Матрица по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Хван Светлана Александровна

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ  ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1-4 КЛАСС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matritsa.docx47.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1-4 КЛАСС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «СИСТЕМА ЯЗЫКА»

Раздел «Фонетика и графика»

1.1.  Различать звуки и буквы.

     1. Прочитай слова: моряк, море, морской, морячка.

Запиши сколько во всех словах

а) букв «о»

б) звуков [о]

2.  Найди слово, написание которого не соответствует его произношению.

Кошки, часы, стакан, лимон.

  1. Найди слова, в которых  больше звуков, чем букв.

Артем, класс, юла, вьюга, маяк.

1.2.  Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные  твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные  звонкие и глухие).

1. Найди слова, в которых все согласные звуки твердые

Мыши, малина, конь, корова, трамвай.

2. В каком ряду все слова начинаются с мягкого согласного звука?

1. широкий, пятница, чуткий, тетрадь.

2. щупальцы, чувство, йогурт, филин.

3. животное, циркуль, шарик, жир.

1.3.  Знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной   информации.

      1. Назови правильно буквы от «а» до «о»; от «п» до «я».

      2. Напиши слова в алфавитном порядке:

      Ученик, дежурный, класс, пенал, работа, экран, тетрадь.

1.4.  Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

1. Сделай фонетический разбор слова грязь.

2. Запишите слова буквами

    [ субота] - _______________

    [ т*итрат*] -____________

    [ йагады] - _________________

Раздел «Орфоэпия»

  2.1.  Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих    норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

2.2.  Находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.)

Раздел «Состав слова (морфемика)»

3.1. Различать изменяемые и неизменяемые слова.

1. Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет.

Месяц, такси, облако, пони, моряк, кенгуру, метро, лодка.

2. Из данного предложения выписать слова, не имеющие окончание и сделать морфемный разбор этих слов.

В степи стояла тишь, а растительность встречалась редко.

3.2. Различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

1. Распределить пары слов по колонкам: 1. Однокоренные слова 2. Формы одного слова. Выделить корень.

Осень – осенний, бродить – брожу, ножи – нож, сахар – сахарный, куча – на куче, чулан – в чулане, перьевой – перьевая, сварщик – сваривать, зорька – с зорькой, чай – чайный, глаз – глазастый, воробьи – воробьята.

2. Найди среди данных слов только родственные слову осина. Запиши слова. Обозначь корни.
Осинка, осиновый, осиный, ослиный, осы, осинник, ослик, подосиновик, ослица, осадок, ослёнок, осень.

3.Укажите ряд, в котором все слова однокоренные

А) вода, водитель, водный

Б) лес, лесной, лесник

В) вести, приведёт, привет.

4.Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано.

Грусть, пианино, читать.

3.3. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

1.  Выпиши слова с одинаковыми приставками.

Добрый, добежать, дорасти, доска, добраться, домик, доучить.

2.Выполнить морфемный разбор слова.

Бесстрашный, перешагнуть, лесной.

3. Обозначь суффикс в словах.
ягодка, жучок, вагончик, пакетик, звёздочка

3.4. Различать родственные слова и синонимы, родственные слова и с омонимичными корнями.

1. На доске записаны слова-омонимы, вам нужно подобрать к каждому из них родственное слово.

Коса, ключ, бабочка, лук, ручка тройка, мир.

1. Какая пара слов является омонимами?

презрение – призрение

вверху – внизу

эффектный – эффективный

дефект – недостаток

Раздел «Лексика»

4.1. Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

6. Найдите лексическую ошибку. Запишите предложение в исправленном виде.

Окружность и диаметр – неизмеримые понятия.

__________________________________________________________________

4.2. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

1. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дупло) с разным лексическим значением.

  1. … - ло  – место жительства, не город  _____________
  2. … - ло  - работа, труд, _______________
  3. … - ло  - снег укрывает землю, словно ____________

       большое …

  1. … - ло  - помогает плыть на лодке _______________
  2. … - ло   - есть у птицы. __

2. Укажи номер ошибочного толкования слова.
1) Липа — дерево с зубчатыми листьями и душистыми цветами.
2) Липовый — сделанный из древесины, коры, цветов липы.
3) Липучка— цветок липы.

4.3. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

1. Спиши. Подчеркни синонимы.

Горе с тобою, беда без тебя. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. Не хвали меня в очи, не брани за глаза.

2. Какая пара слов является синонимами?

горячий – холодный

вперемежку – вперемешку

торжественный – величавый

искусный – искусственный

4.4. Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении. 

1. Подобрать антонимы.

Добрый -___, ложь - ___, вперёд - ___, друг - ___, тяжёлый - ___, бежать - ___.

2. Какая пара слов является антонимами?

ходить – шагать

преимущество – превосходство

приемник – преемник

широкий – узкий

4.5.  Различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи)

4.6. Оценивать уместность использования слов в тексте

4.7. Выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

5.1. Определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение.

 1. Выбери слова из ряда и впиши их номера, туда куда считаешь нужным.

1. Цветение, 2. Костер, 3. Механизм, 4. Здания, 5. Сокровища, 6.Мыло, 7. Кусочки, 8.Дети, 9. Воздух, 10. Прогулки.

Единственное число ________________________________________________ .

Множественное число ______________________________________________ .

2. Напиши в скобках род имен существительных.

Найти Печкина ( ) оказалось очень просто . Петушок ( ) сидел на кочке ( ) среди низенькой травки ( ) и то и дело ( ) подавал голос ( ). Наступила осень ( ), урожай в поле ( ) уже убрали. Иван Петрович ( ) очень любил кофе ( ). Сирень ( ) распустилась только в конце ( ) мая ( )

3.Вставь окончания, укажи в скобках падеж и склонение.

Сидел на крыш…. ( ) , утопал в зелен… ( ) , засыпало снег…м ( ), ветки сирен… ( ), на крышк…( ) коробк… ( ) , около библиотек…. ( ) , на ветк… ( ) яблон… ( ), в болот… ( ), на пристан… ( ), любуемся черемух…й ( ), об изгород… ( ), приносила из кухн… ( ) , жил у старушк… ( ), на стол… ( ), к лавк… ( ).

5.2. Определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж.

1. Впиши в скобки число и род имен прилагательных.

Над макушками высоких ( ) трав уже всходила полная ( ) луна. Быстрые ( ) тени бесшумно проносились в воздухе: это гонялись за ночными (

) бабочками верткие ( ) летучие ( ) мыши. В октябре дули сердитые ( ) ветры и лили дожди. Иногда выдавались сухие ( ) дни. На охоте мы были сухой ( ) осенью. В это время охотиться в лесу всего трудней: сухая ( ) листва гремит под ногами , дичь тебя далеко слышит и видит сквозь редкий ( ) кустарник.

2. Подчеркни в каждом предложении имена прилагательные и те имена существительные, к которым они относятся и определи падеж.

Какие мохнатые ели стоят по обе стороны дороги. Они закутались в пушистый снег, как в вату, чтобы не замерзнуть. А на пригорке ель совсем розовая. И шишки тоже розовые. Это их закатное солнце освещает. Зимняя сказка возникает перед глазами детей .

5.3. Определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

1. Определи спряжения глаголов.

Объяснишь ( ), смотрит ( ), уйдешь ( ), бреет ( ), спим ( ), дышит ( ), позвонишь ( ), решите ( ), ненавидят ( ), ревет ( ), сдержим ( ), тревожишься ( ), держишь ( ), настилает ( ).

2. Вставь пропущенное окончание у глагола, определи время.

Прочита…. м ( ), черт…. м ( ), слыш… шь( ), се…..шь ( ), вытерп…..шь ( ), наброс….те ( ), подыш…..те ( ), прогон…..шь ( ), став…..те ( ), стел……те ( ), залива…..шь ( ), кле…..ла ( ), выкат…л ( ), насол…..м ( ), люб….шь ( ).

5.4. Проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора.

1. Проведи морфологический разбор любого существительного из данного предложения.

Ребята сели под куст, закинули удочки и залюбовались озером.

2. Проведи морфологический разбор любого прилагательного из данного предложения.

В позднюю ночь над усталой деревнею сон непробудный царит.

3. Проведи морфологический разбор любого глагола из данного предложения.

Уже растаял снег, журчат шумные ручейки, но первые цветы зацветут только в апреле.

5.5. Группировать части речи.

1. Запишите слова, в три столбика: в первый столбик – слова, обозначающие предмет, во второй – признак предмета, в третий – действие предмета.

Ученик, учиться, умный, писать, пенал, яркий, рисовать, чертить, линейка, читать, книга, интересный, смотреть, слушать.

5.6. Находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, числительные.

1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркни местоимения, определи их лицо ( надпиши сверху).

Каштанка л…жала на полу. Ей было грус….но. Тоска по….кралась к ней незаметно. Гусь с….дел рядом. Гл….за его были з….крыты. Хозяин сел перед ним, минуту гл….дел на него молча. Он взял ч….шку и налил в нее в…ды. С….бака и гусь жались к нему. Они очень любили его.

Пусти ее в сине… море. Г…рюет вся их с….мья. Я пож….лел, что со мной не было фотоаппарата.

Раздел «Синтаксис»

6.1. Различать предложение, словосочетание, слово.

1. Среди написанных ниже пар слов подчеркни только словосочетания.

Висит на потолке; идти берегом; поехать города, яркие цветы, светит солнце, разглядывать книгу, пыльная дорогой, хорошо говорил, купила лампу; сверкали огни.

6.2. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

6.3. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные  предложения, определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения.

1. Поставь на место многоточия знаки препинания так, чтобы получились указанные виды предложений.

Ребята утром пойдут в школу …. ( повествовательное предложение)

Ребята утром пойдут в школу …. ( вопросительное предложение)

2. Подчеркни в тексте повествовательные предложения одной чертой, вопросительные - двумя чертами, побудительные - волнистой линией.

Витя с Машей успели добежать до палатки? Вода капала с крыш и текла по канавкам. В марте появились грачи. Наташа, собери букет осенних листьев. У реки мы видели много птиц. Вася больше не спорил. Он замедлил шаги и тихо сказал:

- Анюта, покажем Димке то место?

- Увидишь, Васька, ничего ему не говори!

6.4. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения, выделять предложения с однородными членами.

1. Подчеркни одной чертой подлежащее.

Яркое солнце освещало золотистый луг.

Выпиши из предложения все слова, которые относятся к подлежащему, поставь вопросы к выписанным словам.

2. Подчеркни двумя чертами сказуемое.

Медвежонок неуклюже карабкался на дерево.

Выпиши из предложения все слова, которые относятся к сказуемому, поставь вопросы к выписанным словам.

3. В каких предложениях главные члены подчеркнуты неверно.

а) Тучи заволокли небо.

б) Они смотрели на голубые льдины.

в) Мы купили новые книги в магазине.

4. Найдите предложение с однородными подлежащими.

а) Зеленая крона деревьев деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

б) Старый дуб навещали синицы, поползни и пищухи.

в) Цапли живут на болотах и озерах.

6.5.Выделять предложения с однородными членами.

1. Вставь, где нужно знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.

Земля от листьев стала желтая а под кленами красная и оранжевая.

В кабинете у доктора жили ежики и белки.

2. Найдите предложение с однородными подлежащими.

а) Зеленая крона деревьев деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.

б) Старый дуб навещали синицы, поползни и пищухи.

в) Цапли живут на болотах и озерах.

6.6. Различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; 

1. Подчеркни в предложениях волнистой чертой только второстепенные члены предложения.

Поднялась за рекой большая темная туча. Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. Упали первые тяжелые капли.

Звонкие, радостные, счастливые птичьи голоса наполнили город. Солнце окрасило розовым цветом мир и улыбнулось.

2. В предложениях подчеркни волнистой чертой все слова, которые не относятся ни к подлежащему, ни к сказуемому.

Осенью мальчик часто следил за опадающими листьями. Ветка заглядывает в открытое окно. Чистыми голосами поют соловьи.


6.7. Выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность

разбора.

 6.8. Различать простые и сложные предложения.

1. Укажите предложения, в которых есть ошибки в постановке знаков препинания.

а) Ласточки и дрозды летят в теплые края стаями.

б) Ласточка летает с открытым клювом, и ловит добычу на лету.

в) Зимой солнце ярко светит , но мало греет.

г) Соловьи вьют свои гнезда на земле а ястребы на вершина.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

7.1.  Применять правила правописания (в объеме содержания курса).

Проверь, умеешь ли ты применять правила правописания.

1. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова ДОЖДИ

Дождевик, дождинка, дождик, дождит, дождь, дождливый.

2. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова.

С…нева - синька, синеть, синяк, синий.

Н…чевать – ночной, ночка, ночлег, ночевка, ночь.

3.Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.

М..ровой, наре…ка, ре...кий, чут…ё, жнив…ё, подн…маться, л…вить, кру…ка, Вороб…ёв, под…ехал, в…юга, пры…ки, про…ки, тру…ка, кры…ка, на ст…не, г..л..дать, под…езд, выл…ют, с…лонка, в…ренье.

безударная гласная в корне слова

парная согласная в корне слова

разделительный Ъ, Ь знаки

4. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для непроизносимых согласных в корне слова. Вставь там, где надо, пропущенную букву.

Сер…це – сердечко, сердитый, сердцам.

Мес…ный – место , наместник, местечко, двухместный.

7.2.  Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.

Проверь, умеешь ли ты определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника.

7.3.  Безошибочно списывать текст объемом  80—90 слов.

Проверь, умеешь ли ты безошибочно списывать текст объемом  80—90 слов.

7.4.  Писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания.

Проверь, умеешь ли ты писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания.

7.5.  Проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Проверь, умеешь ли ты проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Исправь в тексте ошибки.

Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник.  девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.

7.6.  Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

7.7.  Подбирать примеры с определенной орфограммой.

7.8.  При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.

7.9.  При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих  предотвратить ее в последующих письменных работах.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

8.1.   Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

Проверь, умеешь ли ты оценивать выбор языковых средств, соблюдать нормы речевого этикета.

8.2.  Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

Проверь, умеешь ли ты оценивать выбор языковых средств, соблюдать нормы речевого этикета.

8.3. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Проверь, умеешь ли ты выражать собственное мнение,  обосновывать его.

8.4.  Самостоятельно озаглавливать текст.

Проверь, умеешь ли ты самостоятельно озаглавливать текст.

1. Составьте и запишите связной текст из деформированных предложений. Подберите к нему название.

№ 1.

зимнее, заиграло, янтарным, зажгло; снега, светом, над, солнышко,

взошло, лесом, и

от, луча, солнечного, засверкал, снежный, на, оконном, узор, стекле,

огоньком, ярким

на, затейливом, следы, снегу; переплетаются, белом, узором, птиц

№ 2.

мальчик, фырканье, слышать, зверя

вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый

долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос

из, показываться, сначала, травы; мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая

зарослей, из, вылезать, барсук, маленький

поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на

Задание: Изменить выделенные слова по смыслу.

 

8.5.  Составлять план текста.

Проверь, умеешь ли ты самостоятельно составлять план текста.

Допиши пропущенные пункты плана.
1. Два воробья на ветке.
2. Пить хочется!
3. _________________ .
4. _________________ .
5. Удачная попытка.

8.6.  Сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Проверь, умеешь ли ты сочинять письма, поздравительные открытки, записки, объявления  и другие небольшие тексты.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...