Контрольные работы по русскому языку 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Сумерина Елена Геннадьевна

Конторольные диктанты по русскому языку для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_raboty_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа №1.

Цели: выявить уровень   сформированности  навыков правописания, приобретённых за два года обучения, умений оформлять предложение. Писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

Осенью.

          Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу.

Контрольное списывание №1.

Цели: формировать навыки самостоятельной работы; проверить  уровень сформированности  навыка списывания; проверить каллиграфические навыки.

Следы

     Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Никите.

     Однажды Никита и ребята шли домой через лес. Они заблудились, но вдруг Никита увидел след собаки. По нему ребята вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку!                              

                                                                                       ( По Е. Пермякову)

Контрольный диктант № 2 за 1 четверть.

Тема: «Слово в языке и речи».

Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в слове корень.

Ноябрь.

     В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.                                                                      

     Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

                                                                                                            ( 52 слова)

Грамматические  задания

1.   Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

2.   Записать  3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень, найти среди подобранных однокоренных слов проверочное и подчеркнуть.

1 вариант – бег

2 вариант – свист

3. Во втором предложении – 1 вариант (в четвёртом -2 вариант) подчеркните грамматическую основу, определить части речи, выпишите словосочетания.

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание корней слов».

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

        Декабрь. Мороз. Кругом  лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

        Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматические  задания

  1. Разберите предложения по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
  2. Разберите по составу слова осинка, переход.
  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

Контрольное списывание №2.

Цель: проверить навык распознавания предложений в тексте, умение грамотно списывать текст, правильно ставить знаки препинания.

Вариант 1. Найти начало и конец каждого  предложения.

Новый дом

     Ирина Петровна Соловьева работает на заводе она собирает часы семья Соловьевых получает новую квартиру квартира находится на шестом этаже из ее окон очень красивый вид около дома жильцы посадили цветы и деревья есть во дворе и детская площадка друзья и родные поздравили семью с новосельем.

  1. Списать, поставить, где надо точки.
  2. Выписать одно словарное слово.
  3. Выписать слово с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочное.

Вариант 2.  Найти начало и конец каждого  предложения.

Упрямые козы.

Жили в разных селах две козы раз отправились они щипать траву на пастбище вечером они возвращались домой шли они, шли и сошлись на узкой доске доска была перекинута через глубокий арык не разойтись козам на доске кто уступит дорогу заупрямились козы стукнулись они лбами, сцепились рогами обе упрямицы свалились в воду выбрались козы из арыка мокрые и грязные.

Контрольный диктант № 4 за 2 четверть.

Цель: проверить навыки грамотного письма.

1 вариант

Гостья.

       Семья лесника переехала в лесную сторожку. Зимой Таня и Витя прикрепили к стволу сосны кормушку. Однажды на сосне появилась белка. Она осторожно прыгнула с сучка на кормушку. Гостья взяла в лапки гроздь рябины и начала объедать вкусные ягодки.

        Ребята смастерили для белки столик. Они крошили хлеб, сухие грибки. Иногда дети зарывали съестное в сугроб. У белки отличное чутьё. Она разгребала снег и находила пищу. Белочка часто угощалась у столика.

(По  Г. Скребицкому)

Грамматические  задания

1.   Выписать из текста слово, в котором букв столько же, сколько и звуков.

2.   Записать  3 однокоренных  слова, обозначить части речи, разобрать слова по составу.

1 вариант – корм

2 вариант – зим(а)

3. В первом предложении  1 абзаца – 1 вариант (в первом предложении  2 абзаца -    2 вариант) подчеркните грамматическую основу, определить части речи, выпишите словосочетания.

2 вариант

Кормушка

            Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березку. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала.

             К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березки сели прелестные птички. На голове  черная шапочка. Спинка, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

(55 слов)

3 вариант

Пришла зима

Трещат крепкие морозы. Падает пушистый мягкий снег. Замело все тропки и дорожки в садах и парках. Деревья нарядились в белые праздничные шубки. У крыльца вьюга намела большой сугроб. Ребята бегут на пруд.  Робко выходят на скользкий лёд малыши. Маленькая Юленька упала и ушибла ножку. Чуткие друзья помогли девочке.

Грамматическое задание:

1 вариант

  1. Разобрать по составу слова «шубки», «загородный», «наклейка».
  2. Выписать из текста 1 слово с орфограммой «Буква безударного гласного в корне слова, проверяемая ударением», подобрать проверочное слово.
  3. Выписать из текста 1 слово с орфограммой «Буква парного по глухости-звонкости согласного в корне слова», подобрать проверочное слово.

2 вариант

  1. Разобрать по составу слова «тропки», «приморский», «посадка».
  2. Выписать из текста 1 слово с орфограммой «Буква безударного гласного в корне слова, проверяемая ударением», подобрать проверочное слово.
  3. Выписать из текста 1 слово с орфограммой «Буква парного по глухости-звонкости согласного в корне слова», подобрать проверочное слово.

Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имен  существительных после шипящих».

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имен  существительных после шипящих».

На рыбалке.

        Дорога шла через густую рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач. Это сыч затянул свою грустную песню. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ключ. Мы подошли к реке и поставили шалаш. Наступила ночь. Кругом тишь. Мы закинули удочки. Сначала попадалась мелочь. Но скоро мне попался ёрш, а у брата на леске бился жирный лещ. Ночной пейзаж был удивительно красив.

                                                                                        (62 слова)

        Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Запишите имена существительные в единственном числе: товарищи, мыши, обручи, (в) тиши.

2. Разберите слова по составу: подкормка, хлопушка.

3. Подчеркните грамматическую основу в  5 предложении.

2 вариант.

1. Запишите имена существительные в единственном числе: калачи, броши, пляжи, (в) ночи.

2. Разберите слова по составу: отправка, игрушка.

3. Подчеркните грамматическую основу в  5 предложении.

2 вариант

Гуси летят.

        Настали осенние дни. Пришла грустная пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси услышали его клич и затихли. Вожак медленно расправил крылья и поднялся в воздух. Косяк взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел вперёд. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи. Приближалась ночь. Угас последний луч солнца. Стая опустилась на землю.

                                                                                        (59 слов)

        Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Запишите имена существительные в единственном числе: борщи, (в) глуши, плащи, вещи.

2. Разберите слова по составу: посадка, снежинка.

3. Подчеркните грамматическую основу в  7 предложении.

2 вариант.

1. Запишите имена существительные в единственном числе: мелочи, багажи, (во) ржи, чертежи.

2. Разберите слова по составу: нарезка, травинка.

3. Подчеркните грамматическую основу в  13 предложении.

                                                                

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание окончаний имён существительных».

Цели: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания по теме «Имя существительное».

1 вариант

     Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

      Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

(По В. Бианки)

 Грамматические  задания

1.  Определи падеж имен существительных в последнем предложении.

2.  Разберите по составу слова находит, глазки, интересное.

3.  В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

2 вариант

Помощь зайцу.

     Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Гоша принёс зайца домой. Мальчик забинтовал зайцу лапку и посадил в ящик. Мама дала зверьку морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у зверька срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Ребята отнесли зайчика в лесок и выпустили на волю.

Грамматические  задания

1.  Определи падеж имен существительных в последнем предложении.

2.  Разберите по составу слова принёс, морковка, интересное.

3.  В первом предложении слово лесу  разберите как часть речи.

3 вариант

У бабушки.

        Летом Костя с Галей приехали к дяде в деревню. До деревни они ехали по железной дороге. Утром дядя отвёз их на машине к бабушке. Домик бабушки стоял у речки. По речке плавали гуси и утки. По берегу речки гуляла наседка с цыплятами. Костя и Галя стали помогать бабушке ухаживать за птицей.

                                                                                (53 слова)

        Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Подчеркните грамматическую основу в  5 предложении.

2. Просклоняйте имена существительные: печь, печка.

3. Определите падежи всех имен существительных.

В листве деревьев появились первые лимонные отметины.

2 вариант.

1. Подчеркните грамматическую основу в  5 предложении.

2. Просклоняйте имена существительные: дочь, дочка.

3. Определите падежи всех имен существительных.

В листве деревьев появились первые лимонные отметины.

Контрольный диктант №7 за 3 четверть.

Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное».

                                                                    Шаги  весны.

         Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце.                                                                                                                                                  

        Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.        

        ( 65 слов)

Грамматические  задания

1.    Подчеркните  имена  прилагательные, выделите окончание 

 1 вариант –    в  первой  части текста

 2 вариант  -      во  второй  части  текста        

2. Определите род, число, падеж    у имён  прилагательных

 1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце.)                        

2 вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.)

3.    К данным  прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

1 вариант     Лёгкая  задача -..., широкое  шоссе - …                

2 вариант      Сладкое яблоко - .., тяжёлый  портфель -…        

2 вариант

Кукушонок.

На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.

Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.

Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на крылышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.

По И. Соколову-Микитову

(64 слова)

Слова для справок: яички, его.

3 вариант

Ранняя весна.

        Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Весёлый и радостный лес весной.

                                                                                        (58 слов.)

        Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите слова по составу: настольный, медовый.

2. Подчеркните грамматическую основу в  6  предложении.

3. От данных имен существительных образуйте имена прилагательные трёх родов: мороз, зелень.

2 вариант.

1. Разберите слова по составу: зарубежный, травяной.

2. Подчеркните грамматическую основу в  7  предложении.

3. От данных имен существительных образуйте имена прилагательные трёх родов: снег, ночь.

Контрольное списывание № 3

Цели: формировать навыки самостоятельной работы; проверить уровень сформированности навыка списывания, умение выделять и располагать в правильной последовательности смысловые части; озаглавливать текст; проверить каллиграфические навыки.

Расположи текст так, чтобы получился законченный рассказ, запиши. Озаглавь текст.

    Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

     Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

     Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.

     Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

Вариант 2.

Пичугин мост.

        Короткая дорога в школу шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках. Ребятам было трудно перепрыгивать речку. Сёма Пичугин задумал построить мост. У реки росла толстая ветла. Два дня мальчик рубил дерево. Наконец ветла рухнула и легла через речку. Сёма стал обрубать ветви у ветлы. Дед помог мальчику сделать перильца из жердей. Хороший получился мостишко. Стали его называть Пичугин мост.

                                                                                (63 слова.)

Вариант 3.

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. И есть прекрасная осенняя пора. В это время земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни земля даже начинает светиться. Идёшь по лесу и видишь свет. Тёплый красный свет идёт от осины. Берёзки наполнены белым светом. Шуршат под ногами опавшие листья. Ночами всё чаще и чаще морозы. Лужи и болота затянуты льдом.

                                                                                (64 слова.)

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол».

Цели: - проверить усвоение правил написания изученных орфограмм;

проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол», умение правильно писать родовые окончания у имен прилагательных, предлоги, приставки;

          - выполнять разбор по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

1 вариант

Весеннее утро.

     Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

      Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

Грамматическое  задание

1 вариант

  1. В 8 предложении над каждым словом указать часть речи.
  2. Образовать  от глагола «смотреть» все формы прошедшего времени, записать их.
  3. Выписать глаголы настоящего времени.

2 вариант

  1. В 8 предложении над каждым словом указать часть речи.
  2. Образовать  от глагола «говорить» все формы прошедшего времени, записать их.
  3. Выписать глаголы будущего времени.

2 вариант

Лакомства для зверей.

    Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мед. Косолапый часто совершает набеги на жилище диких пчел. Забредает  порой на пасеки. Пчелы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

    Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

    Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.

Грамматическое  задание

  1. Выписать 3 словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
  2. Разобрать по составу 3 слова. (По усмотрению учителя, слова взять из диктанта.)
  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:

 1 – вариант: первое предложение;

2 – вариант: последнее предложение.

3 вариант

Весна в лесу.

        Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревало землю. Тёплый ветер пробегал в высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. На лесных полянках зацвели белые и голубые подснежники. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На припеке паслись лоси.

                                                                                        (62 слова.)

Слова для справок: на припеке¸ ласково.

        Грамматическое задание:

1 вариант.

1. Разберите слова по составу: светит, прибегут.

2. Подчеркните грамматическую основу в 3  предложении.

3. От данных имен существительных образуйте глаголы  трёх времён: дрожь, блеск.

2 вариант.

1. Разберите слова по составу:  цветут, заплачет.

2. Подчеркните грамматическую основу в 11 предложении.

3. От данных имен существительных образуйте глаголы  трёх времён: любовь, крик.

Контрольный диктант № 9.  

    Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.

1 вариант

Соловьиная песня.

     Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.

     Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

     Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

                   

                                                                    (По Г. Скребицкому)

Грамматическое  задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
  3. Разберите предложения по членам: 1 вариант- третье; 2 вариант-второе.

2 вариант

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.    

Грамматическое  задание

I вариант

        1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

в  кроват... — в кроватк...

о  мам... — о матер...

для  мышк... — для мыш...

об  отц... — о пап...

II вариант

        1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.

К  ел… - к ёлк…

В  печк… - в печ…

о  дочк… - о дочер…

о  дед… - о дедушк…

Перечень учебно-методических средств

  • Учебник: «Русский язык»3  класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого-М.: Просвещение, 2014.
  • Поурочные разработки по русскому языку 3 класс О.И. Дмитриева. К  УМК В.П, Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»)- М: Вако, 2013
  • «Контрольные работы по русскому языку к учебнику В.П, Канакиной, В.Г. Горецкого 3 класс». О.Н. Крылова - М: Экзамен, 2013

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс. В.В. Никифорова- - М: Вако, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по русскому языку №2 3 класс по теме "Язык- главный помощник в общении" УМК"Перспектива"

Представлена работа к   уроку :"Контроль знаний по теме "Язык - главный помощник в общении" к учебнику русского языка  УМК " Перспектива" 3 класс...

Контрольная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Повторение за 3 класс".

Списывание с грамматическим заданием. Анализ работы. Критерии оценивания....

Контрольная работа по русскому языку в 4 классе по теме "Повторение за 3 класс"

Диктант с грамматическим заданием. Анализ работы....

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...