Конспект урока с использованием проблемного обучения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Елена Николаевна Томашевич

Данный урок – первый в этой теме. Применение разных форм и методов, опора на жизненный опыт, связь с изученным материалом по литературному чтению способствуют прочному усвоению учебного материала. Деятельностный подход предполагает целенаправленную учебную деятельность. Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая призваны создать условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Предмет: русский язык

Класс: 2 В

УМК: Школа России

Тема урока: Общее понятие о глаголе

Дата проведения:

Тип урока: урок построения новых знаний, базовый уровень

Данный урок – первый в этой теме. Применение разных форм и методов, опора на жизненный опыт, связь с изученным материалом по литературному чтению способствуют прочному усвоению учебного материала. Деятельностный подход предполагает целенаправленную учебную деятельность. Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая призваны создать условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Цель

создать условия для формирования умения определять новую часть речи – глагол

Задачи

образовательная:

• обеспечить на базовом уровне знание грамматических признаков глагола;

• уточнить представление о функции глаголов в речи;

• повторить признаки имени существительного

развивающая:

• создать условия для развития умения структурировать учебную информацию;

• способствовать развитию речи, умению анализировать, сравнивать, обобщать

воспитательная:

• создать доброжелательную обстановку для сохранения здоровья детей, для развития навыков совместной работы и стремления к взаимопониманию

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Планируемые результаты

Личностные:

 способность к проявлению самостоятельности в разных видах деятельности;

• развитие интеллектуальных умений;

• развитие познавательной активности, памяти, внимания, речи и интереса к русскому языку;

• создание условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказать ее и аргументировать.

Метапредметные:

Регулятивные:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средства ее осуществления;
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;
• внесение необходимых корректив с учетом характера сделанных ошибок, высказывание своего предположения.


Познавательные: 
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения


Коммуникативные:
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

• общение и взаимодействие друг с другом

Предметные:

• умение находить глаголы среди других частей речи;

• умение применять полученные знания

Межпредметные связи

Литературное чтение: С. Есенин «Поет зима – аукает».

Ресурсы:

- основные

дополнительные

«Русский язык. 2 класс» в 2-х частях авторов , – М.: Просвещение

Авторская презентация

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа

Оборудование

Раздаточный материал: карточки для групповой работы. Проектор.

Ход урока

Методическая подструктура урока

Признаки

решения

дидактических

задач

Методы

обучения

Методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационно-мотивационный этап

Словесный, мотивация учебной деятельности

Прогнозирование результата

Создаёт условия для включения в учебную деятельность

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового для себя, поэтому:

Внимательно слушайте!

Запоминайте!

Активно на уроке отвечайте!

- Предположите, что нового вы можете узнать?

Настраиваются на предстоящую работу в классе.

Включаются в беседу, отвечают на вопросы.

Активация мыслительной деятельности

Мотивация учебной деятельности

IIАктуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Наглядный, словесный,

познавательный

ИКТ

Прием решения орфографических задач при записи существительных, технологический прием «Волшебная труба»

- Про кого эти строчки?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Слайд 1)

Чистописание

- Давайте сначала порадуем Зимушку, ведь скоро она от нас уйдёт. Пропишем красиво букву строчную букву з. (Слайд 2)

ззззз зи оз за уз

Орфографическая минутка

- Прежде, чем записать слова с этой буквой, объясните орфограммы. (Слайд 3)

зима, мороз, заяц, арбуз

(безударная гласная, парная согласная на конце слова, непроверяемая безударная гласная)

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

- Что вы ещё знаете про имя существительное?

Анализируют, объясняют, подбирают проверочные слова. Проверяют правильность при сличении с образцом.

При необходимости проводят коррекцию.

Аргументируют свои высказывания.

Взаимодействие с учителем и одноклассниками во фронтальной работе

Активация знаний об имени существительном, об изученных орфограммах

IIIВыявление места и причины затруднения

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Приемы создания проблемной ситуации и ее решения

Лови ошибку!

Организует формулирование цели и темы для изучения.

- В следующей строчке под этими существительными запишем такие:

уходит, трещит, прыгает

(Зима уже уходит, но мороз ещё трещит. Чтобы не замёрзнуть, зайчик прыгает.)

- Мы записали три имени существительных. Вы согласны со мной?

- Эти слова говорят, глаголят о том, что предметы делают. Попробуйте догадаться, о какой части речи будем сегодня говорить? (Слайд 4)

- Чтобы вы хотели узнать про глагол? (Слайд 5)

- Что для этого надо сделать?

Определяют границы знания и незнания,

формулируют тему.

Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации.

Осмысление возникшей трудности и определение учебной задачи.

Возникновение интереса к новому материалу, формирование познавательной мотивации.

IV. Релаксация

Фантастическая добавка.

Игровой прием для предупреждения переутомления учащихся

- Сейчас я за Зимушку немного поколдую, буду превращать вас в животных, а вы выполняйте действия.

Вы – слоны.

(медведи, лягушки, птицы, лисы)

Дети выполняют соответствующие движения.

Переключение внимания с одной деятельности на другую и восстановление работоспособности детей.

V. Построение выхода из затруднения

Информационно-рецептивный

Метод фронтальной организации учащихся

- Что вам пришлось делать?

- Какой вопрос я вам задала?

- Правильно. Вопрос:

Что делать?

Посмотрим, что вы можете сказать про ребята на картинке в № 39 на стр. 24.

Какой вывод можем сделать?

Перечисляют глаголы, соотносят с вопросом.

Самостоятельная формулировка вывода.

Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Практический, метод

самоконтроля,

частично-поисковый,

групповая работа

Ситуация успеха

Микроисследование

Технологический прием «Трафарет»

- Определите предмет.

Пишет, читает, отвечает (ученик)

Учит, рассказывает, оценивает (учитель)

Ползёт, шипит, извивается (змея)

Плавает, молчит, ловится (рыба).

-Попробуйте сейчас на карточках найти глаголы. (Слайд 6)

Анализируют и соотносят действие предмета с предметом.

Работают в группе, обсуждают, выделяют глаголы, сверяют с образцом, оценивают работу своей группы.

Закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

VII. Релаксация

Игровой

Буратино покачнулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развёл.

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Профилактика переутомления

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический, метод взаимоконтроля

-Вспомним стихотворение С. Есенина (Слайд 7)

-Выпишите глаголы.

- Проверьте друг друга.

(Слайд 8)

Устно задайте к ним вопрос.

Стр. 40 № 25

Взаимопроверка.

Хоровое выразительное чтение стихотворения. После выполнения обмениваются тетрадями, взаимопроверка в парах по образцу, оценивание.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Словесный, наглядный

Опрос-итог

Домашнее задание по выбору:

Стр.26, № 42 или № 43

- Что нового узнали сегодня?

(Слайд 9)

- Всё ли у вас получилось при выполнении заданий?

- А зачем мы сегодня знакомились с глаголом?

(Слайд 10)

Анализируют свою деятельность. Формулируют вывод о значении материала урока

для дальнейшей работы.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Формы, методы, эффективность использования проблемного обучения на уроках русского языка в 1классе.

Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания...

Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»

Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования  проблемного обучения для  развития познавательной активности младших школьников....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА

В современных условиях развития образования одной из главных задач школы является формирование творческой, самостоятельной и активной личности. Значительные резервы для формирования умений самостоятел...

Развитие самостоятельной познавательной деятельности путем использования проблемного обучения в начальной школе

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе....

«Использование проблемного обучения на уроках «Окружающий мир»

В  связи с введением Федерального  государственного образовательного стандарта  (ФГОС) перед педагогами встает задача, какие технологии  использовать в современном уроке, чтобы уро...