Русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Дуброва Инна Андреевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложное предложение»

Цель: создать условия для формирования  у обучающихся понятий: сложное предложение, умение различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения.

Предметные: овладеют понятием о сложном предложении, о видах сложного предложения.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать; обогатят представления о предложении и видах предложения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; сформируют умение принимать и сохранять учебную задачу, правильно оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 

Личностные: научаться различать сложное предложение от простого; различать его виды.

Сценарий занятия:

  1. Мобилизующий этап
  1. Приветствие.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтоб чему-то научиться.

2) Проверка готовности к уроку

-Проверьте, чтоб у вас на партах были все необходимые принадлежности для урока русского языка.

  1.  Актуализация знаний
  1. Чистописание

- Ребята, откройте тетрадь. Запишите число и классная работа. Проведем с вами минутку чистописания, повторим написание букв, в состав которых входят овалы. Какие это буквы? (а, о, ф, б, в, д).

- Обратите внимание, что высота овала больше, чем ширина.

  1. Словарная работа

-Сейчас с вами проведем словарный диктант.

Альбом, бассейн, двенадцать, килограмм, коридор, металл, одиннадцать, пейзаж, сверкать, секунда, федерация, экскурсия, якорь, снизу, отечество.

 (Взаимопроверка,  позже слова выводятся на доске, оценки).

"5" - 1 ошибка

"4" - 2-3  ошибки

"3" - 4-8  ошибок

"2" - 8 и более

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Соберите пословицы. И скажите, был бы понятен нам смысл пословицы, если бы мы прочли только её часть?

-Какой мы можем сделать вывод? ( каждое предложение должно быть закончено по смыслу).

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? ( о предложении).

-Какие цели мы поставим перед собой?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником с. 141.

Выберите правильный ответ. Предложение не может существовать:

1) без второстепенных членов.

2) без однородных членов.

3) без грамматической основы.

-Прочитайте задание к упр. № 1.

-Сколько грамматических основ в каждом предложении?

Мороз пощипывает нос и щёки.

Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.

Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.

-Какой вывод мы можем сделать?

Предложение, которое состоит из двух и более частей, называется сложным. В каждой части сложного предложения есть грамматическая основа. Части сложного предложения связаны по смыслу и с помощью интонации.

Недавно прошёл   дождь, а дорога уже высохла.

Мы выехали, когда заря разгоралась. ( с 142).

Физкультминутка (видео).

V. Первичная проверка понимания

-Прочитайте текст. Выпишите только сложные предложения. Подчеркните грамматические основы.

-В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой?

Труд человека кормит, а лень портит.

Чёрная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.

Я заметил, что мои спутники устали.

Мы не знали, когда придут друзья.

Предложение, в котором нельзя задать вопрос от одной части к другой, называется сложносочинённым. Его части равноправны.

Предложение, в котором можно задать вопрос от одной части к другой, называется сложноподчинённым. Его части неравноправны: одна - главная, другая - зависимая.

Сложносочинённые и сложносочинённые предложения можно записать с помощью схем.

-Посмотрите пример в учебнике на странице 143.

Как различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

1. Найди грамматические основы.

2. Задай вопрос от одной части сложного предложения к другой: если вопрос задать нельзя, предложение сложносочинённое, если же вопрос задать можно, предложение сложноподчинённое.

-Рассмотрите пример на странице 144.

VI. Первичное закрепление.

-Откройте учебник на странице 145.

-Продолжите предложения так, чтобы они стали сложными. Определите вид сложного предложения.

Прорастает семечко, и вырастет подсолнух, с которого мы соберем, такие же семечки для новой посадки. (ССП).

Дождь совсем прошёл, когда мы добежали до моста. (СПП).

Мальчик не вошёл в комнату, а закрыл дверь с другой стороны. (ССП).

Мы с грустью смотрели, как корабль уходит за горизонт. (СПП).

VII.  Итог урока.  Рефлексия.

-Что же нам удалось узнать на сегодняшнем уроке?

-Каких целей мы достигли?

-Что же такое сложное предложение?

-Какие виды сложного предложения бывают?

VIII. Домашнее задание.

 стр.144, упражнение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...