Урок русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кожемякина Татьяна Алексеевна

Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД: 

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek-ik_rus_yazyk_3_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных»

Подготовила: Кожемякина Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Хохловской ООШ

Этапы урока

Способы деятельности учителя

Способы деятельности

 ученика

Как работает на цель

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня урок открытия новых знаний. Прочитайте запись на доске.

- А как вы её понимаете? –

Хорошо. Мы вернёмся к ней в конце урока.

Ученики читают:

Как трудно жить на свете, не усвоив правило…

Ученики высказывают свои мнения.

Цель: Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД:  

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками)

2. Чистописание.

- Сейчас давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

- Очень важно для грамотного человека уметь каллиграфически писать.

- Прочитайте соединения, которые написаны на доске.

- Пропишите их чередуя и каллиграфически правильно.

Ученики выполняют письменную работу в тетрадях.

Дети читают: (слайд 3)

 ик ек ик ек

Дети пишут соединения в своих тетрадях.

Цель: обрабатывание  у детей каллиграфических навыков и аккуратности.

УУД :

- регулятивные(контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

3. Актуализация знаний учащихся.

- А сейчас прочитайте вот эти высказывания.

-Как мы называем такие высказывания?    

 - Объясните их значения.

- Запишите эти пословицы, каждую с новой строчки.

- В первом предложении найдите существительное.

- Во втором предложении найдите существительное.  

Разбирите их по составу.

- Давайте проверим.

- Как образовались эти слова?

 -  Какое значение придали суффиксы –ик-,- ек- словам?                                                 

- Ребята, посмотрите внимательно на слово орешек и назовите безударные гласные?

- В какой части слова стоит гласная о?

- Как проверяют безударные гласные в корне?

- А в нашем случае можно проверить гласную о?

-  Почему?

- В какой части слова стоит гласная е?

 - Безударная гласная в суффиксе – это орфограмма. Сегодня мы научимся её проверять.

Дети читают: (слайд 4)

Крепкий орешек – сразу не раскусишь.

Мой домик, как хочу, так и ворочу.

   

Пословицы.

 

Ученики объясняют.

Дети записывают пословицы.        

орешек

 домик    

Дети самостоятельно выполняют разбор слов по составу.

Ученики с места называют части слова :

орешек  (окончание нулевое, основа орешек, корень ореш, суффикс ек),

домик (окончание нулевое, основа домик, корень дом, суффикс ик),

При помощи суфиксов -ек, -ик.

                                        Уменьшительно – ласкательное.

Безударные гласные – о, -е.

В корне.

Подбирают проверочные слова.

Нет.

Это словарное слово. Гласную о нужно запомнить.

В суффиксе.

Цель: Организация  актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.

УДД:  

- регулятивные (целеполагание; планирование);

- познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство)).

4.  Новый материал.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы.

-Прочитайте инструкцию к работе в группе.

-А теперь выберите капитана своей группы, который будет выступать с готовым решением.  

- Я вижу, что вы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся.

- У вас лежит карточка № 1.

Вместе вы должны её прочитать.

- Проверяем.

- 1к. читайте правильное утверждение из первой строчки.

- 2к. из второй строчки и т.д.

- Чья команда согласна с первым ответом, со вторым ответом и т. д.?

-Суммируйте все верные утверждения и дайте определение суффикса, как части слова.

- Молодцы, вижу, что ранее изученный материал вы усвоили хорошо.

- Оказывается, мы много уже знаем о суффиксе, но ещё не всё. Для этого вам нужно поработать со следующим заданием.

Один ученик читает памятку работы в группах.

1. Уважай своего товарища.

 2. Умей каждого выслушать.

 3. Не согласен – предлагай!

Один ученик читает инструк-цию к работе в группе.

1. Выбрать капитана.

 2. Внимательно читать задания.

 3. Если команда готова отвечать, то капитан поднимает номер группы.

  4. Если команда согласна с ответом другой команды, то она поднимает зелёную карточку, если не согласна, то красную.

Команды выбирают капитана.

Капитаны читают задания всей команде.

 

Найти в каждой строчке верное утверждение и его подчеркнуть.

1. Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.

2. Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.

3. Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.

4. Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.

Команды выполняют задание.

Капитаны читают правильные ответы из каждой строчки.

Капитаны показывают сигнальные карточки . Если они согласна с ответом другой команды, то поднимают зелёную карточку, если не согласна, то красную.

Ученик даёт определение суффикса.

Цели: 1) Формирование коммуникативных навыков; готовности к межличностному общению, сотрудничеству.

2) Организация подводящего или побуждающего диалога  по проблемному   объяснению нового знания.

УДД:  

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- регулятивные (целеполагание, планирование);

- логические  (анализ, обобщение);

познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение

 5.     Стадия осмысления.

- А теперь возьмите карточку №2 2. Вам нужно будет прочитать тексты и выбрать из них тот, в котором написаны неизвестные вам  знания.

- Чья команда уже готова?

 -  Информация под каким номером  вам была неизвестна?

- Прочитайте тему нашего урока.

- А сейчас попробуйте сформулировать цель урока.

- Учитель сообщает  цель урока: открытие способа проверки суффиксов -ик, -ек.

- Какие задачи вы поставите  перед собой на уроке?

- Знаем ли мы, как объяснить правописание безударной гласной в суффиксах -ик, -ек.?

- Как мы можем узнать об этом?

                                                   

- Какой путь вы выбираете?

- Почему? Обоснуйте свой ответ.

Команды читают  тексты карточки № 2 и выполняют задание.

Карточка № 2

1.          Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2.     Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

−  Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

−  Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

−  Выделить в слове суффикс.

3.     Есть два похожих суффикса: -ик– и  -ек– : [дом'ик],  [внуч'ик],  [топор'ик], 

[молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.                                      

Команда, чей ответ уже готов, поднимает сигнальную карточку. 

Дети читают правильный ответ.

Дети читают  тему урока.

Слайд 7 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек

Предположения детей.

Ответы ребят:

– Научиться писать слова с суффиксами -ек -, -ик - Познакомиться с правилом проверки орфограммы.

Ответы детей.

Можно прочитать правило в учебнике.

Можно самим вывести это правило.

 Вывести самим.

Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

Цель:    1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

         

  2) Организовать уточнение и согласование темы урока.

           

УДД:  

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- регулятивные (целеполагание, планирование);

- логические  (анализ, обобщение);

- познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

6.  Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

-  Я      знаю, что вы любите исследовать и наблюдать, поэтому предлагаю вам поработать в группах.

- Возьмите карточку № 3. Группы читайте своё задание.

- Вам всё понятно?

- Выполняйте.

- Давайте проверим ваши выводы

- Как проверить верность наших выводов?

- Обратимся к научному источнику.

- Откройте учебник на странице 133.

- Прочитайте правило. 

- Какое открытие вы для себя сделали?

Группы читайте своё задание.

Ответы капитанов.

 Дети выполняют работу по командам

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс     -ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик               (нет) кармашка

садик                    (нет) пенёчка

кармашек             (нет) садика

пенёчек                (нет) билетика

Карточка № 3

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Капитаны читают выводы по группам.

1 группа:

Мы сравнили пару слов:  есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс -ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик.

2 группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс -ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а  во  втором слове его нет, он исчез, пропал. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–, а если не исчезнет, то суффикс -ик.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс -ик–.Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс -ек–.. Мы тоже сделали такой же вывод как 1 и 2 группы.

Надо прочитать правило в учебнике.

Ученики читают правило на стр. 133

 Я узнал когда пишется суффикс -ик –, а когда суффикс -ек –.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

УДД:

- регулятивные (волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

7. Физ. минутка.

- А сейчас давайте немного отдохнём и расслабим наши мышцы. (слайд 9)

Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит вам и нам!

Повторяют ученики:

 Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит вам и нам!

 Дети выполняют движения.

Цель:  Снять физическое напряжение у учащихся.

8. Составление алгоритма.

 ик).

  Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно  писать эти суффиксы

- Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на доске. Что заметили?

          1 1 шаг.        Поставь во мн. ч.     или из      и измени слово

          2 2 шаг.        Определи «беглая       « ли гл  ли гласная

Да (пиши -ек)        

               Нет (пиши – ик)

Дети предлагают свои варианты.

На доске  порядок действия описан тот же, что мы предлагали.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

1) – фронтально.

УДД:        

- регулятивные (волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные (извлечение необходимой информации из прослушанных текстов); логические (анализ; построение логической цепи рассуждений));

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками);

 

9. Закрепление.

             

- Теперь давайте применим полученные знания на практике.

- Давайте выполним упр. 109 стр. 133

            - Прочитайте задание.

 - Давайте выполним его у доски.                                            

Тепер

-

Тепе- – Теперь  каждый возьмите

 карточку № 4, прочитайте

задание. Задание понятно?

   

   

- Самостоятельно проверьте с образцом на доске.

- Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы.

- Остальные ещё потренируются на других уроках. 

Один ученик читает.

Дети выполняют у доски с комментированием

Дети читают задание и отвечают на вопрос.

Уровень 1. Вставьте в слова гласную и или е и запишите в тетрадь.

Звоночка - звоноч…к,  

денёчка -  денёч…к,

калачика -  калач…к,

ножичка - ножич…к

молоточка -  молоточ...к, бубенчика -  бубенч…к, карандашика - карандаш…к, пёсика – пёс.к.

Уровень 2. -  Вставить пропущенные гласные и, е и записать в тетрадь.

 

Велосипед…к,  халат…к,  бегемот…к,  бережоч…к ,  рисуноч…к,  манеж…к,  песоч…к,  полушубоч.к.

3 уровень.   – Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик, платочек, столик.

Ребята самостоятельно сверяют свою работу с образцом. (слайд 11)

Обратная связь детей и учителя.

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

УДД:

- познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

10. Физ. минутка.

  Если я назову слова с суффиксом -ик – приседают мальчики, с суффиксом -ек – приседают девочки.  (слайд 13)

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

Дети приседают,  услышав свой суффикс.

Цель:  Снять физическое напряжение у учащихся, с учётом закрепления новых знаний.

11. Закрепление.

- Возьмите карточку № 5.  Прочитайте текст и вставьте пропущенные орфограммы. (выполняет каждый ученик)

- Давайте проверим. Учитель читает пропущенные слова,

 - Теперь вы ещё лучше научились применять новое правило на практике.

Дети выполняют задание по карточки № 5 самостоятельно.

Дожд…к капает с утра.

Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.

Там лежал грустный бараш..к.

Дети поднимают карточки с суффиксами ик, ек

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий.

УДД:

- познавательные (общеучебные (моделирование; рефлексия, контроль и оценка); логические (подведение под понятия, выведение следствий));

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

- коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

12. Итог урока. Рефлексия.

- Какова была тема урока?

- Какая проблема стояла перед вами?

-  Мы решили её?

- Чему мы научились?

 Дети, а эти знания нам пригодятся в жизни?

- Где, например?

- Давайте вернёмся к словам, которые были нам не понятны в начале урока.

- Как теперь будет звучать наше предложение?

 « Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек

Когда писать суффикс – ик, -ек.

Конечно.

Научились правильно писать суффиксы – ик, -ек.

Конечно.

Ответы ребят.

 Как трудно жить на свете, не усвоив правило написания суффиксов – ик, -ек.

13.  Прием «Написание синквейна»

 - А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн.

- Напоминаю: (слайд 15)

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Каждая группа зачитайте свои синквейны.

Написание синквейн детьми по группам.

Синквеин. (образец) (слайд 16)

1.Суффиксы -ик –,-ек –.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание

14. Выставление оценок за урок. 

15. Домашнее задание

- Как вы думаете, кто из ребят нам сегодня помог справиться с заданиями?

- Я согласна с этим. Они активно работали на уроке, делали выводы и умело организовывали работу в группах. Они получают «пятёрки».

- А остальным я  поставлю оценки за урок после проверки самостоятельной работы.

Запишите домашнее задание: правило на стр. 133, стр. 131 упр. 105

- Спасибо всем вам и каждому в отдельности за вашу серьезную работу на уроке, ребята, и за помощь мне в его проведении (слайд 18)

Ребята называют капитанов и других одноклассников.

Ученики записывают домашнее задание. (слайд 17)

Цель: рефлексия учебной деятельности на уроке.

УУД:

- личностные: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.

 - коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"

Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....

Презентация урока русского языка 3 класс: "Правописание суффиксов - ик-, -ек-."

Данная презентация урока по русскому языку содержит подборку упражнений,которыеспособствуют формированию у  обучающихся представления о  правописании суффиксов –ик-, -ек-; позво...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание родовых и падежных окончаний имен существительных и прилагательных"

Цели: развитие умения точно употреблять в речи имена прилагательные в различных формах; развитие речи; воспитание эстетических и нравственных чувств.Оборудование: презентация(слайды: Тема урока», «Зим...

конспект урока русского языка 3 класс правописание суффикса ок

№ урока: 83 (по планированию) УМК "Школа 21 века"Тема урока: Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных.Планируемые результаты:личностные результаты: продолжить формировать вн...

Урок русского языка 3 класс "Правописание суффиксов и приставок"

Урок русского языка с технологической картой в 3 классе по программе "Школа России"...