Открытый урок по русскому языку Суффиксы повелительной формы (конспект урока , презентация)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ширина Н. С.

Второй урок (закрепление) по теме "Суффиксы повелительной формы" 4 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon suffiksy_povelit_formy.ppt205.5 КБ
Microsoft Office document icon suffiksy_povelitelnoy_formy_2_urok.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поставил задачу – выполни! Берёшься за работу – доводи до конца!

Слайд 2

Тема: «Суффиксы повелительной формы глагола»

Слайд 3

Цели урока - тренироваться распознавать повелительные формы глагола - тренироваться образовывать повелительные формы глаголы и разбирать глаголы по составу

Слайд 4

во и н с о лдат стрелять служить стреляй служи

Слайд 5

Закаляй своё тело с пользой для дела .

Слайд 6

Утро встр . [ч'а]й заря[т]к . й, а веч . р провожай прогулкой. Утро встр еча й заря д к о й, а веч е р провожай прогулкой.

Слайд 7

Играть – играла – играйте Стрелять – стреляла – стреляй Показать – показала – покажи

Слайд 8

Ронять, сидеть, нырять, ползать, хохотать, свистеть. Ронять- роняй Нырять- ныряй Ползать- ползи Сидеть - сиди хохотать - хохочи свистеть - свисти

Слайд 9

1. Что выражает глагол в повелительной форме? 2. Каким командам подчиняется? 3 . От какой глагольной формы образуется? 4. Как образуется повелительная форма?

Слайд 10

Цели урока - тренироваться распознавать повелительные формы глагола - тренироваться образовывать повелительные формы глаголы и разбирать глаголы по составу

Слайд 11

Урок полезен, всё понятно - зелёный колокольчик. Лишь кое-что чуть-чуть неясно – жёлтый колокольчик. Да, трудно всё-таки учиться Ещё придётся потрудиться – красный колокольчик.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Лицей №47» города Саратова

Урок русского языка в 4 классе  по теме

«Повелительная форма глагола. Суффиксы повелительной формы»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Ширина Н.С.


Пояснительная записка

Урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основными концептуальными  положениями учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Урок соответствует целям, обеспечивающим реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку.

Актуальность методической разработки  заключается в том, что в сфере речевого общения детей друг с другом и  взрослыми формы побудительного характера играют большую роль. Значение волеизъявления может быть представлено как приказ, просьба, запрещение, совет, предостережение. Важно уже в начальной школе вооружить учащихся знаниями правильного образования и употребления повелительных форм глагола  для обеспечения языкового развития и осознанного решения речевых и орфографических задач. Также  данная тема является пропедевтической для изучения повелительного наклонения глагола в дальнейшем. 

Целью методической разработки является формирование  у обучающихся умения распознавать глаголы в повелительной форме и образовывать их; развитие орфографической зоркости, речи; совершенствование умений слушать и слышать, работая в группах; привитие  навыков здорового образа жизни.

Достижению целей способствует решение задач на каждом этапе урока:

определение совместно с учащимися темы урока путем создания проблемной ситуации и постановка целей для её достижения, определение путей реализации цели через выход на задание, вызывающее познавательное затруднение; воспроизведение знаний и умений, необходимых для «открытия» нового знания; подтверждение выдвинутой гипотезы, убеждение в правильности вариантов решения поставленной учебной задачи, знакомство учащихся с суффиксами повелительной формы глагола ед.ч. и способом образования повелительной формы мн.ч.; проведение самооценки собственных достижений учащихся.

Урок построен на принципах наглядности и прочности, которые реализуют ведущую идею УМК «ПНШ» (через рассмотрение частного к пониманию общего и от постигнутой закономерности к её применению), дифференцированного подхода, доступности, сохранения и укрепления здоровья.

В уроке  использованы элементы проблемного метода обучения, технологий личностно-ориентированного подхода, приемы технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий. Применение данных технологий позволяет осуществлять развивающее обучение, совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, прививать навыки здорового образа жизни.

На уроке применяются следующие методы обучения:

- по источнику знаний: словесный, практический, наглядный, работа с учебником;

- по уровню познавательной активности: репродуктивный, частично-поисковый;

- по способу организации работы: под непосредственным руководством учителя, совместная работа, самостоятельная работа, групповая, парная;

- по характеру стимулирования: поощрение, поддержка, взаимоконтроль.

Ожидаемые результаты, формируемые в  процессе организации учебного процесса на уроке.

В  области познавательных УУД обучающие учатся:

- формулировать проблему, сталкиваясь с трудностями, выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, ставить познавательную цель;

- выдвигать гипотезу, моделировать, создавать алгоритм деятельности при решении проблемы, анализировать языковой материал, наблюдать, обобщать;

- ориентироваться в учебной книге, в словарях, работать с текстом;

- осуществлять информационный  поиск и преобразовывать информацию, работая  с разными видами информации, представленной в текстовой форме, в виде таблиц, правил.

В области регулятивных УУД обучающие учатся:

- составлять план и последовательность действий с учетом конечного результата;

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученным результатом.

В области коммуникативных УУД обучающие учатся:

- осваивать разные формы учебной кооперации, работая в паре, в малой группе;

- аргументировано высказывать собственную точку зрения, мотивированно присоединяться к высказанной точке зрения, корректно критиковать альтернативную позицию.

В области личностных УУД обучающие учатся:

- уважительно относиться к мнению других;

- соблюдать правила в обществе, понимать необходимость здорового образа жизни.

Урок сопровождается презентацией, включающей необходимый материал к основным этапам урока. Презентация содержит девять рабочих слайдов:

- психологический настрой на урок;                                                                                                - тема урока и цели;
-  актуализация знаний учащихся;
- создание проблемной ситуации и введение новой темы;
- задание для закрепления изученного;

- физкультминутка;

- таблица самооценки собственных достижений;

- рефлексия.

Оформление слайдов привлекает внимание учеников начальной школы, эффекты анимации акцентируют внимание детей на главном. Содержание слайдов направлено на обеспечение условий для успешного достижения детьми целей урока. Урок с применением интерактивной доски позволяет сделать учебное занятие мобильным, ярким и насыщенным за счёт рационального использования учебного времени, позволяет учителю разнообразить приёмы обратной связи, провести самоконтроль учебных достижений школьника.

Источники:

  1. Каленчук М. Л. Русский язык: 4 класс: Учебник : В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т. А. Байкова.– М.:Академкнига / Учебник, 2013. – ч.1
  2. Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Метод. пособие для учителя /Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. Т.А. Байкова,  – М.: Академкнига /Уч-к, 2012.

3. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4кл.: в 2 ч./Сост. Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – ч. 1

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ - Под ред. члена-корреспондента АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 20-е издание, стереотипное – Москва «Русский язык», 1989

5.        http://doc4web.ru/russkiy-yazik/urok-po-teme-povelitelnoe-naklonenie-glagolov.html

6.        http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/9286-povelitelnaya-forma-glagola.html

7.         http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-zdorove/

8.         http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/08/02/sbornik-diktantov-zdorove-sberegayushchikh-tekstov-i


Тема урока

Повелительная форма глагола.

Суффиксы повелительной формы глагола

Тип урока: закрепление материала

Цели урока

1.Образовательная цель:

 - формирование умения распознавать  глаголы в повелительной форме среди других форм;

-  формирование умения образовывать повелительные формы глагола единственного и множественного числа с помощью суффиксов повелительной;

 - формирование речевой культуры учащихся;

 2.Развивающая цель:

 - развитие умения правильного словоупотребления;

 - развитие универсальных учебных умений и навыков (умения работать с различными источниками информации, рационально       планировать свою деятельность, самостоятельно работать с текстом, самостоятельно выполнять упражнения на всех этапах урока, умения осуществлять само- и взаимоконтроль, самооценки собственных достижений);

 - развитие логического мышления, внимания.

3.Воспитательная цель:

 - воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;

 - воспитание умения слушать и слышать друг друга;

 - прививать навыки здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты

Знать:

 - способы образования повелительной формы глагола.

 Уметь:

  - правильно писать и употреблять в речи глаголы в повелительной форме.

Оборудование: презентация, учебник русского языка, «фигурки» для рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить учащихся  на положительный результат.

- Здравствуйте, ребята. Для начала мы все окончательно проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись. У нас сегодня гости. И мы, как радушные хозяева, давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся им. Приглашаем их вместе с нами   раскрывать тайны русского языка.

- Предлагаю работать на уроке под девизом (на доске )

Поставил задачу – выполни!

Берёшься за работу – доводи до конца!

- Согласны?

II. Сообщение темы и цели урока.        

Цель: совместно с учащимися определить тему урока и поставить цели для её достижения, определить пути реализации.

Откройте рабочие тетради. Запишите число , классная работа.

-Спишите девиз в тетрадь. Приступая к работе,  вспомним правила посадки при письме.

(Дети отвечают своими словами, один из учеников напоминает правила в стихотворной форме).

-Хочу напомнить ребятам, как правильно сидеть во время письма.

Чтоб работалось комфортно,

Вспомним правила работы.

Контролируем посадку,

Чтобы сохранить осанку.

Спину к спинке прижимай,

Ручку сильно не сжимай.

Руки – обе – на столе,

Ноги – обе – на стопе.

Положение тетради, расстояние до глаз –

Важно при письме для нас!

(Дети списывают предложения)

- Слов какой части речи здесь больше? (глаголов). Назовите их.

- Что мы уже знаем про эту часть речи? На какие вопросы отвечают? Какие признаки мы можем назвать? Какие части слова нам показывают, что это глаголы? (Глагольные суффиксы, суффиксы начальной формы)

- Дайте устную характеристику глагола  поставил (поставил – глагол в форме прош. в. ед. ч. м. р.), берёшься (берёшься – глагол стоит в форме наст. в. ед. ч. 2 л. ).

 - Какие ещё глаголы есть в предложениях? (выполни, доводи).

- Встречалась ли нам раньше такая форма глагола? Давайте подумаем, что выражает эта форма глагола? (совет, просьбу)

Вспомните, как называется эта форма глагола? (слайд 2  Что?)  

- Подумаем, что же будет являться предметом нашего исследования на уроке? Какова тема нашего урока? С помощью чего образовывается повелительная форма глагола?

(щелчок на слайде Тема: Суффиксы повелительная формы глагола)

- Вы догадались, почему эта форма так называется? (повелевать – приказать в старину).

(щелчок на слайде Зачем?) 

- Зачем изучать глаголы в повелительной форме?

(Предполагаемые ответы детей: чтобы правильно употреблять в речи, правильно формулировать совет, просьбу)

- Каковы цели нашего урока:

- тренироваться распознавать повелительные формы глагола;

- тренироваться образовывать повелительные формы глаголы ед.  и  мн. числа и разбирать  глаголы по составу

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания; выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

- Давайте повторим, что мы знаем о глаголах.

- Какая форма для глагола является начальной?

(Ответ детей: вопросы что делать? что сделать?)

- Какие суффиксы имеют глаголы в начальной форме?

(окончания –ть, -ти)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Откройте тпо №46. С какими новыми словами мы знакомимся? ВОИН, СОЛДАТ

-Запишите их в тетрадь, перенесите словарик.

- Что могут делать солдаты, воины? (служить, стрелять)

- Запишите два глагола в начальной форме  и разберите их по составу?

- Назовите глагольные суффиксы.

(слайд 4)

  1. Повторение изученного.

Цель: в процессе наблюдения над повелительной формой глагола познакомить учащихся с суффиксами повелительной формы глагола ед.ч. и способом образования повелительной формы мн.ч.

-Давайте вернемся к глаголам, которые мы подобрали к нашим новым словарным словам. Образуйте от них повелительную форму

(служить- служи, образовано с помощью суффикса И, а что происходит с глагольным суффиксом? Он усекается.

стрелять - стреляй, образован с помощью суффикса Й, глагольный суффикс не усекается)

- Вывод: с помощью каких суффиксов может образовываться повелительная форма глаголов? (И, Й)

- Скажите, пожалуйста, в форме какого числа употребляются эти глаголы? (в форме ед.ч)

-  Хорошо

Закрепление изученного материала.

- Давайте потренируемся и выполним упр. 77 в учебнике

Ф И З М И Н У Т К А

-А какими должны быть воины, солдаты? (Сильными, выносливыми, здоровые телом и духом)

-Прочитайте пословицу: (слайд 5)

Закаляй своё тело с пользой для дела.

Как понимаете её значение? О чём она? ( О здоровом образе жизни)

-В какой форме употреблен глагол? Покажем, как она образовалась.

(Ученик комментирует).

закалять – закаля/;

закаля/ + й = закаляй

 -Догадались, что такое и краткое?

-Прочитайте вторую пословицу:

(щелчок на слайде)

 Утро встр . [ч'а]й заря[т]к . й, а  веч . р  провожай   пр . гулк . й.

- О чём эта пословица? (о здоровье) почему люди придумали такую пословицу?

-Перечислите орфограммы, которые  встречаются в предложении?

-Спишите пословицу, вставляя пропущенные буквы. Вспомните советы и примите правильную позу, чтобы сохранить осанку. Будьте внимательны, удачи.

-Проверьте себя. (Щелчок на слайде – самопроверка). 

- Есть ли ребята, которые  справились без ошибок? Встаньте. Молодцы! Оцените свою работу (ставят оценку на полях).

- Разберём глаголы по составу. (Ответы с мест)

- Сделаем вывод. Какие же суффиксы участвуют в образовании повелительной формы глагола ед.ч.? (-и-, -й-) В форме какого числа и лица стоят эти глаголы? (В форме ед.ч 2 лица)

-А теперь следующая работа. Образуйте от предложенных глаголов повелительную форму ед.ч. На какой вопрос будут отвечать эти глаголы? (Что делай? Что сделай?)

-Будем работать по вариантам.

Ребята I варианта запишут  глаголы в повелительной форме, которые образованы с помощью суффикса –й-, а ребята II варианта запишут  глаголы в повелительной форме, которые образованы с помощью суффикса –и-.

Взаимопроверка в парах. Оцените  работу соседа (ставят оценку на полях)

        I в                                    I I в                                    

ронять - роняй –                     сидеть - сиди

нырять - ныряй                     хохотать - хохочи

ползать - ползай                   свистеть - свисти

-Ребята, проследите, к какой основе – усечённой или неусечённой - присоединялся суффикс –й-, а к какой суффикс –и-? Поделитесь наблюдениями.

-А как мы изменим эти глагол, если захотим обратиться к нескольким людям? Давайте вместе образуем глаголы мн.ч. С помощью чего они образованы?  (окончание -ТЕ)

-А сейчас поработайте в группах и вспомните, какие ещё правила питания, способствующие сохранению здоровья, нужно соблюдать? (Дети работают четвёрками, повернувшись друг к другу)

- Поделитесь своими мыслями (мыть руки, не разговаривать во время еды, не читать за столом, не есть чужой ложкой, принимать пищу в одни и те же часы, тщательно пережёвывать пищу, мыть овощи и фрукты, есть полезные продукты, есть разнообразную пищу)

-В какой форме вы будете употреблять глаголы? (в повелительной форме).

- Когда мы чаще всего нуждаемся в повелительной форме глагола?

Домашнее задание

- Я предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание.

- Составьте несколько советов для своих одноклассников о правилах подготовки домашнего задания с точки зрения здоровьесбережения  и запишите в тетрадь.

- В какой форме вы будете употреблять глаголы в предложениях?

  1. Оценивание работы.

Цель: самооценка учеником своих собственных достижений.

-Урок подходит к концу. Предлагаю проверить, как вы усвоили сегодняшний урок. Давайте ответим на вопросы (слайд 9)

1. Что выражает глагол в повелительной форме?

2. Каким командам подчиняется?

3.  От какой глагольной формы образуется?

4. Как образуется повелительная форма?

VII.  Итог урока.

Цель: подведение итога урока.

- Вернёмся к целям урок (слайд 10)

- Чему вы научились?

Рефлексия

- А сейчас каждому из вас для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке прислушаться к себе и подумать какой колокольчик  звенит внутри вас. Покажите нам его (слайд 11)

Урок полезен, всё понятно  -  зеленый колокольчик.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно – жёлтый колокольчик.

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё-таки учиться – красный колокольчик.

(Дети показывают колокольчики)

-Глядя на  выбранные вами фигурки, я вижу, что наш урок прошёл успешно. Спасибо, ребята, за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании...

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...

Конспект урока по русскому языку "Суффикс"

Конспект урока по русскому языку "Суффикс"...

Конспект урока по русскому языку «Суффикс» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: продолжить формировать представление  учащихся о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в передаче оттенков знания слова и образовании новых слов; по...

Конспект урока по русскому языку "Суффикс" + презентация к конспекту

1. Тема урока: Суффикс.2. Тип урока: Урок открытия нового знания.3. Цель:  актуализировать знания о части слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Ввести понятие &laq...