Сообщение-доклад "Решение орфографических задач"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Сообщение-доклад "Решение орфографических задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_orfograficheskih_zadach.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Вступление "Значение родного языка и задачи обучения языку"
  2. Обучение решению орфографических задач (в 1 классе)

а) решение звуко-буквенных задач

б) решение орфографических задач

  1. Литература

Язык является важнейшим средством общения между людьми. Говорящий всегда что-то сообщает собеседнику, или спрашивает его о чём-то, или побуждаёт его к чему-либо, причем, конечно, желает, чтобы собеседник понял его; собеседник же воспринимает и стремится понять говорящего адекватно мысли или желанию говорящего.

Ребёнок с первых шагов своей жизни, в целях общения с окружающими его людьми, и в условиях дошкольного воспитания, и на разных ступенях школьного обучения учится владеть средствами родного языка по крайней мере в такой степени, чтобы быть понятным окружающими людьми и понимать их.

Задача начального обучения русскому языку как родному состоит в том, чтобы:

  1. Продолжить процесс усвоения детьми основных форм родного языка, №разговорно-бытового стиля», начатый ещё в дошкольном возрасте;
  2. Организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение нормам литературного языка, элементам «книжного стиля».

Школа обязана научить ребенка языку в такой степени, чтобы он наилучшим образом умел выражать свои мысли и сам понимал мысли других.

Говоря о роли языка как средства общения и выражения мыслей, мы в то же время ни на минуту не должны забывать, что язык служит важным средством познания действительности.

Одна из важнейших задач обучения русскому языку в начальных классах – научить детей «владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных для их возраста».

Перед начальной школой ставится и другая задача – «сообщать начальные сведения по языку и литературе».

В семье, в детском саду ребенок усваивает родной язык чисто практическим путём, подражая взрослым, сопоставляя, обобщая. В школе к этому обычному, естественному процессу добавляется усвоение языка через книгу, через учебник, через теорию.

«Начальная школа призвана…обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма». Любой навык, в том числе и орфографический , «формируется в деятельности и является результатом многократных действий» (Д.Н.Богоявленский), в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. Выделены и разрабатываются способы усвоения орфографии школьниками:

  1. Соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма;
  2. Запоминание графического состава слова;
  3. Решение орфографических задач.

Последний способ обладает наибольшим развивающим потенциалом.

Уже в 1 классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач некоторых типов.

Это задачи:

  1. На выбор буквы для обозначения звука (звуко-буквенные), например:

        Тр [а-о] ва        ж [и-ы] л

  1. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения.
  2. На определение места знака переноса в слове, например:

        оре – хи        или         о-рехи

        лей-ка                 или        ле-йка

        коль-цо        или        кол-ьцо

  1. На слитно-раздеьное написание слов, например:

в классе        или        вклассе

Наибольшие трудности вызывает у первоклассников решение задач звуко-буквенного типа, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.

Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...

Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.

Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...

Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"

Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...

Урок русского языка 2класс Решаем орфографические задачи в корне слова

- Обобщение  и систематизирование знаний по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», - обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфогра...

Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....