задачи: узнать, что такое «не», к какой группе частей речи относится; узнать правило написания частицы «не» с глаголами; узнать исключения в написании частицы не с глаголами.

презентация

Изучение нового материала

-Ребята, откройте упражнение 223 в учебнике на странице 124. Прочитайте стихотворение.

-В стихотворении найдите глаголы с частицей «не». Чем они отличаются от глаголов без этой частицы? Как меняется смысл слов благодаря частице «не»?

-Как вы думаете, как нужно писать частицу не с глаголом: слитно или раздельно?

-Давайте проверим ваши предположения. Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу?

-не бросит, не разоряет, не курит, не пьет, не виснет, не берет. Слова приобретают противоположное значение

-раздельно

-Частица не с глаголами пишется раздельно.

-в служебных

 Учебник, тетрадь на печатной основе

Физкультминутка

-Прервемся на физкультминутку

Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),

Потянулся, улыбнулся,

Повертелся, огляделся,

Почесался, причесался.

Наклонился,

Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).

Нарядился

И пошел по лесу

Куролесить.

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идет! (ходьба по-медвежьи.)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Первичное закрепление

-В парах выполните упражнение 224 в учебнике на странице 124.

-Проверим вашу работу.

-В группах выполните упражнение 226.

-Выполним взаимопроверку

Выполняют предложенные задания, демонстрируют результат своей работы.

Учебник, рабочая тетрадь

Решение практических проблем

Возникли ли у вас вопросы? Было ли вам что-то непонятно?

Задают вопросы учителю

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, используя карточки на ваших столах. Если сегодня вы хорошо поработали, раскрасьте сердце красным цветом, если не всё было понятно — синим.

- Ребята, вы сегодня молодцы! Все дружно трудились и помогали друг другу.

Оценивают качество работы на уроке

Презентация, карточки для рефлексии

Домашнее задание

К следующему занятию письменно ответьте на вопросы на с. учебника

Фиксируют домашнее задание в дневнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...

Конспект урока «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»,...

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...