Главные вкладки

    Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuch._gramote_moyo_4.docx38.75 КБ
    Файл prezen._h.pptx62.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования
    городской округ Ялта Республики Крым

    Конспект урока по обучению грамоте (чтение)

    1 класс

    по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».

    Урок с использованием ИКТ технологии,
    технологии системно-деятельностного подхода в обучении,
    элементы здоровьесберегающей технологии.

    учителя начальных классов Мащенко Елена Петровна

    Дата проведения 23.11.2017г.

    г. Ялта
    2018


    23. 11. 2017 г.                                                                                            

    Учитель  Мащенко Е. П.                             1-Б класс

    Обучение грамоте (чтение)                        Урок № 22

    Тема: Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х.

     Цель урока: Познакомить обучающихся с буквами Х, х и особенностью звуков, которые обозначает данные буквы, с ролью звуков и букв в русском языке.

    Планируемые результаты:

    Предметные: формировать умение выделять звуки [х], [х,], характеризоватьих, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.

    Метапредметные УУД:

    Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.

    Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.

    Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.

    Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

    Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, звуковые модели слов, шаблоны букв.

    Тип урока: урок объяснения нового материала.

    Ход урока

    I.Организационный момент.

    Если хочешь много знать,

    Многого добиться,

    Обязательно читать

    Должен научиться!

    - Это наш девиз урока чтения.

    - Проверим готовность к уроку.

    II.Актуализация опорных знаний.

    Повторение о звуках.

    - На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

    - Сколько гласных?

    - Назовите их хором.

    - Почему они относятся к гласным?

    - Какие ещё звуки есть?

    - Почему они относятся к согласным?

    - Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

    - Какими ещё могут быть согласные звуки?

    III.Постановка учебной задачи.

    Игра.

    Сейчас мы поиграем. Игра называется «Какая это буква» (дети с завязанными глазами ощупывают букву, называют её и характеризуют).

    Буквы ЛЕХБ.

    - Какую букву вы не смогли узнать? Почему?

    - Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться? О чем будем беседовать? Какие задачи перед собой поставим?

    IV.Работа по теме урока.

    1.Хлеб наше богатство.

    Рассмотрим иллюстрацию на с. 38.

    - Что изображено в центре?

    - Что изображено в правом верхнем углу? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

    - Кого принято встречать хлебом и солью?

    - Для чего это делают?

    - Каким изображено солнышко?

    - Где выращивают хлеб?

    - Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)

    - Какую роль в жизни человека имеет пшеница?

    - Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома.)

    - Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)

    - Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? (В пословицах содержатся народная мудрость.)

      Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

    - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

    •        ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)

    •        ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

    •        ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)

    2.Физминутка «Солнышко».

    Солнышко встало и потянулось.

    Подул ветер, набежала туча, полил дождь.

    Сначала тихо, потом сильнее, сильнее.

    Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал.

    Солнышко засияло.

    3.Знакомство со звуками [х], [х'].

    Отгадайте загадку:

    Раскололся тесный домик

    На две половинки,

    И посыпались в ладони

    Бусинки – дробинки.

    (ГОРОХ)

    - Какой звук вы слышите в конце слова?

    ХИРУРГ

    - Какой звук вначале слова?

    - Звуки[х], [х'] обозначаются буквой «Ха»

    - Посмотрите, какое место в ленте букв занимает буква Х.

    - На какой улице она живёт? (На улице согласных)

    - В каком ряду она стоит?

    - Почему она стоит в нижнем ряду?

    - Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости?

    - Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные)

    4.Знакомство с буквами Х, х.

    - А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.

    - Ребята, на что похожа буква Х?

            (Отвечают дети)

    Х – забавная игрушка,

    Деревянная вертушка.

    Деревянная вертушка,

    Ветру вольная подружка.

    - Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

    5.Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.

    Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):

    Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот,

    6.Закрепление знаний и способов.

    Чтение слов и слогов с буквой Х. (Учебник стр. 39)

    Игра «Найдите стручок», из которого выкатилась горошина. В слове на стручке должно быть такое же буквосочетание, как и в слоге на горошине.

    Хо                      хи                      ха                 хло            хле

    хлебушек                                      хирург                                      хлопок

    буханка                                           хорёк

    V.Продолжение работы по теме урока.

    1.Чтение текста на стр. 39.

    - О чём говорится в тексте? Как озаглавить?

    - Какое время года наступает?

    - Почему дрожат осины?

    - Где появился ледок?

    - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

    2. Беседа на тему «Как растет хлеб?»

    - Послушайте загадку.

    Рос сперва на воле в поле.

    Летом цвел и колосился,

    А когда обмолотили,

    Он в зерно вдруг превратился.

    Из зерна - в муку и тесто,

    В магазине занял место.

    (ХЛЕБ)

    Какие слова помогают догадаться. Что это хлеб?

    Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь: от маленького зернышка, заботливо вложенного руками пахарей, хлеборобов в землю до душистой буханки с хрустящей румяной корочкой, выпеченной пекарем. Сотни людей вкладывают свою душу в его создание, и их всех можно назвать хлеборобами.

    Послушайте, как об этом сказано в стихотворении:

    Хлеб ржаной, батоны, булки

    Не добудешь на прогулке.

    Люди хлеб в полях лелеют,

    Сил для хлеба е жалеют.

    Вывод:

    - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

    Как мы должны относиться к хлебу и людям которые его выращивают? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.)

    3.Физминутка

    Хомка, Хомка хомячок,

    Полосатенький бочок.

    Хомка раненько встаёт,

    Шейку моет, щёчки трёт.

    Подметает Хомка хатку

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Хомка хочет сильным стать.

    4.Слого-буквенный анализ слова хлеба.

    Учитель:

    - Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).

    Наши звуки встали в ряд

    И сейчас заговорят. (Выходит каждый звук и рассказывает о себе).

    Учитель:

    - Сколько слогов в слове ХЛЕБА?

    - Какой слог ударный?

    - Какой звук ударный?

    Всё сказали, не забыли

    И на место поспешили.

    Учитель:

    - Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).

    VI.Закрепление.

    1.Работа в группах.

    Игра “Тим и Том”

    - У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.

    (Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

    - Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима.

    (Хижина, хомяк, пастухи, ухо, мох, хитрец хор, хищник, холод, химик, хвост).

    2.Индивидуальная дифференцированная работа.

    - У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х,].

    (Карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).

    VII.Рефлексия.

    Продолжите мои предложения:

    -Я понял, что…

    -Было интересно…

    -Было трудно…

    -Мне захотелось…

    -У меня получилось…

    VIII.Итог урока.

    - С какой буквой познакомились?

    - Какие звуки обозначает?

    - Почему нужно бережно относится к хлебу?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - ЛИЦЕЙ №9 Учитель: Мащенко Елена Петровна

    Слайд 2

    Девиз урока: Если хочешь много знать , Многого добиться , Обязательно читать Должен научиться!

    Слайд 3

    Повторение о звуках . - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? - Назовите их хором. - Почему они относятся к гласным? - Какие ещё звуки есть? - Почему они относятся к согласным? - Почему согласные располагаются на таблице в два ряда? - Какими ещё могут быть согласные звуки?

    Слайд 4

    Тема: Звуки [x ], [x’]. Буквы Х, х. Цель: познакомиться со звуками [x], [x ’], с буквой «ха» Задачи : учиться отличать звуки [x], [x’] учиться читать плавно; развивать память, внимание

    Слайд 5

    Значение слова хлеб • ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы ) • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты ) • ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)

    Слайд 6

    Физминутка Солнышко встало и потянулось. Подул ветер, набежала туча, полил дождь. Сначала тихо, потом сильнее, сильнее. Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал. Солнышко засияло.

    Слайд 7

    Отгадайте загадку: Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки – дробинки. (………….) - Какой звук вы слышите в конце слова? ХИРУРГ

    Слайд 8

    На что похожа буква «ха »? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Х

    Слайд 9

    Физминутка Хомка-хомка , хомячок, Полосатенький бочок . Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5 ! Хомка хочет сильным стать!

    Слайд 10

    Игра «Найдите стручок» ХА ХО ХИ ХЛО ХЛЕ ХЛЕБУШЕК БУХАНКА ХИРУРГ ХЛОПОК ХОРЁК

    Слайд 11

    Анализ текста - О чём говорится в тексте? Как озаглавить? - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

    Слайд 12

    Рефлексия Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось…

    Слайд 13

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе по теме: "Звуки [ф\'], [ф]. Буквы Ф, ф".

    Разработка урока литературного чтения (обучение грамоте) с презентацией. Урок проходит в форме игры-путешествия. На уроке преобладают игровые и коммуникативные технологии, что способствует вовлечению ...

    Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

    Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

    Разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе по теме «Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»

    Содержание материала урока соответствует уровню и особенностям восприятия младших школьников, хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для разв...

    Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [ х ], [ х` ], буквы Х х"

    Урок обучения грамоте в 1 классе по теме урока: Согласные звуки [ х ], [ х` ], буквы Х х Тип урока: Решение частной задачи. Сценарий составлен в соответствии с требованиями ФГОС...

    Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [м],[м] и буквы М,м.»

    Презентация к уроку обучения   грамоте   в 1 классепо теме «Звуки [м],[м/] и буквы М,м.»....

    Открытый урок по обучению грамоте в 1 классе "Звуки и буква Х,х"

    Урок разработан по прогамме "Школа России"...