Планирование занятий для учащихся с нарушением письма по типу дизорфографии
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему

Черняева Светлана Ивановна

Планирование занятий для учащихся с нарушением письма по типу дизорфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_ind.rab_.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно -тематическое планирование

развивающих занятий для учащихся 3 «В» класса с нарушением письма по  типу дизорфографии  на 2017 -2018 учебный год

№п\п

Тема

Дата

К-во

часов

Задачи коррекционной работы

1.Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне звука

1

Звуки и буквы. Буквы, которые не обозначают звуков

21.09

1

Совершенствовать умение дифференцировать понятия  «звук» и «буква».

Закрепить умение  различать на слух особенности  в звучании согласных и гласных звуков.

Совершенствовать фонематический слух и восприятие.

Закрепить знания о буквах мягкий знак (ь), твердый (ъ) знак и их значении в звукобуквенном анализе.

Совершенствовать умение проводить  звукобуквенный анализ с помощью речевых инструкций, информационных таблиц.

2

Гласные звуки и буквы, которые их обозначают.

Двойное значение гласных е,ё,ю,я

28.09

1

Закрепить знания о гласных звуках и буквах.

Закрепить знания о слогообразующей роли гласных букв.

Совершенствовать умения выделять  гласные звуки в начале, середине и конце слова.

Совершенствовать умение анализировать слова с гласными, имеющими двойное значение с помощью сигнальной опоры.

3

Согласные звуки и буквы, которые их обозначают

5.10

2

Закрепить знания о согласных звуках и буквах.

Совершенствовать умения выделять  согласные звуки в начале, середине и конце слова.

Совершенствовать умение определять место звука в слове.

Активизировать словарный запас, речевую активность, умение выполнять задания с помощью речевых инструкций и информационных источников.

4

Согласные звуки (твердые и мягкие). Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме

12.10

1

Совершенствовать знания о звуке и букве.

Совершенствовать  умение дифференцировать твердые и мягкие согласные  звуки с помощью сигнальных опор.

Повторить правила правописания сочетаний жи – ши, же – ше, чу – щу, ча – ща в словах.

Совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ с помощью речевой инструкции.

Совершенствовать знания морфологического строя речи в ходе выполнения практических упражнений.

Совершенствовать умение образовывать существительные от прилагательных в процессе практических упражнений.

5

Согласные звуки (звонкие и глухие)

19.10

1

Совершенствовать фонематический слух.

Закрепить умение на слух определять звонкую или глухую согласную.

2. Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне слога

6

Слог. Перенос. Ударение. Слоговой анализ и синтез. Многозначность слов.

2.10

1

Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять последовательность и количество слогов в слове.

Совершенствовать умение выделять ударную гласную и ударный слог в слове.

Совершенствовать умение определять место слога в слове относительно других слогов.

Совершенствовать умение составлять слова из слогов, с определенным слогом,  с определенным количеством слогов.

3. Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне слова

7

 Близкие по значению слова (синонимы)

9.11

1

Совершенствовать  лексическую сторону речи, обогащать  словарный запас, умение объяснять значение слова с помощью толкового словаря.

Развивать умения различать грамматическое и лексическое значение слова.

Совершенствовать умение использовать при записи слов графические схемы на примере слов-синонимов

8

Слова с противоположным значением (антонимы)

16.11

1

Закрепить  знания о словах с противоположным значением  (антонимах)

Активизировать и расширить словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи.

 Развивать внимание, мышление, способность контролировать действия.

Совершенствование умения произносить слова по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью слова на примере слов-антонимов.

9

Слова одинаковые по звуковой форме разные по значению (омонимы)

23.11

    1

Совершенствовать  лексическую сторону речи, обогащать  словарный запас, умение объяснять значение слова с помощью толкового словаря.

Формировать умение записывать слова с проговариванием на примере слов-омонимов.

10

Слова с безударными гласными в корне

30.11

   1

Совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением с помощью алгоритма.

Совершенствовать звуковой  анализ и синтез, фонематический слух, графическую зоркость.

Совершенствовать графомоторные навыки, вырабатывать каллиграфически правильное письмо.

12

Слова со звонкими и глухими согласными

7.12

1

Совершенствовать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез, фонематический слух, графическую зоркость.

Закрепить правописание слов со звонкими и глухими согласными.

13

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

14.12

1

Совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне по образцу и речевой инструкции педагога.

 Совершенствовать умение проводить звукобуквенный и слоговой анализ и синтез на примере практических упражнений со словами с непроверяемыми гласными в корне.

Развивать связную речь в процессе работы над предложением, используя опорные слова и словосочетания.

4 Развитие навыков словообразования

14

Родственные слова

21.12

1

Закрепить понятие «родственные слова». Развивать умение подбирать  родственные слова по образцу, речевой инструкции педагога.

Совершенствовать умение дифференцировать однокоренные и родственные слова. Активизировать  словарь и развитие навыков словообразования.

Совершенствовать умение графически моделировать слова.

15

Морфологический анализ слова

28.12

1

Совершенствовать навык словообразования, используя различные варианты заданий – образование новых слов, работа с деформированным текстом, тестовые задания.

Закрепить  знания о корне, приставке, суффиксе и окончание.

Закрепить  навык разбора слов по составу. Активизировать словарный запас, умение объяснять значение слова с помощью толкового словаря

Совершенствовать умение подсчитывать количество звуков и букв в слове до его записи.

16

Предлоги

11.01

1

Совершенствовать языковой анализ и синтез на уровне слова по речевой инструкции и образцу.

Формировать умение распространять предложение по схеме, соединять части разорванного предложения по смыслу, выделять слова в слитном тексте предложения

Совершенствовать знания о конкретно-просранственных значениях предлогов.

Развивать умение правильно формулировать ответы на вопросы.

5 Развитие навыков словоизменения

17

Слова-предметы.

18.1

1

 Совершенствовать знания о словах-предметах.

Совершенствовать навык обозначения изучаемых слов при помощи схемы.

Активизировать номинативный словарь

18

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа

25.01

1

Повторить значение  понятия «число существительных».

 Развивать навык образования форм единственного и множественного числа имён существительных на основе образцов и речевых инструкций.

Совершенствовать навык письма слов под диктовку на основе предварительного буквенного анализа.

Развивать зрительное и слуховое восприятие  и внимание.

19

Практическое употребление существительных разного рода

1.02

1

Повторить значение понятия «род существительных».

Развивать умения в постановке вопроса к существительным различного рода, в разборе слова по составу с помощью сигнальных опор, образцов.

Активизировать  словарь, умение объяснять значение слов с помощью толкового словаря.

 Совершенствовать умение определять последовательность и количество слогов в слове, умение выделять ударную гласную в слове, умение проводить звуко-буквенный анализ слов с гласными е, ё, ю, я.

6 Развитие навыков согласования

20

Слова-признаки

8.02

1

Развитие  словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию. Развитие навыка постановки вопроса к словам-признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов, со схемой

21

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе

15.02

1

Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию имён прилагательных с именами существительными в роде и числе. Работа с антонимами, синонимами

22

Согласование прилагательных с существительными в падеже

22.02

1

Согласование существительных с прилагательными в роде. Согласование имён прилагательных с именами существительными в падеже. Преодоление аграмматизма в устной речи

23

Слова-действия

1.03

1

Знакомство с действиями предметов. Обогащение глагольного словаря. Развитие навыков словоизменения. Подбор действия к предмету. Соотнесение слов, обозначающих действия предмета, с графической схемой

24

Согласование глагола с существительным в числе

15.03

1

Работа по словоизменению. Согласование имён существительных с глаголами в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления, восприятия

25

Согласование глагола с существительным в роде

22.03

1

Согласование глагола с существительными в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

26

Согласование глагола с существительным во времени

5.04

Знакомство с категорией времени глагола. Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по временам. Развитие пространственно-временных отношений

7 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне предложения

27

Моделирование предложений с помощью схем

12.04

1

Совершенствовать умение составлять предложения с помощью графических схем

28

Составление предложений по картинке с помощью вопросов

19.04

1

29

Составление предложений по картинке с помощью плана

26.04

1

30

Предложение

3.05

1

Соотнесение предложений с графической схемой. Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды  связи  в  словосочетаниях и предложениях. Построение  сложных предложений различного типа. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Дифференциация понятий: предложение-словосочетание-текст

31

Состав предложения

10.05

1

Виды связи слов в предложении. Постановка вопроса к отдельным словам в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перестановки слов, изменения количества слов. Преодоление устного аграмматизма. Работа с деформированными предложениями

8 Совершенствование языкового анализа и синтеза на уровне текста

32

Работа над текстом

17,24.05

2

Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление характера взаимосвязи уровня развития познавательной деятельности и нарушений письма у младших школьников

Содержание статьи основывается на данных моей дипломной работы, рекомендована педагогам-психологам, учителям-логопедам общеобразовательных учебных заведений...

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

Нарушения письма, дизграфия, дизорфография

Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. Если обучать письму начинают с 5 или с 4 лет, то ошибки могут сохраняться вплоть до начал...

Нарушение письма - что это? Предупреждение нарушений письменной речи у младших школьников.

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе....

Разработка программы логопедической работы по коррекции нарушений письма, "Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников."

Опубликовано 04.02.2018 - 19:54 - Майорова Елена ВалерьевнаПрограмма логопедической работы по коррекции нарушений письма, обусловленных недостаточной сформированностью фонематических процессов и ...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Нарушение письма. Нарушение чтения. (Таблицы).

Классификация нарушений. Проявления. Направления, задачи и методы коррекции....