Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных. 1-е склонение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен существительных.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с 1-м склонением имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся распознавать имена существительные 1-го склонения.

Метапредметные:

Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом;

Познавательные: ориентироваться в учебнике; делать выводы о результатах совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме; уметь слушать и понимать речь других.

Личностные: научатся пользоваться формами самооценивания и оценивания на уроке; осознавать личностный смысл учения.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка 4 кл. ч.1  по программе «Школа России»; презентация с заданиями, запись на доске, карточки с буквами.

Ход занятия:

  1. Самоопределение к деятельности.

Предлагаю наш урок начать с девиза:

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем урок русского языка.

II. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания
  2. Чистописание.

– Откройте тетради, запишите число и классная работа.

– Сегодня мы с вами напишем» соединения с буквой  «с» (са сд  си  сл се ск) и слова «снежинка», «сугроб», «снег».

– Сравните соединения букв. Как соединяется строчная буква «с» с другими буквами?

– Строчная буква «с» может соединяться с другими буквами, как сверху, так и снизу. Зависит от того, какая буква следует за ней или после неё.

– Составьте предложение с одним из слов и запишите его.

  1. Словарная работа.
  1. Предъявление слова

– Сегодня мы поработаем над новым словарным словом. Для того чтобы узнать, что это за слово, отгадайте ребус:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0718/0007a837-8d1cb375/img4.jpg

        Ответ: беседа.

  1. Работа над слуховым образом слов

– Ребята, давайте произнесем слово «беседа» по слогам и определим их количество.

– Произнесите слово еще раз и определите ударный слог.

– Произнесите первый слог. Какой второй звук вы слышите? [и]

– А какая буква пишется? (е)

  1. Запись слова

– Запишите слово «беседа» в тетрадь, подчеркните «опасное» место.

  1. Включение слова в словосочетание

– Составьте цепочку из 3 слов, где каждая последняя буква в слове будет являться первой в следующем слове. Начните со слова «беседа».

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

– Какие признаки имени существительного вы уже изучили? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, число, род, падеж). (Составляется кластер, а одна ячейка остается пустой)

– Одна ячейка осталась пустой, может ли это означать, что у имени существительного есть еще один признак?

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. Наблюдение языкового явления в целях выявления существенных признаков.

–  Откройте учебник на с.89 упр.153.

Поработаем в группах по 4 человека.

– (1 ряд)2 группы изменяют существительные под цифрой 1 по падежам, 2 группа изменяют существительные под цифрой 2 по падежам, 3 группа изменяет существительные под цифрой 3.

– Определите род этих существительных и выделите у них окончания.

  1. Обобщение признаков, введение термина.

– Какого рода имена существительные под цифрой 1? (женского и мужского)

– Одинаковые ли они имеют окончания во всех падежах?

– Какого рода имена существительные под цифрой 2? (среднего и мужского)

– Одинаковые ли они имеют окончания во всех падежах?

– Какого рода имена существительные под цифрой 3? (женского)

– Одинаковые ли они имеют окончания во всех падежах?

– Сейчас вы просклоняли имена существительные.

–Таким образом, что мы можем назвать склонением?

  1. Уточнение формулировки.

– Откройте страницу 89 в учебнике и прочитайте рубрику «обрати внимание»

V. Первичная проверка понимания

а) упр.154 с.89

– Выполним упражнение.

– В чем сходство и различие данных имен существительных?

– Какие вы выделили окончания?

– Обратите внимание, что вы выписали имена существительные 1-го склонения.

б) упр.155 с.90

–Прочитайте слова.

– Как мы можем доказать, что они все относятся к 1-му склонению?

– Спишите слова, распределяя их в две группы. В первую группу выпишите слова мужского рода, а во вторую – женского рода. Не забудьте выделить окончания.

в) игра «Найди лишнее слово»

– Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните,  почему оно лишнее.

  1. Жара, белка, парта, солнце.
  2. Перо, дядя, ваза, Коля.
  3. Снежинка, дорога, вода, летчик.
  4. Дерево, корова, Елена, лодка.
  5. Зеркало, дедушка, мужчина.
  6. Кошка, птица, крыло.
  7. Овца, Миша, рука, степь
  8. Ночь, коса, школа, мама.

VI. Первичное закрепление.

а) упр.156 с.90

– Выполним задание по вариантам. Первый вариант записывает 1 и 2 строчку до слова «юность». Второй вариант начиная со слова «юность» и до конца.

У имен существительных 1-го склонения надпишите род и выделите окончание.

– Какие слова в первом варианте относятся к 1-му склонению? Во втором варианте?

б) упр. 157 (устно)

в) усложненное списывание

–  Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите имена существительные 1-го склонения. Укажите их род и падеж.

1. Грачи важно расхаживали по пашн..  .

2. Жёлтый тополиный лист оторвался от ветк..  .

3. Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой трав.. .

4. В нашей местности  много черемух..  и  гвоздик..  .

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

–Достигли ли мы целей, поставленных в начале?

– Чему вы научились?

– Какое задание вам показалось наиболее интересным?

– В чем испытали затруднения?

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Запишите домашнее задание - упр. 160 с.92

– Прочитайте задание. Есть ли у кого вопросы по его выполнению? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....