Могуч и прекрасен русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_russkogo_yazyka.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Внеклассное мероприятия для учащихся 3 класса

Конкурс викторина на тему:

«Могуч и прекрасен русский язык»

Подготовлено и проведено

Воспитателем: Баруздиной В.И.

Ногинск 2018г

Конкурс-викторина на тему: « Могуч и прекрасен русский язык».

Цели и задачи: 

  • показать богатство русского языка, обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать речь учеников, мышление, смекалку;
  • прививать интерес и любовь к русскому языку;
  • закреплять знания и умения, полученные на уроках; 
  • воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову; 
  • повышение общей языковой культуры.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины.  Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня его величество русский язык.

Сколько хороших слов сказано о русском языке!

Язык, на котором мы говорим. Красив и богат . На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку , живущему в России. Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

О русском языке написано много прекрасных рассказов, стихов, вот и мы с вами сейчас выразим своё отношение к родному языку стихами русских поэтов:

(Учащиеся читают стихи о русском языке):

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова.
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром, 
C докером французским, 
С другом на кубинском берегу.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Воспитатель: Поблагодарим наших ребят и начнём наш конкурс. В конкурсе-викторине участвуют команды: «Приставки» и «Существительные», попросим их процитировать свои девизы.

Команда «Приставки»

Команда «Существительные»

Девиз:
Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!

Девиз:
Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет – не пищи!

Подсчитывать баллы будет жюри (учащиеся старших классов). Начинаем наш конкурс с разминки.

 1.  Разминка «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл) 

«Приставки»

«Существительные»

1.Сколько букв в русском алфавите? (33) 

1. Сколько гласных букв? (10) 

2. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?     (местоимениями) 

2. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол) 

3. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)

3. Первый звук в слове ЯБЛОКО? (й)

4. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы ЧТО? или     КТО?   (подлежащее) 

4. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)

5. Сколько слогов в слове ОКЕАН? (3)

5. Первый звук в слове МЕЛ? (м )

6.Какие буквы в русском алфавите не «дают» звуков? ( Ъ и Ь) 

6. Слова какой части речи обозначают количество, счет предметов?

(числительные) 

7. Первый звук в слове ШИШКА? (ш )

7. Сколько слогов в слове СИЛЬНАЯ? ( 3) 

8. Как в предложении подчёркивается подлежащее? (одной чертой) 

8. Как в предложении подчёркивается сказуемое? (двумя черточками) 

9. Подлежащее и сказуемое – это... (какие члены предложений?)    (главные члены предложения).

9. Как  называются  части  слова,  с  помощью  которых  образуются  новые

слова?        ( приставка и суффикс) 

10. Какие слова спрятались в слове      ГРАДУСНИК

10.Какие слова спрятались в слове ГРАДУСНИК

Конкурс 2    "Алфавит-аукцион"

 Каждый член команды должен в течение 5 секунд найти ответ, который

начинается с указанной буквы. Если игрок не отвечает, вопрос задается

другому ученику. Вопросы можно задавать разные, используя одни и те же

буквы по несколько раз. 

1.  А - река? 

2.  Б - дерево? 

3.  В - дикое животное? 

4.  Г - гриб? 

5.  Д - имя девочки? 

6.  Е - ягода? 

7.  Ж - насекомое? 

8.  3 - певица? 

9.  И - государство? 

10. К - спортивный снаряд? 

11. Л - птица? 

12. М - орудие труда? 

13. Н - рыба? 

14. О - огородное растение? 

                               

1. Р - школьная принадлежность? 

2. С - родственница? 

3. Т - писатель? 

4. У - профессия? 

5. Ф - первый книгопечатник на Руси? 

6. Х - артист? 

7. Ц - строительный материал? 

8. Ч - единица измерения времени? 

9. Ш - учебное учреждение? 

10. Щ - сказочная рыба-волшебница? 

11. Э - его можно услышать в горах? 

12. Ю - игрушка? 

13. Я - фрукт?

14. П - поэт

Конкурс 3     Замени одним словом

Ученики должны выразить смысл фразы, одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Примеры фраз:

1  Мчаться на всех парах        (стремительно); 

2  Орать во все горло              (громко); 

3  Спать мертвым сном           (крепко); 

4  Работать, не покладая рук  (усердно); 

5  В час по чайной ложке       (медленно); 

6  Сделать на скорую руку     (наспех); 

7  Вылететь из головы            (забыть). 

 

                              Конкурс 4.    «Лишнее слово» 

Воспитатель: Будьте  внимательнее, ребята!  Лишнее  слово есть в  каждой  строке.  Найдите его и объясните,  почему  оно  является «лишним». 

 

Тетрадь, книга, дневник, самолёт. 

Земля, серая, жёлтая, зелёная. 

Увидеть, покрасить, краска, добежать. 

Белый, белизна, белеет, белка. 

Игра с болельщиками «Доскажи словечко» 

1. Жеребенок с каждым днем 

Подрастал и стал ... (конем) 

2. Мчусь как пуля я вперед, 

Лишь поскрипывает лед. 

Да мелькают огоньки! 

Кто несет меня? ... (коньки) 

 

3.  По дороге наша Машенька идет, 

За веревочку козу она ведет 

А прохожие глядят во все глаза 

Очень длинная у девочки ... (коса) 

4. В подполье, в каморке 

Живет она в норке. 

Серая малышка 

Кто же это? ... (мышка)

Конкурс 5   «Пословицы и поговорки»

Воспитатель:  что такое пословицы? Для чего они нужны?

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
                     Они великие помощницы
                     И в жизни верные друзья.
                                        Порой они нас наставляют,
                                        Советы мудрые дают,
                                                         Порой чему- то поучают
                                                         И от беды нас берегут.

Воспитатель: ребята, вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

(задания команды получают по очереди, но, если одна команда не отвечает, то может ответить другая команда)

  1. Век живи – ... (век учись).
  2. Ты ему слово, а ... (он тебе два).
  3. Когда больше двух, ... (говорят вслух).
  4. Язык мой – ... (враг мой).
  5. Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
  6. Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
  7. Делу время – ... (потехе час).
  8. Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
  9. Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).
  10. Одно дело делаешь – ... (другого не порть).

Конкурс 7   «Рассыпанные слоги»

Как-то летом в воскресенье

У крота на день рожденья

Гости сильно разыгрались

И на слоги все распались.

Плохо видит старый крот

И гостей не соберет.

Слоги нужные найдите —

Вновь животных соберите.

(Каждой команде вручаются одинаковые карточки, на которых написаны только слоги разрозненные слоги — «кусочки животных». Ребятам, можно подсказать, что всего у крота в гостях было 10 африканских гостей.

Задание обеим командам: прочитать стихи и составить слова из разрозненных слогов. Один слог нельзя использовать дважды.

Образец карточки — разрозненные слоги:

АН — ТИ — ЛО — ПА — ДИ — КО — ДИЛ,

КО — КРО — ШИМ — ЗЕ — ПАН — КО — РИЛ,

НА — МОТ — ГЕ — БЕ — РАФ — Е — ГИ,

МУР — ГО — ЛА — ЛЕ — БРА — БРАЗ — ЖИ.

(Правильные ответы: антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена).

Выигрывает та команда, которая первой отгадает всех животных — правильно соберет слоги в слова.

Воспитатель: ребята, пока жюри подсчитывает баллы, давайте проведём конкурс для болельщиков, поддержим свои команды:

Конкурс называется: «Вопрос – ответ»

  • У кого глаза велики? (У страха.)
  • Чем горю не поможешь? (Слезами.)
  • Кого по осени считают? (Цыплят.)
  • Что красит человека? (Скромность.)
  • Чем не кормят соловья? (Баснями.)
  • В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
  • Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
  • Что надо беречь смолоду? (Честь.)

Заключение

Воспитатель: последнее слово командам, они покажут нам своё домашнее задание - инсценировку по стихотворению Самуила Яковлевича Маршака

«Знаки препинания»

Слово жюри. Награждение.

Воспитатель: стихотворением поэтессы Анны Ахматовой мы закончим наш сегодняшний вечер конкурсов и викторин:

Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
                       Вас ждет великая награда,
                       И та награда – в нем самом.

                                           Мы знаем, что ныне лежит на весах 
                                          И что совершается ныне. 
Час мужества пробил на наших часах. 
И мужество нас не покинет. 
                        Не страшно под пулями мертвыми лечь, 
                        Не горько остаться без крова, 
                                          И мы сохраним тебя, русская речь, 
                                          Великое русское слово. 
Свободным и чистым тебя пронесем, 
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
                                                                              (А. Ахматова)

       Использованная литература:

  1. Школьникова Н.В. “Сценарии праздников и игровых занятий” – М.; Первое сентября, 2002.
  2. Интернет ресурс: www.festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку для 4 классов. "Великий и могучий русский язык".

Мероприятие рассчитано на участие двух команд. Интересно его проводить между 4 классами. Повторяется много правил русского языка. Требуется заранее подготовить нескольких детей не участвующих в игре, ...

КВН по русскому языку для 3 класса "Великий и могучий русский язык"

Занимательные, разнообразные  и развивающие задания КВНа способствуют воспитанию любви к русскому языку, развитию внимательности, сообразительности, умению работать в команде, выслушивать мнение ...

Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"

Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...

внеклассное мероприятие по русскому языку 2 класс "Великий и могучий Русский язык"

Представленная мною работа является разработкой внеклассного мероприятия, приуроченного к методической неделе «Русского языка».Данное мероприятие рассчитано на учащихся  2 класса, проводится в фо...

Урок - викторина по русскому языку "Могучий, великий русский язык"

Данный урок проводился в рамках предметной недели в начальной школе. Предметная неделя была посвящена русскому языку и литературному чтению....

Внеклассное меропритяие , посвященное Дню русского языка в 3-4 классах. "Русский язык могучия язык"

Цель: развитие интеллектуальных и умственных способностей у учащихся младших классов по русскому языку.Задачи: Метапредметные задачи: - регулятивные: способствовать развитию у детей умения осущес...