Конспект урока по обучению грамоте 1 класс УМК "ПНШ" "Буква З, звуки [з’],[з]"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Фанина Эльвина Равилевна

Цели  расширение приобретенных ранее знаний о букве «З»; формирование умения давать характеристику звуку (согласный, звонкий, мягкий); формирование умения чтения слогов, слов, предложений с буквой З; развитие фонематического слуха, речи, мышления учащихся; привитие интереса к чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА (обучение грамоте)

Тема: «Буква З, звуки [з’],[з]»

Цели деятельности учителя: расширение приобретенных ранее знаний о букве «З»; формирование умения давать характеристику звуку (согласный, звонкий, мягкий); формирование умения чтения слогов, слов, предложений с буквой З; развитие фонематического слуха, речи, мышления учащихся; привитие интереса к чтению.

Планируемые результаты:

  • Предметные: знать характеристику звука [з’],[з];  уметь: давать звуку характеристику, читать слоги, слова, предложения с буквой З, определять количество слов в предложении,  интонировать при чтение слов.
  • Личностные: осознавать необходимость изучения темы; проводить самоанализ деятельности ; устанавливать связь между творческим трудом и результатом.

Тип урока: рефлексия

Оборудование:  учебник «Азбука» 1 кл. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Рифмованное начало урока

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
 

Приветствуют учителя

К: планирование сотрудничества с учителем

Л: включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический: Моделирование

Загадка

2 мин

Посмотрите на слайд. Элементы какой буквы вы видите?

Если вы правильно это определили, то вы с легкостью сможете отгадать мою загадку:

«Скачет-скачет заинька

Серенький да маленький:

Прыг-скок! Прыг-скок!

Через ямку на пенек.

Ушками он слушает,

Зубками он кушает.

Чтобы не попасть к лисе,

Стал зайчишка буквой...»

 

Буквы З

Буква З

П(л):анализ объектов с целью выделения признаков

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Беседа

2 мин

Как вы думаете, почему я начала урока с загадки про букву З?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока

Сегодня тема урока звучит так «Чтение слов и предложений с буквой З»

Попробуйте определить цели урока

Вы правы, сегодня на уроке мы научимся читать слова и предложения с буквой З, а также научимся определять её место в слове.

Потому что сегодня мы продолжим ее изучать

Продолжить изучение буква З

Научиться читать слова и предложения с букой З

П: самостоятельно выделение и формулирование познавательно цели

Р: целеполагание

IV.Включение в систему знаний

Работа с учебником

Динамическая пауза

Практический

18 мин

1 мин

- Ребята, так как вы уже знакомы с буквой З, и звуками [з] [з’], то вам не составит труда охарактеризовать данные звуки.

- Скажите, З согласный?  З – глухой или звонкий?

- А как мы произносим звук з? Он у нас мягкий или твердый?

- Верно, молодцы! Откройте азбуку на странице 54 (страница учебника на слайде)

Посмотрите, вверху странице написаны слоги и слова.

Давайте прочитаем слоги, сначала читаю я, затем вы(хоровое чтение).

-Замечательно.

Чтение слогов и слов (строка -1 ученик)

Читает учитель первую строку, показывает пример чтения.

-1 строка

-Что обозначает дуга? Верно, сколько слогов в первом слове?

- А как ты определил? Как еще можно определить количество слогов в слове? Верно.

- Как читается второе слово? Сколько здесь слогов?

-Как читается второе слово? Прочитай это слово с ударением.

- Прочитайте последнее слово в этой строке. Что вы заметили? Чем похожи эти слова  и чем отличаются?

2 строка

-Прочитай слоги.

- Как читается следующее слово? Сколько слогов в этом слове? Прочитай это слово.

-Как читается второе слово? Обратите внимание, что в этом слове буква Ё, значит ударение падает на эту букву.

-Прочитайте последнее слово. Посмотрите, в конце этой строчки стоит прямоугольник, что он обозначает? Какое это слово?

-Верно

3 строка

-Прочитайте первые два слога.

-Прочитайте слово, сколько в нём слогов? Прочитайте по слогам.

- Следующее слово прочитайте с ударением,  последнее слово прочитайте тоже с выделением ударного слога.

- И в конце этой строчки тоже стоит прямоугольник, давайте же найдём главное слово в это строке. Молодцы!

Я вижу, вы устали. Сейчас будем отдыхать

Поднимает руки класс – это раз

Завертелось голова – это два

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

4 строка (чтение по слогам, чтение с ударением)

5 строка (чтение по слогам, чтение с ударением)

6 строка (чтение  по слогам, чтение с ударением)

-Встретились ли вам незнакомые слова? Какие?

-Посмотрите на слайд, давайте же узнаем, что  такое заря

(на слайде) Заря- яркое освещение горизонта перед восходом солнца.

- Посмотрите на картинку под последней строчкой, что изображено на ней? Составьте предложение к данной картинке.

-Сколько слов в данном предложении? Давайте посчитаем их.

Назовите слова, состоящие из 2 слогов.

Назовите слова, состоящие из 3 слогов.

А есть ли слова, в которых 4 слога?

Что объединяет все эти слова?

Ребята, вы огромные молодцы! Справились с этим заданием.

Чтение предложений

-Ребята, посмотрите, под картинкой у нас написаны слова. Что они обозначают?

-Верно, все эти слова- имена людей. Скажите, почему же они написаны с большой буквы?

- Давайте прочитаем эти имена с ударением.

- Ребята, в какой части слова стоит буква З в именах: Зоя, Зося, Зина, Зинаида? (на слайде)

Хорошо, а в именах : Аза, Роза, Муза, Лиза, Назар, Елизар, Лазар?

- Здорово, молодцы!

- Обратите ваше внимание на имена Зина и Зинаида. Что вы заметили?

- Найдите еще имена,  к которым мы можем подобрать полное имя.

- Посмотрите на слайд, угадайте, о чем идет речь? Давайте прочитаем. Будьте внимательны, одна из строчек лишняя.

- Состоит из слов

  Все слова связаны по смыслу

  В конце стоит точка

  Все слова пишутся со строчной буквы

- Замечательно, найдите предложение в данном упражнении, прочитайте его.

- А сейчас я предлагаю вам составить схему к данному предложению. Сейчас я раздам вам конверты, вам необходимо в парах разложить в правильном порядке фигуры.

-Давайте проверим

- Посмотрите на картинку ниже, что изображено на ней? Опишите её, какое действие совершают герои данной картины?

- Как мы можем дополнить предложение?

- Он звонкий, согласный, бывает как мягким, так твердым.

Слог гласной и Й

- Слог, один

- Одна дуга, по количеству гласных.

- По слогам, два, так как две гласные У и О, и две дуги.

- С ударением

- Одинаковый корень, отличаются тем, что узор- ед.ч., узоры- мн.ч.

- зё, зёр

- По слогам, три слога.

- Нужно в строчке найти главное слово.

- Озёра

-зи,зим

-два

- зима

Чтение слогов и слов.

- Заря

- Птица

-Птичка поёт на заре.

- 4 слова

- Узор, зима, заря…

- Озёра, заноза, здание..

- Задание

- Наличие буквы З в словах.

- Имена людей

- Потому что имена пишутся с заглавной буквы.

Читают имена

- В начале

- В середине слова.

- Одинаковые имена, только Зина сокращенное от Зинаида

- Елизавета

- Предложении.

Читают предложения.

-Лишнее последнее, так как во всех остальных описывается предложение.

- Едут на санях.

-Первое слово- название предмета, помощник, предмета, предмета, действия, предмета.

- Зинаида и дядя Елизар едут домой на санях.

П: выведение следствий

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Р: волевая саморегуляция

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Глазки зажмурьте и веки сомкните, 5 секунд так посидите.

Хлопаем ресницами, бабочка взлетает

Нам осенью ее так не хватает.

Соседу по парте мы подмигнем

Левым, а потом и правым глазком

Выполняют физминутку.

Р:волевая саморегуляция

Практический:

моделирование

8 мин

Сейчас я предлагаю вам поиграть. Посмотрите на слайд , что изменилось?

Появляются имена

- Верно, чем отличаются м и з?

- Охарактеризуйте звуки.

-Молодцы.

(Следующие пары слов появляются на слайдах)

Дается определение словам: зной, затор.

- А теперь правила игры изменились, попробуйте угадать, что необходимо выполнить.

Появляется слово, учащиеся закрывают глаза, появляется другое слово.

-Верно.

Дается определение словам: дрезина

-Изменилась буква

-М-согл.,зв.,тв. З-согл.,зв.,тв.

-Добавили букву З.

Называют предложения.

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К:умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

VII. Рефлексия учебной деятельности

(по продукту)

Аналитический

2 мин

Итак, ребята наш урок подошел к концу.

Чему мы научились сегодня на уроке?

Что было ново для вас?

Научились составлять слова с буквой З, читали слова с буквой З, составляли предложения.

Буква З, слоги, предложения с этой буквой.

Р:самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте. Буква Ц,ц. Звук [Ц].

конспект урока по обучению грамоте по новым стандартам....

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"

Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме "Звуки [м] [м\'], буквы М,м.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение).Тип урока: Знакомство с новыми звуками ,с новой буквой....