Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку на тему

Малахова Ирина Петровна

Рабочая программа поможет учителю в работе при составлении рабочей программы по классам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkii_yazyk_1-4_klass_.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа русскому языку для 1 «А» класса авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Реализация программы по русскому языку предполагает использование  УМК «Перспектива»

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2013г. №253)
  5. Примерная программа начального общего образования.
  6. Учебный план ГБОУ школы № 504
  7. Примерное положение о рабочей программе ГБОУ школы № 504
  8. Устав ГБОУ школы № 504

Цель программы — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи на этапе обучения грамоте:

  1. анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
  2. применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
  3. осуществлять приемы связного воспроизведе ния букв и их соединений на письме;

Задачи на этапе изучения русского языка и литературного чтения:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»,  речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания необходимые для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В 1 классе начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается  изучение русского языка.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому

языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Учебно-методический комплект:

1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2013.

2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2012.

Обучение грамоте (обучение письму)

2. Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. – М.: Просвещение, 2013.

3. Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2013.

4. Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2013.

Русский язык

5. Климанова, Л. Ф.Русский язык : учеб. для общеобразоват. учреждений. 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2011.

6. Климанова, Л. Ф.Русский язык : рабочая тетрадь 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.

Место курса в учебном плане

 В первом классе – 167 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 52 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.

Количество часов в I триместре – 58.

Количество часов во II триместре – 54.

Количество часов в III триместре – 55.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Распределение часов по темам.

Наименование разделов и тем

  1. Всего часов
  1. Добукварный период

Рабочая тетрадь

«Рисуй, думай, рассказывай»

25

Букварный период

Прописи

«Мой алфавит». Ч. 1, ч. 2.

80

Послебукварный период

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

10

В мире общения

2

Роль слова в общении

2

Слово и его значение

3

Имя собственное

2

Слова с несколькими значениями

2

Группы слов

3

Звуки и буквы. Алфавит.

2

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их звуками.

2

Слоги. Перенос слов.

2

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

3

Твердые и мягкие согласные звуки.  Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

3

Правописание буквосочетаний жи - ши, ча -ща, чу -щу.

3

Разделительный мягкий знак. разделительный твердый знак.

3

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

5

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения

5

От предложения к тексту

5

Повторение

2

167

Содержание курса

1.Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» (25 ч)

Твои новые друзья. Дорога в школу. Большие и маленькие. Сравни. Чей домик? Лото. Длиннее - короче. Целое и часть. Головоломка. В квартире. Весёлые превращения. Сравни дома. В магазине одежды. В походе. На привале. Морские путешествия. Под грибом. Найди закономерность. Домики трёх поросят. В гостях у бабушки. Чаепитие. Наличники. Распиши посуду. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Подбери пару. Сравни и подумай. Ремонтная мастерская. Собери машины. Проверь себя.

2. Прописи «Мой алфавит» (80 ч)

Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы А а, О о. Звук [у], буква У у. Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звук [э], буква Э э. Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Звуки [м] — [м`], буква М м. Звуки [с] — [с`], буква С с. Буква Н (строчная и заглавная). Буква Л (строчная, заглавная). Звуки [л] — [л`]. Буква Т, т. Буква К к. Буквы Р р, В в. Сравнение начертаний букв Р и В. Буква П п (строчная и заглавная). Буква Г г. Буквы Ё ё, Е е строчная и заглавная. Буква Б б (строчная, заглавная). Буква З,з. Буква Д д (строчная, заглавная). Буква Я я. Мягкий знак. Запись слов с «ь». Буква Ю ю (строчная и заглавная). Буква Ш ш (строчная, заглавная). Письмо буквы Ч ч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу. Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. Буква Ц ц (строчная, заглавная). Разделительные ь и ъ.. Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного

3. Рабочая тетрадь «Пиши красиво» (10 ч)

Правописание слов с сочетаниями жи-ши. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание имён собственных. Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Правописание твёрдых и мягких согласных. Правописание шипящих согласных. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных. Правописание парных согласных на конце слова. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного

4.В мире общения (2ч). Вводный урок по курсу русского языка. Цели и формы общения. В мире общения. Смысловая сторона русской речи.

5.Роль слова в общении (2ч.) Слово, его роль в нашей речи.

6.Слово и его значение (3ч.) Урок развития речи. Слово как средство создания образа.

7.Имя собственное (2ч.) Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. Имя собственное. Правописание имён собственных.

8.Слова с несколькими значениями (2ч) Слова, близкие по значению (синонимы).

9.Слова, противоположные и близкими по значению (2ч) .

10.Группы слов (3ч). Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

11.Звуки и буквы. Алфавит (2 ч)

12.Гласные и согласные звуки (2ч) Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами.

13.Слоги. Перенос слов (2 ч) Слоги. Деление слов на слоги. Перенос слов.

14.Ударение (3ч) Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно

15.Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч). Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

16.Правописание буквосочетаний (3 ч) Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.

17.Разделительный мягкий и твёрдый знак (3 ч). Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак.

18.Звонкие и глухие согласные звуки. (5ч) Обозначение их буквами.

19.Предложение (5 ч) Отличие слова от предложения. Знаки препинания в конце предложения.

20.Текст (5 ч). Текст. Отличие предложения от текста.


Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию примерных программ среднего (полного) общего образования по русскому языку, направлено на достижение целей изучения русского языка на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта образования.


Календарно - тематическое планирование уроков

(обучение письму)

п/п

Дата

Тема урока

Добукварный период (20 ч.) 

Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» (25 ч.)

1

«Новые друзья»

Формирование умения воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма объяснять свой выбор, . Освоение способов ориентирования в первой учебной тетради. Систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв

2

«Что в центре?»

Формирование умения ориентироваться на листе, на рабочей строке. Освоение умения классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слово для группы предметов, составлять устный рассказ по картинке

3,

4

«Сравни»

Развитие умения сравнивать предметы по форме, величине и количеству; составлять устный рассказ по рисунку. Формирование  алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план

5

«Определи направление».

Формирование  умения ориентироваться на рабочей строке, обозначать направление движения стрелкой, рисовать линии по направлению стрелки горизонтальные и вертикальные линии. Развитие умения сравнивать, составлять рассказ по рисунку

6

«Найди пару». «Лото»

Развитие умения классифицировать логически («Лото») и ассоциативно («Найди пару»), составлять рассказ по рисунку. Формирование  умения наиболее точно выполнять задание: писать прямые и наклонные линии

7,

8

«Целое и часть»

Формирование  умения различать целое и часть, дополнять часть до целого и разбивать целое на части. Развитие умения обводить по контуру, проводить параллельные линии, штриховать

9,

10

«Головоломки». «Весёлые превращения»

Развитие умения анализировать элементы графического рисунка, находить общее и различное,  писать элементы печатных букв. Освоение умения воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии и фигуры

11,

12

«Сравни дома». «В походе»

Освоение умения выполнять штриховку, писать элементы печатных букв по образцу. Формирование  умения классифицировать слова по темам, различать название групп предметов и названий каждого предмета

13,

14

«На коньках». «На волнах»

Формирование  умения классифицировать слова по темам, называть вид транспорта для передвижения по воде, по земле и по воздуху. Освоение умения писать линии по образцу: прямые и наклонные, короткие и длинные

15

«Мы рисуем». «Под грибом»

Формирование  алгоритма  составления рассказа по сюжетным картинкам, данным в прописи. Освоение способов написания элементов печатных букв, выполнять штриховку по пунктирным линиям, ориентируясь на образец. Систематизация знаний о форме предметов. Формирование  умения работать в группе

16

«Мы рисуем». «Под грибом»

17,

18

«Мы спортсмены». «Кто построил домики?»

Формирование  представления о пользе занятий спортом. Развитие умения работать по алгоритму, выполнять штриховку

19,

20

«Рассмотри и расскажи». «»В гости к бабушке»

Освоение пространственных представлений «за» и «перед». Формирование  алгоритма обведения графических элементов, предметов по контуру, штриховки, не выходя за контур. Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними

21,

22

«Прогулка в парке». «Знаки в городе»

23,

24

«Подумай и сравни»

Освоение умения различать слово и его значение. Развитие умения определять последовательность и количество звуков в слове, соотносить их со звуковой схемой, подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова, писать элементы письменных букв, составлять предложения по рисункам

25

«Проверь себя»

Букварный период  (80 ч.)

Прописи «Мой алфавит» (1 и 2 части)

26

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит»

Развитие умения мотивировать учебную деятельность. Освоение умения различать печатный и прописной шрифт. Освоение способов ориентирования  в учебной тетради

27,

28

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а,о

Освоение звукового анализа слов как установления последовательности звуков в слове. Развитие умения писать печатные буквы, используя ориентиры. Освоение умения анализировать графическую форму букв а и о, выделять элементы, писать в узкой строке эти буквы

29

Заглавные (прописные) буквы А и О

Освоение правила употребления заглавной буквы на письме в именах собственных и в начале предложения. Развитие умения работать с моделями слов, писать буквы А  и О, составлять звуковые схемы слов с опорой на рисунок. Формирование умения составлять предложения с опорой на схему

30

Строчная и заглавная букваУу

Освоение умения различать значение и звучание слова на основе моделей, строить связные высказывания по рисунку. Развитие умения проводить звуко- буквенный анализ. Формирование умения писать печатную и письменную букву Уу

31

Строчные буквыи, ы

 Освоение умения определять последовательность действий при написании букв и, ы, использовать контроль и оценку в ходе работы. Развитие умения читать слова после анализа звуковой схемы, писать письменные и печатные буквы и, ы

32,

33

Заглавная букваИ. Звук [э], букваЭэ

Освоение умения характеризовать звуки [и] и [ы], проводить слого – звуковой анализ слов с этими буквами, писать буквыИ, Ээ. Развитие умения составлять несколько вариантов предложений по схеме

34,

35

Повторение изученных букв

Развитие умения проводить слого – звуковой анализ слов на моделях слов и в громко – речевой форме. Формирование умения сравнивать печатные и прописные буквы, находить их особенности. Освоение умения составлять предложения по схеме и правильно оформлять их интонационно, правильно оформлять предложение на письме

36,

37

Строчная и заглавная букваМм

Осознание значения доброжелательного общения людей в семье. Формирование умения определять последовательность действий при написании буквы Мм. Развитие умения выделять в словах заданные звуки, характеризовать их

38

Строчная буква с

Формирование умения сравнивать и писать письменную и печатную букву Сс. Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, использовать действие контроля и оценки при написании буквы. Развитие умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом.

39

Заглавная букваС

40

Строчная и заглавная букваНн

Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Нн. Формирование умения анализировать предложение, записывать его, соблюдать правила написания. Развитие умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом

41

Строчная и заглавная букваНн

42,

43

Строчная и заглавная букваЛл

Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Лл. Формирование умения анализировать предложение, записывать его, соблюдать правила написания

44,

45

Повторение изученных буквМм, Сс, Нн, Лл

Развитие умения писать слоги, слова и предложения с изученными буквами; обозначать на письме мягкость согласного с помощью буквы и. Формирование умения работать в паре, соблюдая формы вежливого общения

46,

47,

48

Строчная и заглавная букваТт

Развитие умения выделять в словах звуки [т]-[т˙], характеризовать их, обозначать буквой т. Формирование умения писать букву Тт, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом, работать в паре

49

Строчная буква к

Развитие умения выделять в словах звуки [к]-[к˙], характеризовать их, обозначать буквойк. Формирование умения писать букву к, определять последовательность действий при написании букв

50

Заглавная букваК

Развитие умения писать заглавную букву К и слова с ней. Формирование умения анализировать графическую форму заглавных букв, дописывать и составлять предложения. Освоение умения толковать многозначные слова, классифицировать их

51,

52

Повторение. Буквенная мозаика

Освоение умения проговаривать слова перед написанием. Развитие умения составлять и записывать небольшие предложения, контролировать написание, исправлять ошибки

53,

54

Строчная и заглавная букваРр

Развитие умения выделять в словах звуки [р]-[р˙], характеризовать их, обозначать буквой Рр. Формирование умения писать буквуРр. Освоение умения работать в паре

55

Строчная и заглавная букваВв

Развитие умения выделять в словах звуки [в]-[в˙], характеризовать их, обозначать буквой Вв. Формирование умения писать букву Вв, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом, работать в паре, моделировать слова

56

Строчная и заглавная букваВв

57,

58

Повторение изученных букв

Освоение умения переводить печатный текст в письменную форму. Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв. Формирование умения  самостоятельно составлять короткие слова и небольшие предложения, записывать их, соблюдая правила

59,

60

Строчная и заглавная букваПп

Развитие умения выделять в словах звуки [п]-[п˙], характеризовать их, обозначать буквой Пп. Формирование умения писать букву Пп, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения

61,

62

Строчная и заглавная букваГг

Развитие умения выделять в словах звуки [г]-[г˙], характеризовать их, обозначать буквой Гг. Формирование умения писать букву Гг, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения

63

Буква Ее в начале слова и после гласных

Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее;обозначать буквойе слитные звуки [й˙э],  в начале слова и после гласной. Освоение умения списывать с печатного текста, составлять устные рассказы по картинке, придумывать заглавия и записывать их

64

Буква Ёё в начале слова и после гласных

Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее;обозначать буквойе слитные звуки [й˙о],  в начале слова и после гласной. Освоение умения списывать с печатного текста, составлять устные рассказы по картинке

65

Буквы е и ё после согласных

Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании.

Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения

66

Повторение

Развитие умения моделировать слова, писать слова и предложения с изученными буквами. Формирование умения выписывать из текста слова по заданному признаку. Освоение умения классифицировать изученные буквы и характеризовать их

67

«Узелки на память»

68,

69

Строчная и заглавная букваБб. Парные звуки [б] и [п]

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Бб и слова с ней, сравнивать парные звуки [б] и [п], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения классифицировать слова по их значению, использовать слова с обобщающим значением

70

Строчная и заглавная букваЗз

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Зз и слова с ней, сравнивать парные звуки [з] и [с], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения классифицировать слова по их значению, использовать слова с обобщающим значением

71

Парные звуки [з] и [с]

72

Буквы Бб, Зз. Повторение

Освоение умения словесно описывать последовательность написания элементов букв, соединение их в словах. Формирование умения различать звонкие и глухие согласные, находить парные согласные в словах и писать их. Развитие умения подбирать слова по заданному признаку

73,

74,

75

Строчная и заглавная букваДд. Парные звуки [д] и [т]

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Дд и слова с ней, сравнивать парные звуки [д] и [т], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова

76,

77

Строчная и заглавная букваЖж. Слог «жи»

Освоение умения проводить слого – звуковой анализ слов с новым звуком, определять ударный слог, подписывать буквы под звуковыми схемами. Формирование умения писать строчную и заглавную буквуЖж и слова с ней, анализировать их графическую форму

78

Повторение изученных буквЗз, Бб, Дд, Жж

Освоение умения переводить печатный текст в письменную форму. Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв. Формирование умения  самостоятельно составлять короткие слова и небольшие предложения, записывать их, соблюдая правила

III четверть (37 ч.)

79

Буква Яя в начале слова и после гласных

Освоение умения делить на слоги слова с новой буквой, выделять слитно произносимый слог [й˙а] и обозначать его буквой я. Развитие умения писать строчную букву я, обозначать буквой я слитные звуки [й˙а] в начале слова и после гласной. Формирование умения списывать с печатного текста, проверять написанное

80

Буква я после согласных

Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы я. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании.

Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения

81,

82

Повторение

Развитие умения писать слова, в которых после мягких согласных пишутся е, ё, я, и. Формирование умения списывать с печатного текста, проводить слого – звуковой анализ слов с мягкими согласными

83

Строчная и заглавная букваХх

Развитие умения выделять в словах звуки [х]-[х˙], характеризовать их, обозначать буквой Хх. Формирование умения писать букву Хх, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения

84,

85

Буква ь – показатель мягкости согласных

Освоение умения сравнивать слова с твёрдыми и мягкими согласными; обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака, различать слова с ь на конце и в середине слова. Развитие умения писать буквуь и слова с мягким знаком

86,

87

Строчная и заглавная букваЙй

Освоение представления о звуке [й˙], как мягком звонком согласном. Развитие умения писать букву й, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой й

88

Буква Юю в начале слова и после гласных

Освоение умения делить на слоги слова с новой буквой, выделять слитно произносимый слог [й˙у] и обозначать его буквой ю. Развитие умения писать  буквуЮю

89,

90

Буква ю после согласных. Повторение

Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы ю. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании.

Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения

91,

92

Строчная и заглавная букваШш. Парные звуки [ж] и [ш]

Освоение умения писать строчную и заглавную буквуШш и слова с ней, сравнивать парные звуки [ж] и [ш], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова, правильно писать слова с сочетаниями«жи» и «ши»

93

Строчная и заглавная букваЧч

Освоение представления о звуке [ч˙], как мягком глухом согласном. Развитие умения писать букву Чч, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой ч,правильно писать слова с буквосочетанием «чу»

94,

95

Строчная и заглавная букваЩщ

Освоение представления о звуке [щ˙], как мягком глухом согласном. Развитие умения писать буквуЩщ, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой щ,правильно писать слова с буквосочетанием «щу»

96,

97

Строчная и заглавная букваЦц

Освоение представления о звуке [ц], как о твёрдом глухом согласном. Развитие умения писать букву Цц, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой ц, работать в паре

98,

99

Строчная и заглавная букваФф

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Фф и слова с ней, сравнивать парные звуки [в] и [ф], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова, правильно писать имена собственные

100

Разделительный твёрдый знак (ъ)

Освоение умения писать букву ъ и слова с этой буквой. Развитие умения сравнивать слова с твёрдым знаком и без него. Формирование умения дополнять предложения словами, работать самостоятельно

101,

102

Разделительный мягкий знак (ь). Повторение буквь и ъ

Развитие умения подбирать и выписывать из текста слова по заданному признаку. Формирование умения сравнивать слова с мягким знаком и без него. Освоение умения изменять слова по числам, моделировать слова с ь и ъ знаками

103,

104,

105

Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит

Развитие умения писать выборочный диктант. Формирование творческих способностей через составление предложений по опорным словам. Освоение умения обобщать, анализировать результаты работы, мотивировать учебную деятельность

Послебукварный период (10 ч.) 

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

106

Алфавит. Письмо основных элементов букв

Освоение представления о старинном русском алфавите. Развитие умения сравнивать буквы старинного алфавита и современное упрощённое написание. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв

107

Письмо плавных линий с точкой

108

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон

Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать предложения

109

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями

Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать слова. Освоение умения подбирать и записывать слова с заданным количеством слогов

110

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями

Развитие умения объяснять смысл русских народных пословиц, приводить примеры к пословицам. Развитие умения составлять предложения с именами собственными. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо

111,

112

Письмо прямых линий с петлёй вверху и внизу

Развитие умения составлять предложения по картинке. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения моделировать слова

113

Письмо овалов и полуовалов

Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать слова. Освоение умения составлять и записывать предложения с заданным количеством слов

114,

115

Повторение изученного

Русский язык - 57 часов

В мире общения.  Слово и его значение (7 ч)

116

В мире общения. Цели и формы общения.

Узнают смысл понятия «общение»  Научатся различать словесные и несловесные средства общения. Усвоят лексическое значение понятий в соответствии с изучаемой темой; сделают попытку самостоятельно (на основе полученной в результате сотрудничества с учителем и сверстниками информации) объяснить новый смысловыделяющий элемент темы

117

Родной язык – средство общения

Уточнят представление о даре слова как о средстве общения.

Научатся внимательно относиться к слову, выражать посредством слова отношение к окружающему, составлять простейшие высказывания (тексты) в реальном общении, условном общении с явлениями мира природы и вещей, воображаемом общении с героями литературных произведений

Научатся различать звучание 
и значение слова, точно называть предметы, определять значение слов, указывать, из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова, подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств 
и свойств, объяснять лексическое значение понятий

118

Смысловая сторона русской речи

119

Слово, его роль в нашей речи

120

Слово и его значение

121

Закрепление. Слово и его значение

122

Слово как средство создания образа

Научатся осуществлять правильный выбор слов для обозначения каждого явления, точно выражать свои мысли,  писать заглавные буквы 
в именах собственных, в начале предложения, создавать собственные тексты (устные, письменные) по опорным словам на предложенную тему

Имя собственное (3 ч)

123

Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.

Научатся различать имена нарицательные (термин не вводится) и имена собственные через различение названий, которые относятся к индивидуальному, единичному предмету и к целому классу, группе предметов, употреблять заглавные буквы в правописании имен собственных

124

Правописание имен собственных

Научатся соблюдать правила правописании имен собственных, правила переноса слов, наблюдать 
за превращением 
в художественном тексте имен нарицательных 
в собственные. Научатся проявлять внимание 
к значению имени, его смысловым оттенкам, соблюдать правила правописании имен собственных:заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных

125

Имя собственное. Составление текста «Мой котенок».

Слова с несколькими значениями (2 ч)

126

Слова с несколькими значениями

Уточнят понятие о многозначных словах.

Научатся пользоваться толковым словарем с целью расширения и обогащения словарного запаса языка

127

Слова с несколькими значениями

Слова, близкие и противоположные по значению ( 2 ч)

128

Слова, близкие по значению (синонимы)

Уточнят понятие о словах, близких по значению.

Научатся употреблять в речи слова, близкие по значению.

Продолжат знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры

129

Слова, противоположные по значению 
(антонимы)

Научатся употреблять в речи слова, описывающие и представляющие нравственные характеристики

Группы слов (3 ч)

130

Знакомство с разными группами слов. Предмет  и слово как название предмета

Определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки, классифицировать слова по разным основаниям, объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам, наблюдать за ролью каждой группы слов в речи. Научатся ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов), раскрывать грамматическое значение предметности за счет слов, обозначающих явления природы

131

Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

132

Слова-названия предметов. Слова-признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками

Звуки и буквы. Алфавит (2 ч)

133

Звуки и буквы. Звуковой состав слова.

Научатся переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму, различать звуки речи и звуки окружающего мира, уточнять представление о звуковом составе слова и его связи со значением слова, обобщать понятие о букве как значке звука

134

Алфавит.

Закрепят первоначальные знания об алфавите .

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч)

135

Гласные звуки. Обозначение их буквами

Научатся распознавать гласные звуки в слове;  обозначать 
на письме буквами, совершенствовать фонематический слух, наблюдать над изобразительными возможностями гласных звуков в художественной речи, формулировать и применять на практике правило о написании имен собственных

136

Согласные звуки. Обозначение их буквами

Научатся распознавать согласные звуки по их существенным признакам, работатьс моделями слов 
и проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова по произношению и написанию, четко произносить отдельные звуки в составе слова

Слоги. Перенос слов (2 ч)

137

Деление слов на слоги для переноса.

Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки 
на другую на письме, озаглавливать текст

Научатся делить слова на слоги, соблюдать правила переноса слова с одной строки 
на другую на письме, озаглавливать текст

138

Перенос слов.

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч)

139

Ударение.

Научатся находить в слове ударный слог, уточнять представление о правильной постановке знака ударения,  выполнять упражнения в орфоэпическом произношении

140

Ударение.Контрольное списывание

Научатся находить в слове ударный слог, наблюдать за ролью ударения в различении смысла слова, выполнять упражнения в орфоэпическом произношении

141

Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно»

Научатся выполнять упражнения в орфоэпическом произношении отдельных слов, составлять связный рассказ

Твёрдые и мягкие согласные звуки.   Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч)

142

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Научатся различать мягкие 
и твердые согласные звуки, выполнять упражнения 
в обозначении мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака (
ь).

Научатся различать твердые 
и мягкие согласные звуки в середине слова,  применять правило переноса слова с мягким знаком, раскрывать значение слова через его определение

143

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

144

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букве, ё, и, ю, я

Научатся обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я, обобщать знания о способах обозначения мягкости согласных на письме, обогащать лексический запас, выполнять упражнения в делении текста на предложения

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)

145

Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний 
жи – ши, ча – ща,
чу – щу

Закрепят представления о твердых согласных звуках [ж], [ш].

Научатся выполнять упражнения 
в традиционном написании сочетаний
жи – ши 
с буквой ича – ща с буквой а
чу – щу с буквой у.

Научатся писать изложение текста по вопросам, выполнять упражнения в правописании буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу

146

Правописание буквосочетаний 
жи – ши, ча – ща,
чу – щу

147

Закрепление правописания буквосочетаний 
жи – ши, ча – ща,
чу – щу

Научатся соблюдать правила правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч)

148

Разделительный мягкий знак

Научатся наблюдать за произношением и написанием слов с ъ, списывать и самостоятельно записывать слова с разделительным мягким знаком, обогащать словарный запас

149

Разделительный мягкий знак, его употребление 
на письме

150

Разделительный твердый знак

Повторят сведения о разделительном твердом

знаке, которые получили в период обучения грамоте.

Научатся писать слова с разделительным твердым знаком, составлять текст небольшого объявления

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (5 ч)

151

Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение буквами

Повторят сведения о звонких и глухих согласных, полученные в период обучения грамоте.

Научатся проводить звуковой анализ слова, различать звонкие  и глухие согласные

152

Правописание парных звонких 
и глухих согласных

153

Правописание парных звонких 
и глухих согласных

154

Диктант с грамматическим заданием.

Проверить умение писать под диктовку, применять на практике изученные орфограммы и правила. Познакомятся со способом проверки парных согласных на конце слова.

Научатся правильно писать слова с парными согласными на конце, наблюдать над ролью согласных звуков в художественном тексте

155

Работа над ошибками. Правописание парных звонких 
и глухих согласных

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (5 ч)

156

Предложение. Отличие слова от предложения

Научатся различать слово и предложение, наблюдать над связью слов в предложении, строить предложения, выражающие определенную мысль.

Закрепят представление о предложении как сочетании связанных по смыслу слов, выражающих мысль 
(сообщение)

Научатся различать предложения по интонационным особенностям, использовать соответствующие знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный или восклицательный знак), составлять предложения 
по вопросу, видеть границы предложения в тексте, совершенствовать литературно-творческие способности

157

Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при изменениипорядка слов.

158

Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме.

159

От слова  к предложению.

Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их

160

Знаки препинания в конце предложения.

От предложения к тексту (5 ч)

161

Текст. Отличие предложения от текста

Научатся различать предложения и текст, обращать внимание на связь предложений в тексте, составлять письменные тексты-записки, небольшие письма, приглашения, озаглавливать их

162

Отличие предложения от текста

163

Отличие предложения от текста

164

Обобщающий урок. «Чему мы научились».

165

Закрепление изученного.

Повторение (2 ч)

166

Повторение

167

Пвторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...