Главные вкладки

    Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Кеваева Анна Юрьевна

    Предметные УУД:

    1.      Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

    2.      Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и.

    3.      Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

          4. Правильно писать падежные окончания имён существительных.

                Личностные УУД:

    1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

    2. Осознавать важность грамотного письма.

                Коммуникативные УУД:

    1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

                Познавательные УУД:

    1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

    2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

    3.  Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

                Регулятивные УУД:

    1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

    2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

            Предмет:  русский язык

            Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.

            Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

            Технология: проблемно-диалогическая.

            Цель: создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных.

            Предметные УУД:

    1. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
    2. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и.
    3. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

          4. Правильно писать падежные окончания имён существительных.

            Личностные УУД:

    1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

    2. Осознавать важность грамотного письма.

            Коммуникативные УУД:

    1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

            Познавательные УУД:

    1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

    2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

    3.  Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

            Регулятивные УУД:

    1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

    2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

            Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

            Методы и приёмы работы: учебный диалог, работа с учебником, с таблицей, работа по алгоритму, презентация.

            Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера, нетбуки, карточки,  учебник, электронное приложение к учебнику.

    № п/п

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Примечание

    1

    Организационный момент

     «Вы талантливые дети!»

    Когда – нибудь вы сами приятно

    поразитесь, какие вы умные, как

    много и хорошо умеете,

    если будете

    постоянно работать над собой,

    ставить новые цели и стремиться

    к их достижению …»            Жан Жак Руссо

    Откройте тетради и запишите число, «Классная работа»

    Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа»

    Слайд №1

    Слайд №2

    На доске записано число, «Классная работа»

    2

    Словарная работа

    Наш урок я хотела бы начать с пословицы –

     Каждый день жизн(…) прибавляет частицу мудрост(…).

    - Как вы её понимаете?

    - Что такое мудрость?

    Словарь Ожегова:

    Мудрость –  глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

    Словарь Ушакова:

    Мудрость - глубокое знание, понимание чего-либо.

    - Мудрый человек умеет внимательно слушать и прежде, чем что-то сказать, хорошо подумает.

    - Желаю вам на уроке проявить мудрость!

    Подберите антоним к данному слову

    Подберите синоним к данному слову

    Какие однокоренные слова можно подобрать.

    -Запишем пословицу в тетрадь. Возникает вопрос: Какое окончание напишем в словах? Как его определить?

    -Знаете ли вы другой  способ проверки окончания?  

    Ребята высказывают своё мнение

    Ответы детей

    Называют слова :Глупый

    Премудрый, ученость

    Мудрый, мудрец, мудрёный

    Записывают пословицу в тетрадь.

    Это существительное с безударным окончанием.

    Определить падеж

    Определить склонение

    Вспомнить окончание по таблице

    Слайд №3

    «Мудрость»

    Слайд №4

    3

    Сообщение темы урока

    Прочитайте тему урока и цель

    Дети читают: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения. Способы проверки»

    Слайд №5

    4

    Актуализация знаний и постановка целей урока

    - Какие основные понятия в названии темы нам знакомы?

    -Что такое имя существительное?

    -Как определить склонение имен существительных?

    -Назовите падежные вопросы.

    - Что хотим узнать?

    - Чему хотим научиться?

    - Зачем будем этому учиться?

    - Знаем, что такое имя существительное, безударное окончание, типы склонения.

    Ответы детей

    Цель: узнать способы проверки безударного падежного окончания, научиться правильно писать безударное падежное окончание.

    .

    Сдайд №5

    5

    Обобщение и систематизация знаний

    -В каком случае возникает трудность написания окончания?

    - Вспомним, какие окончания имеют имена существительные в 1, 2 и 3 склонении?

    - Окончания в каком падеже требует проверки?

    -Просклоняем имена существительные 1,2 и 3 склонения.(чайка, медведь, ладонь)

    -В каких падежах возникает вопрос в написании безударного падежного окончания?

    -Послушаем какие способы проверки существуют

    -Составим памятку .

    - Когда окончание без ударения.

    Работа по таблице в учебнике с.102

    Дети отвечают.

    Существительные в форме родительного, дательного и предложного падежей

    Дети слушают электронное приложение к учебнику.

    Составляют  памятку и прикрепляют её на доску.

    1. Определить падеж
    2. Определить склонение
    3. Вспомнить окончание
    4. Если забыл падежные окончания, то вспомни слова-помощники

    1скл. Земля, лиса

    2 скл. Конь, петух

    3 скл. Степь, любовь

    Слайд №6

    Слайд №7

    6

    Физминутка

    Потрудились – отдохнем.

    Встанем, глубоко вздохнем.

    Руки в стороны, вперед,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать,

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    Дети делают движения

    7

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    -Пользуясь памяткой определим безударное падежное окончание имен существительных

    -На доске записан отрывок из стихотворения С.Михалкова  «Наши дела»

    -Что хотел сказать автор?

    Работа в группе. Проверка по Документ -камере.

    Подчеркните слова с безударным падежным окончанием

    в форме 1- Р.п, 2- Д.п., 3 -П.п., определите склонение

     Работа в парах по тренажёру «Академия младшего школьника» Орфографический экзамен № 183

    Дети читают.

    С.Михалков  «Наши дела»
    — Я утром раньше всех встаю
    И сам стелю постель свою.
    На кухн(?) маме помогу.
    — Я без работы не сижу.
    Немало дела детворе:
    В густом лесу,
    в широком пол(?),
    В колхоз(?), в дом(?), во дворе,
    А главное — за партой в школ(?).

    Запись в тетради слов с предлогом.

    Работают в группе

    Дети работают в парах

    самостоятельно

    Дети выполняют задания в парах по тренажёру «Академия младшего школьника» Орфографический экзамен № 183 в нетбуках

    Слайд №8

    8

    Гимнастика для глаз

    Дети выполняют гимнастику для глаз

    9

    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

    Предлагаю поработать самостоятельно.

    Попробует свои силы и выполните задание в карточке,

     с которым вы справитесь.

    1.Допишите окончания существительных используя памятку

    На дорог…, по поверхност…, у мыш…,  о геро…, для деревн…, возле речк….

    2.Подбери существительное с безударным падежным окончанием –е, - и , верно запиши в словосочетаниях

    Телеграмма для______________.

    Рассказ о __________________.

    Сидит на __________________.

    Сок из _____________________.

    Гулял в ____________________.

    3. Исправь ошибки.

    По улици иди по правой стороне.

    Не лежалось на окошки, покатился по дорожки.

    На поверхносте солнца почти шесть тысяч градусов.

    Проверка по эталону

    Слайд № 9,10

    10

    Подведение итога. Рефлексия.

    -Как правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

    -Какую цель ставили?

    - Как проверить безударное окончание имён существительных 1, 2 и 3 склонения?

    - Что на уроке понравилось?

    Оцените свои достижения.

    На ступеньке мудрости отметьте уровень усвоения темы.

    Дети дают ответы и делятся впечатлениями, мыслями.

    Самооценка.

    X

         

                    


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Жан Жак Руссо 1712 - 1778 «Вы талантливые дети!» Когда – нибудь вы сами приятно п оразитесь, какие вы умные, как м ного и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, с тавить новые цели и стремиться к их достижению …»

    Слайд 2

    Двадцать третье ноября. Классная работа.

    Слайд 3

    Мудрость Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. С.И. Ожегов Мудрость - глубокое знание, понимание чего-либо. Д.Н. Ушаков

    Слайд 4

    «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости »

    Слайд 5

    «Правописание безударных п адежных окончаний и мён существительных. Способы проверки» Цель: узнать способы проверки безударного падежного окончания, научиться правильно писать безударное падежное окончание.

    Слайд 6

    Падежи 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение И.п. чайк а Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. чайк и чайк е чайк у чайк ой о чайк е медведь медвед я медвед ю медвед я медвед ем о медвед е ладонь ладон и ладон и ладонь ладонь ю о ладон и Правописание безударных падежных окончаний

    Слайд 7

    Правописание безударных падежных окончаний Падежи 1 склонение 2 склонение 3 склонение Р.п. -и -и Д.п. -е П.п. -е -е

    Слайд 8

    С.Михалков «Наши дела» — Я утром раньше всех встаю И сам стелю постель свою. На кухн (…) маме помогу. — Я без работы не сижу. Немало дела детворе: В густом лесу, в широком пол(…), В колхоз (…), в дом (…), во дворе, А главное — за партой в школ (…). е е е е е

    Слайд 9

    1.Допишите окончания существительных используя памятку. На дорог…, по поверхност …, у мыш …, о геро …, для деревн …, возле речк …. 2.Подбери существительное с безударным падежным окончанием –е, - и , верно запиши в словосочетаниях. Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________. 3. Исправь ошибки. По улиц и иди по правой стороне. Не лежалось на окошк и , покатился по дорожк и . На поверхност е солнца почти шесть тысяч градусов.

    Слайд 10

    1 . Допишите окончания существительных используя памятку На дорог е , по поверхност и , у мыш и , о геро е , для деревн и возле речк и. 2 . Подбери существительное с безударным падежным окончанием –е, - и , верно запиши в словосочетаниях Телеграмма для бабушки, дяди. Рассказ о мыши, лисе Сидит на пеньке, трубе. Сок из моркови, петрушки. Гулял в парке, в аллее.. 3. Исправь ошибки. По улиц е иди по правой стороне. Не лежалось на окошк е , покатился по дорожк е . На поверхност и солнца почти шесть тысяч градусов. Проверь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

    Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

    Конспект урока русского языка в 3-ем классе по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонения"

    Цели и задачи урока:отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1-го, 2-го, 3-го склонения;повторить изученные орфограммы;развивать орфографическую зоркость;п...

    Лист самооценки по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения»

    Лист самооценки по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения» ...

    Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения

    Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка  и презентацию. Тема урока: "Правописание  безударных окончаний  имён существительных 2-го склонения". УМК Школа XXI века....

    презентация к уроку русского языка в 3 классе По теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

    презентация к уроку русского языка в 3 классе  По теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»...