Тематическое планирование Русский Язык
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Кравченко Надежда Александровна

   Современный русский язык в рамках школьной программы представляет целостную систему обучения, позволяющую развивать навыки письма, речи, чтения и понимания. Предмет русский язык обеспечивает подготовку школьника к правильному взаимодействию с окружающими в повседневной жизни, а также развивает творческие способности, мыслительные процессы и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc476 КБ

Предварительный просмотр:


  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Обучающийся научится:

_ понимать значимость речи для процесса общения;

_ испытывать чувство гордости за родной язык;

_ осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

_ уважительно относиться к языку и его традициям;

_ осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

_ применять навыки культурного поведения при общении

Обучающийся получит возможность:

_ развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.);

_ испытывать потребность в общении;

_ осмысливать значение общения;

_ понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

_ осознавать необходимость писать грамотно;

_ сформировать интерес к изучению истории русского языка;

_ понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

_ стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

_ развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

_ проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

_ научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

_ создавать собственные словесные произведения по образцу;

_ понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти  возможности при создании собственных речевых произведений;

_ осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

_ научиться добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля), усвоить негативное отношение к лени;

_ усвоить уважительное отношение к семейным ценностям;

_ осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

_ сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

_ научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

_ научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

_ расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

_ сформировать интерес и любовь к живой природе;

_ сформировать гуманное отношение к домашним животным;

_ соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

_ оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

_ понимать необходимость постепенности в усвоении знаний

(на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

- работать с моделями слова, звуковыми схемами;

- пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

-  контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);

- сравнивать языковые единицы по разным критериям;

- развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);

-  развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

-  классифицировать языковые единицы по различным критериям;

-  работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

-  понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

-  сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

- работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

-  развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);

-  развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т. п.)

-  понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

-  понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

-  понимать обучающую задачу дидактических игр;

-  принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

-  применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающийся научится:

-  ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

- различать устные и письменные формы общения;

- составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

- составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

- понимать важность слова для точного называния предметов

и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

- понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

-называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

- писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

- поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику, уважение к чужому мнению;

-  понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

-  составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

- составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

- иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

-  понимать преимущества звуко-буквенного письма;

- осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

-  понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

- систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

-  находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

- передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость —с помощью букв а, о, э, у, ы);

-  разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;

 - делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

-  находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

- понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

- понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных, непроверяемых ударением;

-  верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

- переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

-  употреблять прописную букву;

- правильно писать слова с удвоенными согласными;

-  правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

- уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

- употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

- понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

-  пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями, понимать их назначение;

-  иметь представление о единообразном написании слова.

Лексика

Обучающийся научится:

-  формировать ценностное отношение к слову;

-  расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

- иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

-  составлять двусторонние модели слов;

-  формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

- понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

-  научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

- научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

- углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

-  углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

-  научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

- расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

-  понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

-  называть части слова;

-  выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

- разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

-  выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

-  различать предлоги и приставки;

-  находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

-  правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

-  объяснять роль окончания для связи слов в предложении и  в словосочетании

Обучающийся получит возможность научиться:

-  формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

-  понимать принцип единообразного написания морфем;

-  составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

-  определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

- понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

- научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

- получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

- находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

- определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

- осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

- определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

- верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

ГЛАГОЛ

Обучающийся научится:

- находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

- определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

- на практическом уровне изменять глаголы по временам.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

- находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;

- определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;

- классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

- редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

- образовывать имена прилагательные от других частей речи.

СИНТАКСИС

Предложение

Обучающийся научится:

- выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;

- составлять предложения разных типов,

Текст

Обучающийся научится:

- озаглавливать текст;

- определять тему и главную мысль текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

- практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

- составлять план текста на основе памяток, образцов;

- составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

II. Содержание учебного предмета

(170 часов)

                         

Мир общения (20ч)

Собеседники

Представление о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык – самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнера, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи.

Слово, предложение и текст в речевом общении

Различия функции слова и предложения. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение.

Главный помощник в общении – родной язык

Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно – образные модели слов и предложений.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (65ч)

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов.

Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания.

Понятие орфограммы.

Звук й и буква й 

Сраснение звуков и (гласного) и й (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова.

Звук э и буква э 

Слова с буквой э в начале и в середине слова.

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Парные и непарные по мягкости – твердости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука. Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу– щу, чк, чн, щн 

Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм с данными буквосочетаниями.

Слог. Перенос слов

Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов.

Ударение. Ударный слог

Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов – омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарем.

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

Развитие навыков работы с орфографическим словарем.

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

Парные по звонкости – глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки  парных по звонкости – глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости – глухости согласных звуков путем изменения слова или подбора родственных слов.

Слова с удвоенными согласными

Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарем. Перенос слов с удвоенными согласными.

Непроизносимые согласные

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки.

Разделительный мягкий и твердый знаки (ь,ъ)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и.

Первичные наблюдения за употреблением разделительного твердого знака.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Слово и его значение (20ч)

Что рассказало слово

Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно – семантических моделей). Обобщающее значение слова.  Этимология слова (происхождение его значения).

Имена собственные и нарицательные

Различение в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные).

Слова с несколькими значениями

Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

Сопоставление слов-омонимов по значению и звучанию с применением наглядно-образных моделей.

Слова, близкие по значению (синонимы)

Синонимы, их роль в речи.

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Роль антонимов в речи.

Устойчивые сочетания слов

Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи.

Тематические группы слов

Распределение слов по тематическим группам. Обогащение словаря учащихся при подборе слов разных тематических групп. Развитие умения подобрать слово с обобщающим значением для ряда конкретных наименований

Контрольная работа. Работа над ошибками

Состав слова (16ч)

Как собрать и разобрать слово

Слово как объединение морфем, стоящих в определенном порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно – образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное  написание корня в родственных словах. Правописание безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова.

Приставка

Приставка, ее роль в слове. Значение, которое приставка придает слову. Правописание разделительного твердого знака.

Суффикс

Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно – ласкательных, со значением действующего лица, детеныша животного и т.п.)

Окончание

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова.Роль окончания для связи слов в словосочетании.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Части речи (31ч)

Что такое части речи

Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединенных общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов.

Имя существительное

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имен существительных.

Изменение имен существительных по числам. Варианты окончаний имен существительных во множественном числе (граммов – грамм)

Глагол

Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по числам. Род имен прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи.

Предлог

Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов.

Контрольная работа. Работа над ошибками

Предложение. Текст (15ч)

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Текст, определение текста, типы текстов. Записка как один из видов текста, ее особенности. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности.

Повторение изученного за год (3ч)


III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

Дата

Тема урока

Кол

во часов

Основные виды  деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные и личностные УУД

Мир общения  (20 часов)

Собеседники (4 ч)

1

03.09

Ситуация  общения.

Собеседники.

1

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально- этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы

Получат возможность узнать:

- виды речи (устная и письменная),

-правила речевого этикета;

- понятие орфограммы;

- речевые и неречевые способы общения;

- элементарные сведения из истории родного языка,

- элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений;

-словарные слова.

Научатся: вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания;

- определять орфограммы, грамотно оформлять письменную речь;

- составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера;

- группировать слова,

-выделять орфограмму,

-работать с орфографическим словарем;

- различать слова и предложение;

- различать функции слова и предложения;

- верно оформлять  предложения на письме;

- определять границы предложения в тексте;

- чувствовать интонацию конца предложения;

-различать типы предложений;

- составлять предложения трех типов;

- различать предложения по цели высказывания и по интонации;

-осознанно ставить знаки препинания в конце предложения;

- верно интонировать восклицательные предложения;

-восстанавливать последовательность предложений в тексте;

- делить текст на предложения;

- чувствовать интонацию  конца смысловой части высказывания (текста);

-наблюдать за особенностями текста (описание, рассуждение. повествование), их жанровым разнообразием (стихотворение);

- находить в тексте  главную мысль (с помощью учителя),

- подбирать заглавие к тексту.

- составлять и записывать текст по предложенному заголовку, серии картинок на определенную тему из жизни детей;

- эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.

Личностные:

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения;

- различении устных и письменных форм речи;

- ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи;

-  совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра.

- различении функции слова и предложения;

- определении типов предложений по цели высказывания и по интонации;

- выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста;

-определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками .

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану .

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

Познавательные

Общеучебные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при:

- извлечении  нужной информации из прочитанных текстов;

- использовании знако-символических средств              (простейшие модели слов и предложений);

-  построении  речевого  высказывания в устной и письменной форме;

- выделении в речи слова и предложения как средства общения;

- использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника.

Логические:

- умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера при:

- ориентировании в разнообразии способов решения задач;

- анализе , сопоставлении способов общения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый-ребенок) и интонационно-звуковой  стороны речи;

- сравнении  текстов, предложений;

-   классификации слов по грамматическим и тематическим группам;

- устанавливании причинно-следственных связей;

- построении  логической цепочки рассуждения;

Коммуникативные :

-умение общаться, строить монологическое высказывание,  проявлять творческую активность в процессе сотрудничества,  выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий .

2

04.09

История письменной речи.

1

3

05.09

Письменная речь.

1

4

06.09

Требования к устной и письменной речи.

1

Слово, предложение и текст в речевом общении (11 ч)

5/1

07.09

Слово, предложение и текст в речевом общении.

1

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части (с помощью учителя).

6/2

10.09

Функции слова и предложения.

1

7/3

Слово и предложение.

1

8/4

Типы предложений по цели высказывания.

Списывание.

1

9/5

Анализ работ.

Типы предложений по

интонации.

1

10/6

Основные свойства текста.

1

11/7

Входная контрольная работа.

1

Самостоятельная работа

12/8

Работа над ошибками

Последовательность предложений в тексте.

1

- Систематизировать и корректировать знания

13/9

Типы текстов.

1

 Практически различать текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы

14/10

Типы текстов: текст – описание, текст – повествование, текст – рассуждение.

1

15/11

Развитие речи.  Составление текстов  различных типов по рисункам.

1

Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение.

Главный помощник в общении – родной язык. (5 ч)

16/1

Главный помощник в общении – родной язык.

1

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать,

различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам

17/2

Основные языковые единицы, их особенности.

1

18/3

Простейшие наглядно – образные модели слов и предложений.

1

19/4

Контрольная работа по теме «Мир общения»

1

Самостоятельная работа

- Систематизировать и корректировать знания

20/5

Работа над ошибками.

Обобщение и повторение по разделу.

1

Звуки и буквы. Слог. Ударение. (65часов)

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами. (7ч)

21/1

Классификация гласных и согласных звуков.

1

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно - образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков

Получат возможность узнать:

-признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;

- названия и порядок букв русского алфавита.

Научатся:

- классифицировать звуки;

- находить буквы парных и непарных согласных звуков;

- самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами;

- записывать слова в алфавитном порядке;

- правильно писать имена собственные;

- пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, энциклопедиями;

- располагать слова в алфавитном порядке;

- определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;

- определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова;

- определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм;

- различать слова с буквами и и й, подбирать родственные слова с данными буквами;

- создавать текст-рассуждение;

- правильно переносить слова;

- ориентироваться в учебнике.

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- рассказывании о гласных и согласных звуках;

- различении гласных и согласных звуков и букв их обозначающих;

- классифицировании  гласных и согласных звуков по наглядно-образной схеме Звукограда;

- классифицировании согласных звуков: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные);

- назывании букв русского алфавита и объяснении значения знания  алфавита для работы с различными справочниками;

-  различении букв и и й;

- делении слов на части для переноса и знании правил переноса слов;

- орфографически верном написании слов с буквой э;

Регулятивные: 

1. определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

Познавательные:

Общеучебные:

-ориентироваться в учебнике

- формулировать  выводы в результате совместной работы класса и учителя

Логические:

- различать гласные и согласные звуки;

 -классифицировать согласные звуки: звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие(парные и непарные).

22/2

Алфавит. Роль алфавита.

1

23/3

Роль  гласных и согласных звуков в речи.

1

24/4

Передача звуков речи на письме.

1

25/ 5, 26/6

Правописание безударных гласных, парных согласных

 2

27/7

Понятие орфограммы.

1

Звук [й] и буква й. (2ч)

28/8

Звуки [й] и [и]

1

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й

29/9

Перенос слов с буквой й в середине слова.

1

Звук [э] и буква э. (1ч)

Научатся:

30/10

Звук [э] и буква э. Написание слов с буквой э.

1

Орфографически верно писать слова с буквой э

- составлять план текста и использовать его при изложении текста;

- орфоэпически верно писать слова с буквой э.

Твердые и мягкие согласные звуки. (7ч)

Научатся:

- различать твердые и мягкие согласные на основе их произношения;

- обозначать мягкость согласных  ь;

- составлять предложения со словами из словаря;

- различать слова с твердыми и мягкими согласными;

- подбирать родственные слова разных частей речи;

- переносить слова с мягким знаком;

- составление рассказа по серии сюжетных рисунков и вопросов к ним;

- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я;

- видеть орфограмму при списывании текста;

- пересказывать текст (по вопросам учителя);

- ориентироваться в толковом словаре;

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

-различении твердых и мягких согласных на основе их произношения;

-обозначении мягкости согласных звуков на письме двумя способами: с помощью мягкого знака и гласных букв е, ё, и, ю, я, которые стоят после буквы мягкого согласного звука;

- ознакомлении с позициями, в которых буквы  е, ё, и, ю, я обозначают два звука.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану .

31/11

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и с помощью гласных Е, Ё, Ю, Я, И. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью гласных Е,Ё,Ю,Я,И

32/12

Способы обозначения мягкости согласных  звуков на письме.

 Словарный диктант

1

33/13

Волшебный мягкий знак.

1

34/14

Перенос слов с мягким знаком.

1

35/15

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И.

1

36/16

Твердые и мягкие согласные звуки.

1

37/17

Две функции букв Ё, Е, Ю, Я, .

1

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн  (7ч)

38/18

Шипящие согласные звуки.

1

Писать слова с орфограммами жи- ши, ча-ща, чу- щу, ЧК, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными

Получат возможность узнать: шипящие согласные звуки.

Научатся:

- правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;

- объяснять, почему эти написания являются традиционными;

- образовывать слова и формы слов с данными буквосочетаниями.

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

-написании слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк,  чн, щ;

- объяснении , почему эти написания являются традиционными;

- образовании слов и форм слов с данными буквосочетаниями.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

Метапредметные:

 -Понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

_ понимать обучающую задачу дидактических игр;

_ принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

_ применять полученные знания для решения практических задач.

39/19

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

1

40/20

Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ.

1

41/21

Контрольная работа за I четверть

1

Самостоятельная работа. Письмо под диктовку.

42/22

Работа над ошибками.

Правописание слов с

буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

Систематизировать и корректировать знания

Писать слова с орфограммами жи- ши, ча-ща, чу- щу, ЧК, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными

Получат возможность узнать:

шипящие согласные звуки.

Научатся:

- правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;

- объяснять, почему эти написания являются традиционными;

43/23

Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

1

44/24

Повторение изученных орфограмм:  буквосочетания с шипящими согласными звуками

1

Слог. Перенос слов (3ч)

Получат возможность узнать:

- гласные звуки и буквы;

- способы деления слов на слоги и определения ударного слога в слове;

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- делении слова на слоги и определении  количества слогов в слове;

- объяснении роли ударения в слове и его постановки в слове;

- нахождении ударного и безударного слогов;

- нахождении в тексте слова с безударным гласным в корне;

45/25

Правила деления слов на слоги

1

Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам

46/26

Слог. Перенос слов.

1

47/27

Закрепление изученного материала.

1

Ударение. Ударный слог. (3ч)

Научатся:

- определять количество слогов в слове по количеству гласных звуков;

- делить слова на слоги для переноса;

- отличать алгоритм объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением;

- работать с орфографическим  и орфоэпическим словарями и видеть в этом необходимость;

- различать слова-омографы;

- списывать текст;

- проверять слова с двумя безударными гласными;

- прогнозировать содержание текста по его заглавию;

- правильно произносить слова с верным ударением как признак грамотной культурной речи  ;

- распределять слова с непроверяемыми написаниями по тематическим группам;

- записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

Познавательные:

Общеучебные:

- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью при:

- делении слова на слоги и определении  количества слогов в слове;

- объяснении роли ударения в слове и его постановки в слове;

- нахождении ударного и безударного слогов;

- работа с орфоэпическим  и орфографическим словарями  и объяснении их назначения;

- нахождении в тексте слова с безударным гласным в корне;

- нахождении и объяснении орфограммы и пользовании алгоритма ее проверки;

- подборе проверочного слова.

Логические:

- анализировать  смысловую связь между родственными словами;

- выбирать  проверочное слово из двух предложенных;

- группировать  слова в зависимости от места ударения.

48/28

Ударение.

1

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его назначение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки

49/29

Ударение. Ударный и безударный слоги.

1

50/30

Ударение. Ударный и безударный слоги. Тест.

1

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9ч)

51/31

Работа над ошибками.

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме. 

1

Уметь ставить ударение в слове,

находить безударные гласные звуки.

Подбирать проверочные слова

52/32

Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой е.

1

53/33

Родственные слова.

1

Подбирать родственные слова.

Находить в слове безударную гласную.

54/34

Подбор родственных слов для проверки безударного  гласного    в слове

1

55/35

Правописание безударных гласных.

Списывание.

1

56/36

Анализ работ.

Алгоритм проверки безударных гласных в слове.

1

Работа с деформированным текстом

57/37

Безударные гласные, непроверяемые ударением.

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём

58/38

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1

59/39

Правописание слов с безударными гласными.

Проверочная работа

1

Самостоятельная работа

                         Правописание слов с  непроверяемыми написаниями (2ч)

60/40

Работа над ошибками. Правописание слов с непроверяемыми написаниями

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемыми

написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарем.

Получат возможность:

 - применять правила правописания: непроизносимых согласных

Научатся:

-находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными).

 -писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

Логические:

- анализировать  смысловую связь между родственными словами;

- выбирать  проверочное слово из двух предложенных;

- группировать  слова в зависимости от места ударения.

61/41

Распределение  слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам.

1

Звонкие и глухие согласные звуки.  Их обозначение на письме (9ч)

Получат возможность узнать:

- звонкие и глухие  согласные звуки.

Научатся:

-различать звонкие и глухие согласные;

- проверять парный согласный звук в конце слова;- озаглавливать текст;

- нахождение парных согласных в сильной и слабой позиции;

- наблюдение за произношением и написанием парных согласных в конце слова;

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

-объяснении случаев обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами;

-нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание  парных по звонкости-глухости

согласных, непроизносимых согласных в корне слова) и способов ее проверки;

-  нахождении и объяснении орфограммы -слов с удвоенными согласными;

-орфографически верном написании слов с парными согласными, непроизносимыми  и удвоенными согласными.

- определении слов, не содержащих непроизносимые согласные.

62/42

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости - глухости согласными в корне слова.

63/43

Парные согласные.

Словарный диктант.

1

64/44

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

1

65/45

Непарные по звонкости-глухости согласные. 

1

66/46

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова. 

1

67/47

Способы проверки парных согласных в конце и в  середине слова.

1

- применять два способа проверки изученной орфограммы;

- составлять текст-доказательство  в процессе аргументации верности написания слов;

Получат  возможность узнать:

-   понятие и использование орфографического словаря

-  применение правил правописания

Научатся:

-находить в слове и

-объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными).

-писать

орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

Познавательные

Общеучебные:

-ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях; учитывать разные мнения, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Логические:

-группировка слов по изученным орфограммам;

- навык самоанализа своей работы и самоконтроля;

- коррекция выполненной работы.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию

68/48

Алгоритм  проверки парных согласных звуков.

1

69/49

Закрепление пройденного материала Проверочная работа

1

Самостоятельная работа

70/50

Анализ  работ. Повторение и закрепление по разделу. 

1

Слова с удвоенными согласными (3ч)

71/51

Слова с удвоенными согласными 

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

72/52

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

1

73/53

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Непроизносимые согласные. (3ч)

74/54

Непроизносимые согласные.

1

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными

75/55

Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными.

1

76/56

Контрольная работа за

1 полугодие.

1

Разделительный мягкий и твердый знаки. (9ч)

77/57

Работа над ошибками.

Разделительный мягкий знак.

1

Систематизировать и корректировать знания

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком

Научатся:

-наблюдать за употреблением разделительного твердого знака;

- находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком);

- писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком;

-писать поздравительные письма, объявление.

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- наблюдении за употреблением разделительного твердого знака;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком);

- написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем

78/58

Две функции мягкого знака в словах.

1

79/59

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного.

1

80/60

Написание поздравительного письма

1

81/61

Разделительный мягкий и твердый знаки.

1

82/62

Написание объявления.

1

83/63

Правописание слов с разделительным мягким  и твёрдым знаками

1

84/64

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

1

Самостоятельная работа

85/65

Работа над ошибками.

Повторение и закрепление  по теме «Разделительный мягкий и твердый знаки»

1

Систематизировать и корректировать знания

- писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком;

- нахождении в слове и объяснении орфограммы (правописание слов с разделительным мягким знаком);

- написании орфографически правильно слов  с разделительным мягким знаком.

Слово и его значение  (20 ч)

Что рассказало слово (4ч)

86/1

Что рассказало слово.

1

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко- буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым).

Получат  возможность узнать: 

- слово – как двухстороннюю единицу языка.

Научатся :

- различать в слове две стороны: звучание и значение;

- составлять  двусторонние модели слов;

- пользоваться лингвистическими словарями;

- распознавать имена собственные и нарицательные;

- объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова;

- различать синонимы и антонимы;

- объяснять семантику фразеологических оборотов и использовать их в речи;

- понимать язык как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

слово – как двухстороннюю единицу языка.

Научатся :

- различать в слове две стороны: звучание и значение;

- составлять  двусторонние модели слов;

- пользоваться лингвистическими словарями;

- распознавать имена собственные и нарицательные;

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов;

- пользовании лингвистическими словарями;

- распознавании  имен собственных и нарицательных;

- объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов;

- объяснении  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

- понимании  языка как знаковой  системы, выполняющей  функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем.

Познавательные:

Общеучебные:

- различении в слове две стороны: звучание и значение;

- составлении  двусторонней модели слов;

- пользовании лингвистическими словарями;

- распознавании  имен собственных и нарицательных;

- объяснении  принципа возникновения нескольких значений у одного слова;

- различении синонимов  и антонимов;

- объясни  семантики  фразеологических оборотов и использовании их в речи;

Логические:

- сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению;

- классифицировать слова по различным критериям;

- распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий , формировать свои мысли в

устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой

87/2, 88/3

Понятийное (обобщающее)

значение слова.

2

89/4

Разновидности толковых словарей.

1

Имена собственные и нарицательные (3 ч)

90/5

Правописание имен собственных.

Словарный диктант.

1

91/6

Правописание имен собственных

1

Распознавать имена собственные и нарицательные, различать их по функциям

92/7

Имена собственные и нарицательные.

1

Слова с несколькими значениями (2 ч)

93/8

Слова с несколькими значениями

1

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте

94/9

Многозначные слова.

Списывание.

1

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 ч)

95/10

Слова-омонимы.

1

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова

Слова, близкие по значению (синонимы) (3 ч)

96/11

Слова, близкие по значению (синонимы).

1

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях

97/12

Использование синонимов в речи.

1

98/13

Роль синонимов в речи.

1

Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 ч)

99/14

Слова, противоположные по значению (антонимы) 

Обучающее изложение.

1

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль

100/15

Анализ работ.

Закрепление изученного материала.

1

Устойчивые сочетания слов (1 ч)

101/16

Устойчивые сочетания слов

1

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи

Тематические группы слов (4ч)

102/17

Тематические группы слов.

1

Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов

 (действие и свойство) окружающего мира

103/18

Распределение слов по тематическим

группам.

1

104/19

Обобщение изученного материала.

1

105/20

Повторение раздела «Слово и его значение». Тест.

1

Состав слова (16ч)

106/1

Работа над ошибками.

Как собрать и разобрать слово

1

Наблюдать за строением слова на наглядно - образных моделях. Составлять наглядно - образные модели состава слова. Называть части слова

Получат возможность узнать:

- определения корня, приставки, суффикса и окончания.

Научатся :

- составлять наглядно-образные модели состава слова;

- называть части слова;

- находить корень слова;

- подбирать однокоренные слова;

- применять нужный алгоритм для проверки корня;

- доказывать родство однокоренных слов, объяснять общность их значения;

- называть части слова;

- находить корень слова;

- подбирать однокоренные слова;

- применять нужный алгоритм для проверки корня;

- доказывать родство однокоренных слов, объяснять общность их значения;

Научатся :

- выделять в слове приставку, суффикс

- образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса;

-разделять предлоги и приставки;

- правильно употреблять окончания и объяснять его роль для связи слов в предложении или в  словосочетании

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- определении корня, приставки, суффикса и окончания.

- составлении наглядно-образных моделей состава слова;

- назывании частей слова;

- нахождении  корня слова;

- подборе однокоренных слов;

- применении  нужного  алгоритма  для проверки корня;

- доказательстве  родства однокоренных слов, объяснении  общности их значения;

- выделении в слове приставки, суффикса;

- образовании  новых слов с помощью приставки и суффикса;

-различении предлогов  и приставок;

- правильном употреблении  окончания и объяснении  его роли для связи слов в предложении или в  словосочетании.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем

Познавательные

Общеучебные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей

- ориентироваться в учебнике и находить ответы в тексте, иллюстрациях

Логические:

- различать корни с омонимичным значением;

- доказывать родство однокоренных слов;

- объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твердого знаков.

Коммуникативные:

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий, формировать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать своё мнение и позицию;

-  составлять несложные монологические высказывания (устные и письменные),  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

107/2

Наблюдение за строением слова.

1

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня.

Систематизировать и корректировать знания

Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения

108/3

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1

109/4

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

110/5

Правописание безударных гласных звуков в корне слова Проверочная работа

1

111/6

Работа над ошибками. Повторение изученного.

1

112/7

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.

1

113/8

Приставка.

1

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков.

114/9

Правописание разделительного твердого

знака.

1

115/10

Разделительный твердый и мягкий знак.

1

116/11

Суффикс.

1

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи)

117/12

Роль суффиксов в речи.

1

118/13

Окончание.

1

Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении и словосочетании

119/14

Роль окончания для связи слов в словосочетании.

1

Правильно определять части слова.

Самостоятельная работа

Систематизировать и корректировать знания

120/15

Контрольная работа по теме «Состав слова».

1

121/16

Работа над ошибками.

Состав слова.

1

Части речи. (31ч)

122/1

Что такое части речи.

1

Определять части речи ( имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признакам и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приемы наглядно-образного и логического мышления

Получат возможность узнать:

названия частей речи.

Научатся :

 - определять части речи;

- правильно употреблять их

в речи;

- выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- находить в предложении глаголы и прилагательные  по вопросу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем существительным;

- определять число глаголов;

- применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Получат возможность узнать:

названия частей речи.

Научатся :

 - определять части речи;

- правильно употреблять их

в речи;

- выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- находить в предложении глаголы и прилагательные  по вопросу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем существительным;

- определять число глаголов;

- применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

-определении  частей  речи;

- выборе формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- нахождении  в предложении глаголов и прилагательных  по вопросу и общему признаку действия и признака и определении их связи с именем существительным;

- определении  числа глаголов;

- применении  алгоритма определения различия между предлогом и приставкой.

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

123/2

Части речи.

1

124/3

Грамматическое значение слов.

1

125/4

Имя существительное.

1

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами  литературного языка.

Систематизировать и корректировать знания

Определять число имён существительных

126/5

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

127/6

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

128/7

Контрольная работа

за III четверть

1

129/8

Работа над ошибками

Употребление заглавной буквы в именах собственных. 

1

130/9

Изменение имен существительных по числам.

1

131/10

Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа

1

132/11

Имя существительное. Проверочная работа

1

Самостоятельная работа

133/12

Анализ работ.

Глагол

1

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия.

Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.

Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

134/13

Тематические группы глаголов. 

1

135/14

Изменение глаголов по числам.

1

136/15

Глаголы и нормы речевого этикета.

1

Получат возможность узнать:

названия частей речи.

Научатся :

 - определять части речи;

- правильно употреблять их

в речи;

- выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- находить в предложении глаголы и прилагательные  по вопросу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем существительным;

- определять число глаголов;

- применять алгоритм определения различия между предлогом и

приставкой.

Познавательные

Общеучебные:

- Потребность в творческом самовыражении  

- Эффективно работать с учебной книгой

Логические

- классифицировать слова по частям речи;

- имена прилагательные на основе различий в их значении;

- редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

Коммуникативные:

- составлять несложные монологические  высказывания

- развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

_ классифицировать языковые единицы по различным критериям;

_ работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

_ понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

_ сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

_ работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

_ развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

_ классифицировать языковые единицы по различным критериям;

_ работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

_ понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

_ сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

_ работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

137/16

Изменение глаголов по временам

1

138/17

Роль глагола в речи.

1

139/18

Имя прилагательное

1

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными.

Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении.

Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением

140/19

Роль имен прилагательных в речи.

Словарный диктант.

1

141/20

Изменение имен прилагательных по числам.

1

142/21

Изменение имен прилагательных по числам.

1

143/22

Тематические группы имен прилагательных.

1

144/23

Обобщение знаний об основных частях речи.

1

145/24

Словесные средства создания  художественного образа

1

146/25

Имя прилагательное Проверочная работа

1

147/26

Работа над ошибками

Предлог, его роль в речи.

1

Систематизировать и корректировать знания

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

Получат возможность узнать:

названия частей речи.

Научатся :

 - определять части речи;

- правильно употреблять их

в речи;

- выбирать формы имен существительных из вариантов падежных окончаний;

- находить в предложении глаголы и прилагательные  по вопросу и общему признаку действия и признака и определять их связь с именем

существительным;

- определять число глаголов;

- применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

148/27

Правописание предлогов.

1

149/28

Различие написания

приставок и предлогов

1

150/29

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

1

151/30

Контрольная работа по теме «Части речи».

1

Писать под диктовку. Самостоятельная работа.

152/31

Работа над ошибками. Части речи

1

Систематизировать и корректировать знания

Коллективная и индивидуальная работа

Предложение. Текст (15ч)

153/1

Предложение

1

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст и изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами

Получат возможность узнать

- определять  главные члены  предложения, текста.

- типы предложений по интонации  и по цели высказывания;

- типы текстов.

Научатся:

- оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации;

- составлять предложения, разные по цели высказывания;

- находить главные члены предложения;

- составлять текст с изученными орфограммами;

- писать под  диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами;

- делить сплошной текст на предложения;

- писать записки, письма, приглашения.

Личностные: 

- положительная мотивация к предмету «Русский язык»;

- познавательный интерес к русскому языку при:

- определении: главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов;

- оформлении предложения на письме в соответствии с правилами пунктуации;

- составлении предложений, разных по цели высказывания;

- нахождении  главных  членов  предложения;

- составлении текста с изученными орфограммами;

- написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами;

Регулятивные: 

1.Определять цель учебной деятельности

2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками.

3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям.

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике при:

определении главных членов предложения, типов предложения по цели высказывания и по интонации и типов текстов.

- составлении текста с изученными орфограммами;

- написании  под  диктовку предложения и текста с изученными орфограммами;

- делении  сплошного  текста на предложения;

- озаглавливании текста;

- написании  записки, письма, приглашения;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

154,

155/

2,3

Главные члены предложения

2

156/4

Второстепенные члены предложения

1

157/5

Типы предложений по интонации и по цели высказывания.

1

158/6

Связь слов в  предложении.

Списывание

1

159/7

Анализ работ.

Связь и оформление предложений в тексте

1

160/8

Текст. Типы текстов

1

161/9

Записка как один из видов текста,

её особенности.

1

162/10

Письмо как один из видов текста, требования к его написанию.

1

163/11

Приглашение как вид текста, его особенности

1

164/12

Предложение. Текст. Проверочная работа

1

165/13

Анализ работ.

Повторение и закрепление по разделу.

1

166/14

Итоговая контрольная работа за год.

1

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Систематизировать и корректировать знания

167/15

Работа над ошибками

Обобщение по разделу «Предложение. Текст»

1

Повторение изученного за год (3ч)

168/1

Повторение. Слог и ударение.

1

-Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

Научатся:

- делить слова на слоги для переноса;

- называть части слова;

- находить корень слова;

- подбирать однокоренные слова;

- определять части речи;

- правильно употреблять их в речи;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи

- слушать и понимать речь других;

- проявлять творческую активность в процессе сотрудничества;

- выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий;

- соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание и терпение, уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы.

169/2

Повторение. Состав слова.

1

-Наблюдать за строением слова на наглядно - образных моделях

170/3

Повторение. Части речи.

1

-Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признакам и по вопросам; правильно употреблять их в речи


Примечание

Специальные условия системы оценивания для обучающихся с ОВЗ включают:

  1. особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  2. привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  3. присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  4. адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

  1. при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  2. при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  3. увеличение времени на выполнение заданий;
  4. возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  5. недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Русский язык 3 кл. А.В.Полякова

Тематическое планирование. Русский язык 3 кл. А.В.Полякова...

Тематическое планирование. Русский язык. 2 класс

Тематическое планирование по УМК "Перспектива"...

Тематическое планирование. Русский язык.1 класс.

Данное планирование составлено из расчёта 3 часа в неделю (для школ ы индивидуального и надомного обучения)....

тематическое планирование русский язык 4 класс

тематическое планирование составлено по учебнику М. С. Соловейчик "К тайнам нашего языка "4 класс из расчёта 5 ч. в неделю...

Тематическое планирование Русский язык 3 класс УМК Школа России

В данном материале находится разв1рнуттая рабочая программа по русскому языку 3 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой в двух частях. УМК Школа России....

Календарно-тематическое планирование.Русский язык. 4 класс

КТП по русскому языку в 4 классе. Школа России....