Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Борисенкова Ксения Сергеевна

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

УМК «Школа России»

Класс : 4

Тема урока: Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Цели урока:

 1. Развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них; ставить запятую при однородных членах предложения; определять паузы в устной речи по интонации перечисления.

2. Развивать внимание, мышление, устную и письменную речь.

3. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Русский язык: 4 класс: 1 часть, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Планируемые результаты

Личностные универсальные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; учитывать правило в планировании и контроле своих действий; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства. устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный (5-6 мин)

Учитель показывает на экране предложение

 «Казнить нельзя помиловать» 

и задаёт вопросы.

-Ребята, узнали ли вы это произведение?  -Как оно  называется? Кто автор?

Учитель выводит на экран название произведения и инициалы автора: «В стране невыученных уроков» автор  Лия Гераскина

Рассказывает краткое содержание произведения  для понимания цели выполнения последующего задания

Вспоминают название произведения и автора

Прослушивают краткое содержание произведения для знакомства с ним или сами стараются рассказать.

Личностные:

учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу.

2.

Проблемная ситуация (5 мин)

Даёт задание: обсудить в паре  постановку запятой и определить место в предложении, где должна стоять запятая.

-Поставьте запятую так, чтобы Витю не казнили.

-А может здесь запятая не нужна?

Вывешивает на доску слово «Запятая»

Дети  в парах обсуждают проблему постановки запятой и высказывают свое мнение.

Дети рассуждают:

- Без запятой теряется смысл предложения, или становится непонятным.

Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

3.

Аналитический(5 мин)

- Что вы делали для того, чтобы найти правильное место для запятой.

- Прослушайте, что сказала запятая, после того, как Витя справился с заданием.

Выводит на экран прямую речь:

«Помни,  когда даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели»

-Как понимаете это выражение?

- Что ещё, кроме мыслительной деятельности помогло Вите и вам поставить запятую?

-Что в устной речи показывает на постановку запятой?

Дети рассказывают, какие действия они выполняли, для определения места для запятой.

Дети объясняют, как поняли прочитанное.

-Помогла устная речь, интонация, пауза.

- Пауза

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Личностные:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.

4.

Повторение пройденного(4 мин)

Задание - записать «Классная работа».

Списать предложение и выделить главные члены предложения

- Объясните, какие главные члены предложения вы подчеркнули?

-Почему?

Дети готовят тетрадь для работы и находят главные члены предложения.

Учащиеся объясняют.

Познавательные

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле своих действий.

Физ.минутка: (3 мин)

Подпрыгните столько раз, сколько гласных звуков в слове подлежащее.

Присядьте столько раз, сколько слогов в слове сказуемое и т.д.

5.

Целеполагание (3 мин)

Детям предлагается подумать, что разделяет запятая в этом предложении. 

-Как называются такие слова?

Предлагается сформулировать тему урока по карточкам на доске.

- Чему мы будем сегодня учиться?

Вывешивает на доску определение Однородные члены предложения

Дети обдумывают ответ и объясняют:

- Разделены два глагола схожие по признакам:

1.Отвечают на один вопрос

2.Являются одним членом предложения.

-Однородными членами предложения.

Дети формулируют тему урока: «Постановка запятой между однородными членами предложения»

-Между однородными членами предложения ставится запятая.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

6.

Работа с информацией (10 мин)

Упражнение № 102

-Прочитайте текст упражнения.

-На, что вы обратили внимание?

-Что ещё может разделять однородные члены.

Выполните задание.

-Подчеркните главные и второстепенные члены предложения

-А теперь взгляните на доску.

Показывает правильность написания схемы предложения с однородными членами и вводит обозначение однородных членов кружком.

-Как ставятся запятые при однородных членах предложения?

- Расскажите по схемам.

(схемы предложены ниже в приложении)

-союзы а,

но,и

Дети учатся правильно обозначать однородные члены предложения кружком и объяснять расстановку запятых в предложениях по схемам.

Познавательные:

осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использовать знаково-символические средства.

7.

Рефлексивный

(5 мин)

Учитель раздаёт карточки

Предлагается выполнить самостоятельно задание на карточках на расстановку запятых в предложениях с однородными членами, используя образцы схем. Предложения подобраны с учётом разнообразия видов однородных членов и союзов.

1.Книги лежали не только на полу  но и на диване.

2.Книги лежали не на столе  а на полке.

3.Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.

4. Наш сокол маленький  но удаленький.

5.Терпенье и труд все перетрут

6. Сам погибай а друга выручай.

7. Орех треснул и раскололся.

В лесу росли берёзы осины  ели  сосны  пихты.

8. Катя и Надя ныряли и плавали в озере.

Учитель выводит на экран правильные ответы.

Дети выполняют работу на карточках. Если дети затрудняются – можно найти нужную информацию в учебнике на странице 67-68.

Дети сравнивают свои ответы с правильными.

Познавательные:

устанавливать аналогии.

Регулятивные:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

8.

Домашнее задание

Упр. № 104 – на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Познавательные:

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

9.

Подведение итогов

-Что нового вы узнали на уроке?

-Трудно ли вам было?

-Какие члены предложения называются однородными?

-Какие знаки ставятся между ними?

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку:

1. Схемы к предложениям с однородными членами.

        ,   ,                              и      

  , и    , и                                  , а (но)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами.

На данном уроке с помощью схем дети учатся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложном предложении"

Личностно- ориентированный урок русского языка с использованием технологии деятельностного метода обучения....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...