Методическая разработка урока русского языка УМК «Перспектива»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шаповаленко Нина Анатольевна

 Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Состав слова. Корень." Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.12.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка УМК «Перспектива»

Учитель: Шаповаленко Нина Анатольевна МБОУ «Гимназия №12» 3 «А»  класс 

Тема: Состав слова. Корень

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков

Цели: 1. Создание условий для применения знаний о частях слова; обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов, актуализировать знания о корне, однокоренных словах; учить выделять корень в родственных словах, фонетические чередующиеся согласные звуки в корне слова, проверять безударные гласные в корне. Анализировать, делать выводы, формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

2.  Развитие учебно-познавательной и коммуникативной сферы обучающихся;

3. Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся называть, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

получат возможность формировать представление о фонетически чередующихся согласных в корне слова; выделять графически однокоренные слова; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; работать в группе, отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).

Оборудование: учебник, презентация, карточки для обучающихся с заданиями, словари.

Ход урока 

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формирование УУД

1

Организационный момент.

Закройте глазки. Выпал снег. Скоро Новый год. Улыбнитесь себе. Скажите про себя, что всё хорошо, какой я умный, замечательный. У меня всё получится. Откройте глаза, улыбнитесь мне. Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок.

 

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

2

Минутка чистописания.

-  В начале урока давайте проведём  Минутку чистописания:
-Запишите парную согласную буквы Ф
-Запишите гласную букву, которая в алфавите стоит шестой по счету

- Запишите букву, которая обозначает парный  согласный буквы  Д;

-Запишите звонкую непарную согласную, которая в алфавите стоит перед буквой С   (ВЕТР)
- Продолжите писать буквы до конца строки.

На следующей строке запишите слово с этими буквами  - ветер. Словарное слово.

Какое значение имеет слово «ветер»? (Движение потока воздуха в горизонтальном направлении).

Подберите синонимы к слову.(дуновение, буря, буран, вьюга)

 

 презентация

В

Е

Т

Р

ветер

словарь

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

3

4.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа по теме урока

Выполняют упр.160  с. 96 в учебнике.

Почему слово Ветер написано с большой буквы?

Какие слова являются однокоренными. Найдите.

Что в них особенного?

Определите тему урока? Чему научимся?

Узнаем? Повторим?

Работа по учебнику С. 96

-Прочитайте слова, которые выписали. Как они называются?

- Что заметили интересного, когда выделяли корень? (последний согласный звук корня разный)

-Прочитайте. Как находят корень Ваня и Аня.

-Прочитайте, что говорит об этом профессор Самоваров?

- О каком языковом законе рассказал Иван Иванович? (чередовании согласных)

-Почему изменяется последний звук и последняя буква корня? ( для удобства произношения)

-Какие согласные чередуются?

презентация

заснеженных

снеговик

снежное

снег

Однокоренные слова, у них общий корень, близки по смыслу

г-ж, х-ш, ц-ч

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о  строении слова и его частях;  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания  и представления о новом изучаемом предмете.

 Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.

5

Актуализация знаний.

Работа в паре. Наблюдение над однокоренными словами. Возьмите листочки. Выпишите спрятавшиеся слова. Прочитайте слова, которые вы нашли. Запишите их в тетрадь

Что можно сказать об этих словах?

Однокоренные

Почему? Докажите.

Выделите корень в данных словах.

Дрружно поработаем

карточки

Они однокоренные

У них общее значение, общая часть - корень

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи сусилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные:  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

6

Физ. минутка

-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку.

-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.

-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.

-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.

выполняют

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

7

Первичная проверка понимания

1.Выполнение упражнения 161

Кто справиться раньше. Запишите ещё 2-3 однокоренных слова  с чередующими согласными звуками в корне.

2. Работа в группе:

Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.

(карточка)

г-ж, х-ш, ц-ч

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о  строении слова и его частях;  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания  и представления о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.

8

Первичное закрепление.

1.Выполняют упр.162 в учебнике.

2. Выполите тест.

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

  1. Однокоренными называются слова ...

а)  с похожим значением;

б)  сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в)   с похожим звучанием и общим смыслом.

  1. Какие слова являются родственными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

      4. Укажи корень данных родственных слов.

    Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –

   5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень -

___________________, ________________, ____________

Познавательные: общеучебные -  формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных);

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.

9

Подведение итогов урока

Молодцы! Теперь подведём итог урока.

Над какой темой работали на уроке?

Какие пары чередующихся согласных вы еще узнали?

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его.

10

Рефлексия

Дополните одну из фраз:

 Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Хотел бы узнать…

Улыбнитесь, скоро Новый год, чудесный праздник! А сегодня, спасибо за работу!

Метапредметные УУД:

-объективно оценивать свой уровень усвоения знаний.

11

Домашнее задание

-Выполнить упр. 163 (с.97) в учебнике, выучить  правило с, 96

Записывают.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

1.Выпишите спрятавшиеся слова.     2.Выделите корни.

рочтыпаужрснегбыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи

понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвснежинкавобпыкухебвовыиуькоюдяэ

итпамажснежныйурящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйб

             _________________________

             _________________________

             _________________________

1.Выпишите спрятавшиеся слова.     2.Выделите корни.

рочтыпаужрлицобыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи

понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвличиковобпыкухебвовыиуькоюдяэтрз

итпамажличностьрящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйбен

             _________________________

             _________________________

             _________________________

1.Выпишите спрятавшиеся слова.     2.Выделите корни.

рочтыпаужрсмехбыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи

понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвсмешинкавобпыкухебвовыиуькоюдяэ

итпамажсмешнойурящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйб

             _________________________

             _________________________

             _________________________

1.Выпишите спрятавшиеся слова.     2.Выделите корни.

рочтыпаужрдругбыотмалывьлпвутнблпркгешндвиутыбжкловбюезхибржэыи

понуяжфыхупьтимсчяункщзщзхлоарпвдружбавобпыкухебвовыиуькоюдяэ

итпамажподругаурящазйпоавакцумицукешьимсчяяфываппрждлкнезщхцйб

             _________________________

             _________________________

             _________________________

Для работы в группах.

1.Вместо пропусков запишите однокоренные слова.

2.Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.

дорога – ………………сумка, узкая …………….

Рука -  …………….   работа, маленькая ……………

_______________________________________________________________

1.Вместо пропусков запишите однокоренные слова.

2.Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.

Яблоко  - ……………….сок,  маленькое   ……………

Орех - ………………. паста, крепкий  …………….

______________________________________________________________

1.Вместо пропусков запишите однокоренные слова.

2.Выделите корни в словах и подчеркните согласную, на которую заканчивается корень.

Огурец - …………………рассол, маленький  …………..

Ухо -  …………….сера, маленькое  …………

Ф. И.________________________________________

Тест   «Однокоренные  слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

2. Однокоренными называются слова ...

а)  с похожим значением;

б)  сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в)   с похожим звучанием и общим смыслом.

3. Какие слова являются однокоренными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

      4. Укажи корень данных родственных слов.

    Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –

   5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень -

___________________, ________________, ____________

Ф. И.________________________________________

Тест   «Однокоренные  слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

2. Однокоренными называются слова ...

а)  с похожим значением;

б)  сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в)   с похожим звучанием и общим смыслом.

3. Какие слова являются однокоренными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

      4. Укажи корень данных родственных слов.

    Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –

   5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень -

___________________, ________________, ____________

Ф. И.________________________________________

Тест   «Однокоренные  слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

2. Однокоренными называются слова ...

а)  с похожим значением;

б)  сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в)   с похожим звучанием и общим смыслом.

3. Какие слова являются однокоренными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

      4. Укажи корень данных родственных слов.

    Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –

   5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень -

___________________, ________________, ____________

Ф. И.________________________________________

Тест   «Однокоренные  слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

2. Однокоренными называются слова ...

а)  с похожим значением;

б)  сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в)   с похожим звучанием и общим смыслом.

3. Какие слова являются однокоренными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

      4. Укажи корень данных родственных слов.

    Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –

   5. Запишите однокоренные слова с чередующимися согласными в корне слова, выделите корень -

___________________, ________________, ____________

Г – Ж

Х – Ш

Ц – Ч

С – Ш

К – Ч

З – Ж

Д – Ж

Возить – вожу

Вязать – вяжу

Носить – ношу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Методические разработки уроков русского языка для 2 класса по УМК "Перспектива"

Конспекты трёх последовательных уроков русского языка для 2 класса по теме "Состав слова". УМК "Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по образовательной системе «Перспектива» Разработала Малова Л. Н., учитель ГБОУ школы №113 г. СПб Тема: «Тематические группы слов»

1.Приветствие учителя: Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?Все ль на месте, все ль в порядке?Книги, ручки и тетрадки? 2.Целеполагание:- Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 1)Грамоте учитьс...

Методическая разработка урока русского языка для 1 класса по УМК «Перспектива».

Методическая разработка урока русского языка .1 класс УМК " Перспектива"...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Имя прилагательное. Повторяем, что знаем» 4 класс УМК "Перспектива"

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока, есть дополнительный материал для самостоятельной работы....