Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспектива" по теме: "Слова с удвоенными согласными".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Палченкова Виктория Вениаминовна

 Разработка урока русского языка УМК "Перспектива" 2 класс

Задачи урока:

Образовательные: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, организовать деятельность учащихся по изучению образования слов с удвоенными согласными; организация деятельности учащихся по формированию УУД;

Развивающие: развивать коммуникативные умения, творческие способности  через исследовательскую деятельность на уроке; мыслительные операции: синтез,  анализ, обобщение;

Воспитательные: воспитывать  интерес к предмету, к языку, к культуре интеллектуального труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока по русскому языку101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Палченкова Виктория Вениаминовна

учитель начальных классов

МКОУБрединская СОШ №97  

УМК «Перспектива»

Авторы программы

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Учебник «Русский язык» 2 класс  часть 1

Тема

Класс

Предмет

   

   Слова с удвоенными согласными

   2

   Русский язык

Цель темы

   Создание условий для формирования представления о словах с удвоенными согласными.

Задачи

Образовательные: научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, организовать деятельность учащихся по изучению образования слов с удвоенными согласными; организация деятельности учащихся по формированию УУД;

   Развивающие: развивать коммуникативные умения, творческие способности  через исследовательскую деятельность на уроке; мыслительные операции: синтез,  анализ, обобщение;

Воспитательные: воспитывать  интерес к предмету, к языку, к культуре интеллектуального труда.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Изучение слов с удвоенными согласными, их правописание и перенос.

Слова с удвоенной согласной. Словарные слова с  удвоенными согласными.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять: интерес  к изучению темы; эмоционально-ценностное  отношение к проблеме Ани и Вани; творческое отношение к работе с кроссвордом.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

-анализировать написание слов с удвоенной согласной;

-определять слова, в написании которых есть удвоенная согласная;

-использовать приобретенные умения при отгадывании загадок, имеющих слова с удвоенной согласной.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-учитывать правило переноса слов с удвоенной согласной;

-выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины;

-согласовывать позиции и находить общее решение;

-адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

-образовывать слова с удвоенными согласными;

-использовать словарные слова с удвоенными согласными для составления предложений;

-употреблять слова с удвоенными согласными в именах собственных;

-переносить слова с удвоенными согласными;

-писать слова с удвоенными согласными.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Математика

Темы «Компоненты сложения», «Масса»

Окружающий мир

Тема « Календарь»

Формы

 работы

Фронтальная; индивидуальная, парная, групповая

Ресурсы:

Информационный материал:

Учебник  Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс, ч.1; рабочая тетрадь на печатной основе, ч. 1;  Методическое пособие с поурочными разработками  Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина  Русский язык 2класс  Москва, «Просвещение» 2018 г.. Карточки с заданиями,  игра «Собери слово».

Демонстрационный материал:

Презентация, магниты

ТСО: компьютер учителя, проектор.

Этапы урока

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

1

Мотивация к учебной деятельности.

Цель – осознанное вхождение учащегося в  учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

Ответы детей  

Дети показывают большой палец

  Инструктаж, настрой детей на работу                                                                       1 слайд

Организационный момент                                      2 слайд

Прозвенел уже звонок!

Начинается урок!

  – Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы ещё раз убедитесь в том, как сложен, красив и интересен наш родной русский язык и как важно его изучение!

  – Вы готовы сделать новые открытия?

  – Подумайте, какие качества ученика нужны для успешной работы, чтобы для всех урок стал полезным и открытие состоялось. (внимание, активность, старание, сообразительность …)

     И, конечно же, хорошее настроение – оно залог успеха.

   Покажите, какое у вас сейчас настроение

   Все уроки мы проводим под девизом 

«С малой удачи начинается – большой успех»                            

      Всем желаю успеха!

(Посадка при письме)

  – Откройте тетради. Запишите дату Восемнадцатое декабря, вид работы Классная работа (объяснение и выделение орфограмм)

2

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель – подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Работают индивидуально

(Задание на слайдах)

Разгадывают загадки

Ответы детей

А сейчас традиционная минутка чистописания, а прописывать мы будем новое словарное слово, которое спрятано в нашей Азбуке Челябинской области. Найдите последнее слово, с которым мы работали. (флаг объяснение орфограммы и приведение примеров)

- Какое следующее слово в нашей азбуке? (хоккей)                                                3 слайд

- Какое отношение имеет это слово к нашей области? (Челябинская область славится хоккейными дружинами – «Трактор – Челябинск» и «Металлург – Магнитогорск»

Пропишите это слово всю строчку, поставьте ударение и подчеркните опасное место. Какое опасное место вы подчеркнули и почему? (безударную гласную в корне слова не проверяемую ударением и удвоенный согласный)

 – Однажды наши друзья Аня и Ваня нашли интересную книгу загадок                4 слайд

 и решали устроить соревнование по их разгадыванию. Я предлагаю вам к ним присоединиться. Отгадки мы будем записывать в тетрадь и выделять орфограммы. У доски по одному будем записывать слова.

Плещет тёплая волна                                                                                                     5 слайд
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?                              
(ванна)

Стою на крыше                                                                                                              6 слайд  
Всех труб выше.
Телевизор без меня
Не посмотрите ни дня!                              
(антенна)                                                  

Что за твердая река,                                                                                                       7 слайд
К нам течет издалека?
Лодки здесь не проплывают,
А машины проезжают!                                
(шоссе)                                                    

Он на вокзалах есть всегда,                                                                                          8 слайд 
К нему подходят поезда,
Двойное «Р» содержит он
И называется
...                                              (перрон)                                          

На большие расстояния                                                                                                9 слайд
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два с,
Называется ...                                                
(экспресс)

– Кто встретился с затруднением в написании слов и почему?    (мы не знаем, как писать такие слова)

-Как поступить?  (посмотреть  в учебнике, словарях)

Как  они называются – словарные.

-Чем они похожи?

(они  пишутся с удвоенной согласной)                                                                  10 слайд

3

Выявление места и причины  затруднения.

Цель – выявление учащимися места и причины затруднения

Ответы детей. Ставят учебные цели,

проговаривают  вслух свои личные цели

  • Запись на доске.

Постановка учебной проблемы, целей и формулирование темы урока.

– Это и будет тема нашего урока   (открыть на доске 1 листок с темой)                              

        

    Что значит «удвоенные»? (две одинаковые буквы пишутся рядом).                                      

  – Какая  же цель будет  стоять перед  нами сегодня на уроке?

  – Чему будем учиться?

Мы будем знакомиться со словами с удвоенной согласной (с новой орфограммой)

Составлять предложения с этими словами. 

Учиться правильно записывать эти слова (отличать слова с этой орфограммой от других)

Повторять правило переноса слов с удвоенной согласной.

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства)

Цель – обдумывание проекта будущих действий.

Дети высказывают свое мнение, участвуют в решении проблемной ситуации.  

Ответы детей.

 (с. 120)  

  - Что мы уже выяснили? (есть слова с удвоенными согласными, их надо запомнить)

Как проверить нашу гипотезу?  (обратиться к профессору Самоварову)

 - Откройте учебники на с.120.

Работа с учебником.

  – Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

5

Реализация построенного проекта.

Цель – осуществление реализации построенного проекта.

Участие  в обсуждении проблемных вопросов, формулирование  собственного  мнения и аргументирование  его

Работа с орфографическим словарем «Пиши правильно»  в учебнике с. 141-142

Ответы детей.

Один учащийся у доски.

Взаимопроверка в паре.

Работа в группе

Дети называют правило переноса

Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную оставляем на строке, а другую переносим).

– Является ли написание двойных согласных в слове орфограммой?  Почему?  (да, можно допустить ошибку)

– Где в нашем учебнике «живут» такие слова?  (в орфографическом словаре)

 

– Найдите 3 таких слова. Запишите их в тетрадь и подчеркните удвоенный согласный.

  – Давайте потренируемся  в написании слов с удвоенными согласными.

  -  Прочитайте запись на доске:                                                                                11 слайд

 Инна читает длинный рассказ.

Можно назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное, вопросительное или побудительное)

 - Какое предложение по интонации? (восклицательное или невосклицательное)

- Запишите предложение, правильно оформляя при записи. Устно составьте предложение с любым из слов из своей тетради.

       (подчеркнуть  удвоенные согласные)

Упр. 180 ст. 120 Прочтите предложения, найдите слова с удвоенным согласным. 

Выберите одно предложение и запишите в тетрадь, выделяя известные вам орфограммы.

ФИЗМИНУТКА  

 (Лови слова: если удвоенный согласный тянется, то хлопаем в ладоши, если нет, то приседаем) Ванна, Ваня, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, Аля, доллар, директор, сумма, аппетит.

Продолжаем работать.

  – Какое еще умение вам необходимо, чтобы выполнить это задание?  (умение переносить слова с удвоенными согласными)

  - Вспомним алгоритм переноса слов 

Алгоритм.                                                                                                                  12 слайд

1. Раздели слово на слоги.

2. Перенеси слово по слогам.

3. Если в слове один слог его делить для переноса нельзя.

4.Буквы Й, Ь, Ъ не отрывай от «хозяйки».

5. Переносить или оставлять на строчке одну букву нельзя.

6. При переносе слов удвоенные согласные разделяются.

(каждая группа получает 4 карточки со словами и разрезает, деля слова для переноса и показывает классу)

  – Итак, назовите  правило переноса слов с удвоенными согласными. (при переносе слов удвоенные согласные разделяются)                                                                 1 3 слайд

Эти буквы – близнецы

                                Удалые молодцы,

       Ты одной закончи строчку,

                                А с другой её начни.

  – Есть ли исключения в этом правиле?

(Нельзя переносить односложные слова, не разделяются удвоенные согласные в самом начале слова или в конце слова.) грипп, класс, кросс                                            14 слайд

(Устно составьте предложение со словом класс)

Гимнастика для глаз «Ночь – день – бабочка»

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель – реализация типовых заданий на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

Дети работают в паре

Организует первичное закрепление нового материала.    

 

- А сейчас поиграем в игру “Соберите слова”.

тен

ма

мас

ла

Эм

нис

шос

ма

пас

са

хок

се

сум

ма

Рим

кей

Ал

сажир

-   Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.  Запишите слова, разделив их для переноса.

- Проверим, что у вас получилось.

– Запишите в тетрадь:                                                                                              15 слайд

– математические слова (масса, сумма)

– спортивные слова  (хоккей, теннис)

– слова, связанные с дорогой (шоссе, пассажир)

– имена собственные (Римма, Алла, Эмма)

Проверьте и оцените свою работу.

 Кто выполнил правильно? Нет ошибок. Кто допустил 1-2 ошибки? Кто не справился?

Нарисуйте смайлики.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель – самостоятельное выполнение задания. Создание  для каждого ученика ситуации успеха.

Читают, вставляют пропущенные слова с удвоенными согласными,

Объясняют условия выбора написания.

Сравнивают собственный опыт с представленным

 – Как вы думаете, какую роль играют слова с удвоенными согласными в русском языке?  Зачем они нужны?

Откройте рабочие тетради на стр. 58. Выполним упр.102.

Читаем задание.

Впишите подходящие по смыслу слова. Используя слова для выбора.

8

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель – уточнение особенностей нового знания, его роли и место в системе уже изученных знаний.

Графический диктант «Плюс – минус».

- Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Слова для графического диктанта:

Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс.

- Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок.

- Встаньте те, кто допустил 1 или 2 ошибки.

- Умницы. Вам аплодисменты.

- У кого есть 3 и более ошибок? Не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и проверяют по эталону

Проверка. Сверка с эталоном на доске: +, -, +, +, -, +.

 

9

Рефлексия учебной деятельности.

Цель – фиксирование изученного знания, организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Запись задания в дневник

К концу подходит наш урок.

Пора нам подвести итог.

  – Какой секрет русского языка вы сегодня для себя открыли?

         Вернуться к целям урока 

  – Всё ли мы узнали о словах с удвоенными согласными? (наверное, нет)

  – Слова с удвоенными согласными могут быть односложные, двусложные, трехсложные. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.

– Добились ли мы поставленной цели?

– Вы большие молодцы.

 – Оценки.

Домашнее задание – ст. 121 упр. 182                                                                      16 слайд

                                                                                                                                      17 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

План урока по Русскому языку 2 класс Школа 2100. Тема: Слова, к которым нельзя задать вопрос

Файл содержит план урока по Русскому языку во 2 классе, ОС Школа 2100, учебник Бунеевых. Тема: "Слова, к которым нельзя задать вопрос. Предлоги, междометия". План предполагает использование интерактив...

Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять  слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...

презентация урок русского языка 3 класс школа россии ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

презентация к уроку по ШКОЛЕ РОССИИ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ....

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Слова с непроверяемыми написаниями"

Презентация поможет провести словарную работу на уроке русского языка...

Урок русского языка по теме: «Упражнение в написании слов с удвоенными согласными»

   Закрепление правописания слов с удвоенными согласными.      Цель:  формирование умений обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами; закреплять п...