«Правописание слов с суффиксами – ек, - ик »
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Гуреева Марина Анатольевна

формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

способствовать формированию умения работать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_suffiksy_-ek-_-ik-.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Гуреева Марина Анатольевна, МБОУ «СОШ  № 1» города Кирсанова

Предмет: Русский язык «Перспектива»

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта урока

Тема «Правописание слов с суффиксами – ек, - ик »

 Цель: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;

способствовать формированию умения работать

Результаты  деятельности:

. Личностные (ЛР): Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Метапредметные (МПР): Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Регулятивные УУД : Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

 Предметные (ПР): Знать правило написания суффиксов –ек, -ик; уметь находить способ проверки суффиксов – ек -, - ик -; Уметь находить суффиксы  в словах, образовывать слова с помощью этих суффиксов; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

.

Этап урока

/учебная ситуация

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1.  Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Настраивает детей на работу на уроке.

Минутка чистописания.

Ребята, сейчас я прочитаю вам слова великого русского классика:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

А.С. Пушкин

- Сегодня  нам предстоит сделать новые открытия.  

Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок.

Оп, ог- нижнее и верхнее соединение.

2. Актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Постановка причины затруднения

-Сейчас мы с вами отправимся в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Главный персонаж этой сказки Витя Перестукин ,обычный мальчик, как и вы ученик 4-ого класса

.

- Назовите слова с пропуском букв.

-Давайте выпишем их на доску, разберем по составу,оставляя место пропуска буквы.

- В какой части слова у нас затруднения?  

Сформулируйте тему урока.

- Какую цель мы поставим перед собой? 

Смотрят видеофрагмент.

Ученик выписывает слово на доске, разбирает по составу.

Затруднение в суффиксе, непонятно какую букву написать : е или и.

«Правописание  суффиксов –ек, -ик» (слайд №1)

Научиться правильно писать слова суффиксами  –ик-,    -ек-.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Ребята, а давайте попробуем выяснить, когда в слове пишется суффикс - ик- , а когда суффикс –ек-.

- Положите перед собой карточку № 1.

-Прочитайте задание.

Кто догадался, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.

– Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?

Учитель предлагает обратиться к профессору Самоварову, для этого открыть  учебник на странице 101, прочитать  правило, сделать вывод.

Хорошо, составим свой алгоритм при выборе написания суффиксов –ик- , - ек-.

1.Изменяю форму слова

 ( слова помощники - нет или много)

2. Если (и), то – ик-

3.Если (-), то – ек-

Дети работают в паре. Выполняют задание.

Делают вывод о написании суффиксов.

Высказывают свои предположения.

Смотрят продолжение видеофрагмента

Читают правило

Составляют алгоритм (слайд №2)

 

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Выполним упр 171 на стр 101

Оцените свою работу на листе самооценки

Читают задание, один ученик выполняет по образцу на доске, остальные работают в тетради. В процессе выполнения упражнения у доски работают по очереди три человека.  

Рисуют соответствующий смайлик на листе самооценки

5.Физкультми-нутка

7.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

                                   Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Влево, вправо посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так 8 раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево

Стало гибким наше тело.

Ножки вытянем вперёд,

Влево, вправо поворот.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

Организовывает усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

- С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?

-А теперь  как мы можем решить эту проблему?

Учитель предлагает выполнить буквенный  диктант «Проверяю себя»

1.Длинный  носоч…к,

2.Детский  чулоч..к

3. Колючий ёж…к

4.Белый  клубоч…к

5.Золотой  ключ...к

6.Последний  кусоч…к

7.Чистый  ковр…к

8.Красный  веноч…к

9.Снежный  комоч...к

10. Вкусный   ореш...к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

е

е

и

е

и

е

и

е

е

е

-Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях

Поменяйтесь карточками. Проверьте своего соседа по парте.

Верните карточки соседу.

Оцените свою работу  в листе самооценки.

Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте текст, найдите все слова с суффиксами –ек-, -ик-.

У Буратино в сказке
Есть ключик золотой.
Откроет этим ключиком
Замочек нам с тобой.

Разберите слово ключиком как часть речи

Отвечают на поставленные вопросы.

- Не знали, как писать суффиксы –ек-, –ик-

Применить правило, алгоритм.

Выполняют задание.

Дети заносят ответы в таблицу

Взаимопроверка, сравнение с эталоном.( слайд 3)

Оценивают свою работу в листе самооценки.

Находят слова с изученными суффиксами.

(Слайд 4)

Разбирают слово как часть речи.

Один ученик работает на доске, остальные самостоятельно в тетраде. Самопроверка.

8. Рефлексия

Ребята,кто работал на уроке с желанием и был уверен в себе- поднимите красный кружочек. Кто работал на уроке с желанием, но не очень уверенно – поднимите желтый кружочек. Если вы работали на уроке без желания , боялись отвечать и выполнять работу- зеленый кружочек.

Учащиеся оценивают свою работу

(Слайд 5)

9. Домашнее задание

Упр 172 с 101 (Слайд 6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.

Русский язык. 2 класс. Урок с презентацией....

Правописание слов с суффиксами -ек, -ик Русский язык 3 класс "Школа России"

формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -; совершенствовать умение объяснять написание суффиксов –ек, -ик; способствовать развитию орфографической зоркости, логики;способствовать...

Методическая разработка урока для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века" по теме: "Правописание слов с суффиксами -ик,-ек".

Предлагаю методическую разработку урока, на котором в интересной и доступной для детей форме раскрывается сложный программный материал по првописанию суффиксов -ик, -ек. Единая сюжатная линия, правило...

урок русского языка во 2 классе ,по теме :"Правописание слов с суффиксами -ик-,-ек_. УМК"Начальная школа 21 век"

Урок открытия нового знания, технология построения урока-урок исследования, на уроке формировалось умение писать суффиксы -ек-, -ик-, было организовано наблюдение за условием выбора суффиксов -ек-, -и...

Правописание слов с суффиксами - ик-, -ек-

Конспект урока во 2 классе по русскому языку.   УМК «Начальная школа 21 века»...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...