русский язык
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Познакомить с понятием спряжение, формировать умение определять спряжение глагола по ударному личному окончанию, развивать умения наблюдать, сравнивать. классифицировать. делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Владимирская средняя школа

Методическая разработка урока

по теме: «Понятие о спряжении глагола.  

Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Русский язык

4 класс

УМК «Школа 2100»

                                                                       Выполнил учитель начальных классов

Мясоедова Валентина Константиновна

2017 год

                                                 Проект урока

  • Учебный предмет русский язык.
  • УМК Образовательная система «Школа 2100».
  • Тема урока: «Понятие о спряжении глагола.

                      Личные окончания глаголов I и II спряжения».

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Задачи урока:

Обучающие:  познакомить с понятием спряжение; формировать умение определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы  и обобщения; совершенствовать умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её.

Воспитательные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • Ожидаемые результаты:

Предметные:

  1. Овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени, понятием спряжение.
  2. Первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.

Метапредметные:  

           Познавательные УУД:

      (общеучебные)1. Умение извлекать информацию из схем, текстов.   

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  

       (логические):      1. На основе анализа объектов делать выводы.

                          2. Обобщать и классифицировать по признакам.

          Коммуникативные УУД:

             1. Развиваем умение слушать и понимать других.

              2 . Умение работать в паре.

          Регулятивные УУД:

             1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

             2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

             3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты:

  1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Оборудование: учебник, таблицы.
  • Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: умение находить глаголы в тексте, образовывать неопределённую форму, умение определять признаки глагола.

         План урока и хронометраж:

№ п\п

Название этапа

Хронометраж

I

Оргмомент.

1 мин.

II

Проверка домашнего задания.

7 мин.

III

Актуализация изученного.

2 мин.

IV

Введение темы урока.

2 мин.

V

Открытие нового знания.

  1. Введение понятия спряжение.

а) Наблюдение.

б) Проверка закономерности.

     2.  Работа с определением спряжения.

3. Физкультминутка.

     4.  Наблюдение за особенностями   личных окончаний глаголов 2 лица.

5 мин.

8 мин.

3 мин.

3 мин.

9 мин.

VI

Первичное закрепление понятия

I и II спряжение.

3 мин.

VII

Итог урока.

1 мин.

VIII

Домашнее задание.

1 мин.

 


Содержание урока

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД), средства их формирования (формы, методы, приемы и т.п.)

I

Оргмомент

-Посмотрите друг на друга.

-Улыбнитесь!

-Поздоровайтесь глазами.

-Откройте тетрадь.

-Что надо записать?

-Напишите «Классная работа».

Комментированная запись числа.

II

Проверка домашнего задания

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Устный рассказ на тему

«Что я знаю о глаголе».

Самооценка

Познавательные (общеучебные):

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других.

III

Актуализация изученного

Создание проблемной ситуации.

– Что такое склонение?

– Какие части речи, известные вам, склоняются? Приведите примеры.

– Можно ли просклонять глагол? Попробуйте просклонять глагол прыгать. Почему не получается?

– Как же изменяются глаголы?

Принятие проблемной ситуации

(Глаголы не изменяются по падежам.)

(В прошедшем времени – по числам,

 в единственном числе – по родам.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)

Частично-поисковый метод обучения.

Познавательные (общеучебные):

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

IV

Введение темы урока

Руководство выдвижением гипотез.

– Прочитайте название параграфа на с. 75.

– Как вы понимаете значение слова словоизменение?

– А что такое словообразование?

– В чём отличие между этими понятиями?

– Предположите, что же изменяется при словоизменении глаголов?

Фронтальная работа

(При словоизменении значение слова не меняется, а при словообразовании появляются новые слова – слова с другим значением.)

Выдвижение гипотез

Познавательные  (логические):

-умение на основе анализа делать выводы.

(общеучебные):

-умение находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные:

-умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

V

Открытие нового знания

1. Введение понятия спряжение.

а) Наблюдение. Упр. 247.

– В каком времени стоит глагол идти?

– Как изменяется глагол в настоящем времени?

– Что значит личное окончание?

– Измените глагол идти, стоять по лицам и числам, как в образце.

– Сделайте вывод о характере окончаний

б) Проверка закономерности.

Упр. 248

– Прочитайте, что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова?

– Как вы изменяли глаголы?

2. Работа с определением спряжения.

– Прочитайте первый текст в рамке на с. 76.

– Что нового вы узнали? Запишите ключевое слово урока: спряжение.

– Прочитайте вывод во второй рамке. Какая буква меняется в окончаниях?

– Назовите окончания 2-го лица ед. числа. Проверьте себя, прочитав предложение 1 рядом с восклицательным знаком.

– Какая буква пишется на конце? Знакома ли вам эта орфограмма?

Как она обозначается? Запишите эти слова, обозначьте орфограмму.

Рисуешь (2-е л., ед.ч.), молчишь (2-е л., ед.ч.) и т.д.

– Какую роль играет в этом случае ь? Является ли он показателем мягкости согласного? Почему?

– Прочитайте уточнение под цифрой 2. Запишите слова, выделите «длинные» окончания, подчеркните 1-ю букву гласного. Какие это буквы? (и, е – разные). Подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить.

3.Физкультминутка

Музыкальная «Танцуют все»

(презентация)

4. Наблюдение за особенностями личных окончаний глаголов 2-го л., ед. и мн.ч.

1. Упр. 249.

2. Различие глаголов I и II спряжения.

– Прочитайте первое предложение. Сколько спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов?

– Прочитайте второе предложение.

– Что вы уже заметили в личных окончаниях глаголов?

– Прочитайте личные окончания глаголов I спряжения; II спряжения.

– Как определяется спряжение глагола?

– Прочитайте материал для запоминания после правила.

– Когда легко определить спряжение глагола?

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И ещё на ударение

Обрати своё внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

таблица

Поисковая деятельность

Формы глаголов идти, стоять записываются на доске, выделяются личные окончания и сравниваются.

(В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.)

Выполняется на доске (изменение двух глаголов коллективно: говорить, нести) и самостоятельно (сочинить, спасти).

(Формы слова.)

(По лицам и числам.)

Фронтальная работа

(Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова, а именно – 2-го лица ед. числа глагола.)

 

Дети повторяют танцевальные движения.

 Запись глаголов и выделение окончаний. Обозначение орфограммы.

Групповая работа

Работа с текстом определения (с. 77).

(Римскими цифрами:

I и II.)

Фронтальная работа

(По окончанию.)

Вывод: спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может.

Познавательные (логические):

-умение на основе анализа объектов делать выводы.

Познавательные

(общеучебные):

-умение находить ответы на вопросы в тексте.

Познавательные

(общеучебные):

-умение находить ответы на вопросы в тексте.

(логические):

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

Познавательные (логические):

-умение на основе анализа объектов делать выводы.

VI

Первичное закрепление понятия

I и II спряжение

Работа в учебнике.

Упр. 250.

Образец записи:

Весело поют (I), пьёт воду (I), громко пищит (II).

таблица

Работа в парах

Самооценка

Познавательные

(логические):

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:

 -умение работать в паре.

Регулятивные:

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VII

Итог урока

– Назовите ключевое слово урока.

– Что такое спряжение?

– Какую букву гласного в личном окончании имеют глаголы I спряжения, какую – II спряжения?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Фронтальная работа

Познавательные (логические):

-умение на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные:

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

VIII

Домашнее задание.

Задание № 3, тема 9 (тренировочный тест) в рабочей тетради.

      Литература

      1.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  Русский язык. учебник 4 класс часть 2

2.Бунеева Е.В. Русский язык. 4 кл. Методические рекомендации для учителя /Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. – М.: Баласс, 2014. – 272 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

      3.Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое     пособие/ Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013. – 152с. (начальная школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...