Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока и презентация по обучению грамоте (чтение) 1 класс по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch._gramote_moyo_4.docx38.75 КБ
Файл prezen._h.pptx62.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская средняя школа-лицей № 9» муниципального образования
городской округ Ялта Республики Крым

Конспект урока по обучению грамоте (чтение)

1 класс

по теме: «Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х».

Урок с использованием ИКТ технологии,
технологии системно-деятельностного подхода в обучении,
элементы здоровьесберегающей технологии.

учителя начальных классов Мащенко Елена Петровна

Дата проведения 23.11.2017г.

г. Ялта
2018


23. 11. 2017 г.                                                                                            

Учитель  Мащенко Е. П.                             1-Б класс

Обучение грамоте (чтение)                        Урок № 22

Тема: Звуки [х], [х'], обозначение их буквой Х.

 Цель урока: Познакомить обучающихся с буквами Х, х и особенностью звуков, которые обозначает данные буквы, с ролью звуков и букв в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение выделять звуки [х], [х,], характеризоватьих, сравнивать, обозначать буквой, соотносить все изученные буквы со звуками, осмысленно, правильно читать целыми словами.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: ставить цель, работать по предложенному учителем плану, формировать умение адекватно оценивать свою деятельность, осуществлять контроль по ходу выполнения задания, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.

Коммуникативные: умение работать в парах, в группе, договариваться между собой. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: воспитывать культуру учебного труда, проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник «Азбука» Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, звуковые модели слов, шаблоны букв.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Ход урока

I.Организационный момент.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!

- Это наш девиз урока чтения.

- Проверим готовность к уроку.

II.Актуализация опорных знаний.

Повторение о звуках.

- На какие две группы делятся все звуки в русском языке?

- Сколько гласных?

- Назовите их хором.

- Почему они относятся к гласным?

- Какие ещё звуки есть?

- Почему они относятся к согласным?

- Почему согласные располагаются на таблице в два ряда?

- Какими ещё могут быть согласные звуки?

III.Постановка учебной задачи.

Игра.

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Какая это буква» (дети с завязанными глазами ощупывают букву, называют её и характеризуют).

Буквы ЛЕХБ.

- Какую букву вы не смогли узнать? Почему?

- Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться? О чем будем беседовать? Какие задачи перед собой поставим?

IV.Работа по теме урока.

1.Хлеб наше богатство.

Рассмотрим иллюстрацию на с. 38.

- Что изображено в центре?

- Что изображено в правом верхнем углу? (Полотенце, каравай хлеба и солонка с солью.)

- Кого принято встречать хлебом и солью?

- Для чего это делают?

- Каким изображено солнышко?

- Где выращивают хлеб?

- Что изображено в нижней части иллюстрации? (Серп и пшеница.)

- Какую роль в жизни человека имеет пшеница?

- Что изображено на заднем плане иллюстрации? (Собор и сельские дома.)

- Почему солнцу, звёздам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (От явлений природы зависит урожай зерновых.)

- Прочитайте пословицы под картинкой. Чему они нас учат? (В пословицах содержатся народная мудрость.)

  Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:

•        ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы)

•        ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)

•        ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)

2.Физминутка «Солнышко».

Солнышко встало и потянулось.

Подул ветер, набежала туча, полил дождь.

Сначала тихо, потом сильнее, сильнее.

Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал.

Солнышко засияло.

3.Знакомство со звуками [х], [х'].

Отгадайте загадку:

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(ГОРОХ)

- Какой звук вы слышите в конце слова?

ХИРУРГ

- Какой звук вначале слова?

- Звуки[х], [х'] обозначаются буквой «Ха»

- Посмотрите, какое место в ленте букв занимает буква Х.

- На какой улице она живёт? (На улице согласных)

- В каком ряду она стоит?

- Почему она стоит в нижнем ряду?

- Есть ли парный ей звук по звонкости- глухости?

- Продолжите фразу «значит звуки [х] и [х’]…» (непарные)

4.Знакомство с буквами Х, х.

- А теперь узнаем какой же буквой можно обозначить новый звук.

- Ребята, на что похожа буква Х?

        (Отвечают дети)

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка,

Ветру вольная подружка.

- Кто может показать букву х при помощи рук и ног?

5.Упражнение на отработку умения слышать эти звуки в словах.

Игра “Топ-хлоп” (если в слове есть [х], [x’] – хлопаем, нет - топаем):

Халат, салат, хижина, лыжня, хобот, робот, хоккей, воздух, хохот,

6.Закрепление знаний и способов.

Чтение слов и слогов с буквой Х. (Учебник стр. 39)

Игра «Найдите стручок», из которого выкатилась горошина. В слове на стручке должно быть такое же буквосочетание, как и в слоге на горошине.

Хо                      хи                      ха                 хло            хле

хлебушек                                      хирург                                      хлопок

буханка                                           хорёк

V.Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение текста на стр. 39.

- О чём говорится в тексте? Как озаглавить?

- Какое время года наступает?

- Почему дрожат осины?

- Где появился ледок?

- Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

2. Беседа на тему «Как растет хлеб?»

- Послушайте загадку.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

(ХЛЕБ)

Какие слова помогают догадаться. Что это хлеб?

Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь: от маленького зернышка, заботливо вложенного руками пахарей, хлеборобов в землю до душистой буханки с хрустящей румяной корочкой, выпеченной пекарем. Сотни людей вкладывают свою душу в его создание, и их всех можно назвать хлеборобами.

Послушайте, как об этом сказано в стихотворении:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба е жалеют.

Вывод:

- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей.

Как мы должны относиться к хлебу и людям которые его выращивают? (Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.)

3.Физминутка

Хомка, Хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Шейку моет, щёчки трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать.

4.Слого-буквенный анализ слова хлеба.

Учитель:

- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).

Наши звуки встали в ряд

И сейчас заговорят. (Выходит каждый звук и рассказывает о себе).

Учитель:

- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?

- Какой слог ударный?

- Какой звук ударный?

Всё сказали, не забыли

И на место поспешили.

Учитель:

- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).

VI.Закрепление.

1.Работа в группах.

Игра “Тим и Том”

- У нас в гостях наши друзья Тим и Том. Том-друг твёрдых согласных, Тим –друг мягких согласных.

(Весь класс делится на друзей Тома и Тима).

- Я называю слова. Если в них есть звук [х]- твёрдый, встают друзья Тома, если мягкий- Тима.

(Хижина, хомяк, пастухи, ухо, мох, хитрец хор, хищник, холод, химик, хвост).

2.Индивидуальная дифференцированная работа.

- У вас на столе карточки, в них записаны слова, в которых встречается новый звук. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните в этих словах мягкий звук [х,].

(Карточки разного уровня сложности для сильных и слабых учеников).

VII.Рефлексия.

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

VIII.Итог урока.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки обозначает?

- Почему нужно бережно относится к хлебу?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА - ЛИЦЕЙ №9 Учитель: Мащенко Елена Петровна

Слайд 2

Девиз урока: Если хочешь много знать , Многого добиться , Обязательно читать Должен научиться!

Слайд 3

Повторение о звуках . - На какие две группы делятся все звуки в русском языке? - Сколько гласных? - Назовите их хором. - Почему они относятся к гласным? - Какие ещё звуки есть? - Почему они относятся к согласным? - Почему согласные располагаются на таблице в два ряда? - Какими ещё могут быть согласные звуки?

Слайд 4

Тема: Звуки [x ], [x’]. Буквы Х, х. Цель: познакомиться со звуками [x], [x ’], с буквой «ха» Задачи : учиться отличать звуки [x], [x’] учиться читать плавно; развивать память, внимание

Слайд 5

Значение слова хлеб • ХЛЕБ – растение (снопик пшеницы ) • ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты ) • ХЛЕБ - любая пища человека (продовольствие)

Слайд 6

Физминутка Солнышко встало и потянулось. Подул ветер, набежала туча, полил дождь. Сначала тихо, потом сильнее, сильнее. Полил поле. Потом тише, тише и совсем перестал. Солнышко засияло.

Слайд 7

Отгадайте загадку: Раскололся тесный домик На две половинки, И посыпались в ладони Бусинки – дробинки. (………….) - Какой звук вы слышите в конце слова? ХИРУРГ

Слайд 8

На что похожа буква «ха »? Х – забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Х

Слайд 9

Физминутка Хомка-хомка , хомячок, Полосатенький бочок . Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. 1,2,3,4,5 ! Хомка хочет сильным стать!

Слайд 10

Игра «Найдите стручок» ХА ХО ХИ ХЛО ХЛЕ ХЛЕБУШЕК БУХАНКА ХИРУРГ ХЛОПОК ХОРЁК

Слайд 11

Анализ текста - О чём говорится в тексте? Как озаглавить? - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?

Слайд 12

Рефлексия Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось…

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р»

Задачи урока:  образовательные:познакомить с буквой Р р;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте "Согласные звуки [д], [д\'], буквы Д, д"

Тема.      Согласные звуки [д], [д,], буква  Д,д         Цели.Создать условия для ознакомления с согласными зв...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема урока: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д. »Цель деятельности учителя: формирование понятия о согласных звуках [д] и [д’], умения проводить сло...