Тема: Буква “ь” после шипящих в названиях предметов. 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Суханова Наталья Викторовна

Тема: Буква “ь” после шипящих в названиях предметов.

2 класс.

 

Оборудование: иллюстрации: медведя, оленя, журавля; словари; маркер; кроссворд; перфокарты.

Цели:

  • знакомство учащегося с особенностями написания “ь” после шипящих имен существительных;
  • воспитывать интерес к предмету, любознательность;
  • развивать устную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _znak_v_nazvanii_predmetov_posle_shipyashchih.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель : Суханова Наталья Викторовна

МБОУ СОШ №14

Тема: Буква “ь” после шипящих в названиях предметов.

2 класс.

Оборудование: иллюстрации: медведя, оленя, журавля; словари; маркер; кроссворд; перфокарты.

Цели: 

  • знакомство учащегося с особенностями написания “ь” после шипящих имен существительных;
  • воспитывать интерес к предмету, любознательность;
  • развивать устную речь.

Ход урока.

1. Орг. момент.

     Давайте порадуем всех своими улыбками, правильными ответами и дружной работой. Улыбнулись друг другу и сели.

2. Сообщение темы и целей урока.

      Мы продолжаем изучать секреты русского языка.

3. Сравнение буквенных записей со звуковыми.

      Перед вами иллюстрации животных. Запишите ниже буквенные записи и транскрипции.

Трое, пожалуйста, к доске, а остальные в тетради.

-    Нет ли замечаний к записи?

-    Что общего в буквенной записи данных слов? (Во всех словах пишется “ь”.)

-    Для чего нужен “ь”? (“ь” не обозначает звука; ни к гласным, ни к согласным не   относится, а обозначает мягкость предшествующего согласного).

      Эти слова на “фонемное” правило, в них фонемы повелевают буквами.

-     А всегда ли ь знак используется по назначению?

4. Проблемная ситуация.

 РОЖЬ              НОЖ            Здесь ошибка. Мы знаем, что [ж], [ш] – всегда твердые, они не

                                               имеют пару по мягк. - твёрд., и если поставим “ь”, то звуки всё

[ РОШ ]          [ НОШ ]         равно останутся твёрдыми. Здесь не нужно писать “ь”.

  • Как убедиться? (проверить по словарю).
  • Что же получается?

      В слове рожь – согл. звук твёрдый, а “ь” пишется. В слове нож– согл. звук твёрдый, а “ь” не пишется.

-    Как же узнать, в каких словах пишется “ь”, а в каких словах не пишется “ь”?

     Это и есть наша тайна сегодняшнего урока.

5. Новая тема.

      Сейчас будем разгадывать загадки, а отгадки записывать в два столбика. В первый столбик – слова, отвечающие на вопрос - что? Во второй столбик – слова отвечающие на вопрос - кто?                                Оставьте первую строчку.

Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (ночь)

(Проверка на стр. 95 орфографического словаря.)

Чёрный проворный кричит “крак”, червякам враг. (грач)

(Проверка на стр. 37 орфографического словаря.)

В поле тычинка, золотая вершинка. (рожь)

(Проверка на стр. 144 орфографического словаря.)

Зимой нет теплей, летом нет холодней. (печь)

(Проверка на стр. 112 орфографического словаря.)

Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине и щука не проглотит. (ёрш)

(Проверка на стр. 45 орфографического словаря.)

Лесом катится клубок, у него в иголках бок. (ёж)

(Проверка на стр. 45 орфографического словаря.)

                                      р. (ж.), ч. (ед.)                    Чем похожи все эти слова?

ж.р.                         м.р.                                     1. Слова одной части речи – имена существительные;

ночь                       ёж                                         2. Ед. числа;

рожь                      ёрш                                       3. Нулевые окончания;

 

печь                       грач                                       4. Основа на шипящую;

      Найдите отличительную особенность в буквенной записи слов?

(В словах первого столбика пишется “ь”).

6. Работа в группах.

      Пронаблюдайте, в каких словах пишется “ь”, а в каких не пишется.

(В первом столбике – неодушев., во втором столбике – одушев.; отличие в грамматическом значении рода, в первом столбике слова – ж. р., во втором столбике – м.р.).

      Отметьте над словами первого столбика признак, по которому можно определить, что в этих словах пишется “ь”.

Вывод:

      На конце имен существительных ж. рода, ед. числа после шипящих пишется  “ь”. Секрет правописания “ь” – орфограмма.

7. Закрепление.

      На новую орфограмму даны слова в кроссворде.

Вопросы:

  1. Легкое непромокаемое пальто. (Плащ – м.р., без “ь”)
  2. Музыкант, играющий на трубе. (Трубач – м.р., без “ь”)
  3. Лесное сооружение из веток. (Шалаш – м.р., без “ь”)
  4. Отдельный предмет. (Вещь – ж.р., с “ь”)
  5. Человек, обладающий большой физической силой. (Силач – м.р., без “ь”)
  6. Суп со свёклой и другими овощами. (Борщ – м.р., без “ь”)
  7.  Хлебный злак. (Рожь – ж.р. с “ь”)

      - Какое слово заметили? (Правило)

8. Повторение.

1. Прочитайте пословицы, объясните смысл, и правописание “ь”.

      «Грач.. называет своего детёныша беленьким, ёж.. называет своего детёныша мягоньким».

      «Если собака дич.. упустила, так нечего ей на пень лаять».

      «Коза на капусте не сторож..».

 2. Перед вами работа ученика первого класса. Согласны ли вы?

      Мелочь, сторож, тишь, календарь.

9. Итог урока.

      Какое открытие вы сделали на уроке?

10. Д/з. по перфокартам.

Вы читали и писали

И на всё ответ давали

Ошибались – не беда,

исправлялись вы всегда.

                                           Всем спасибо за работу,

                                           Всем спасибо за старанье

                                           За ответы, за улыбки

                                           А гостям всем за вниманье.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Правописание мягкого знака после шипящих в словах - предметах и словах - действиях.

Данный урок направлен на формирование у учащихся умения правильной проверки нефонемных написаний  мягкого знака после шипящих в словах , называющих предметы и действия  Каждый этап урока сод...

Презентация: Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания (4 класс).

Презентация по русскому языку для 4 класса : Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать  выбор написания ....

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс

Конспект урока русского языка на тему "Написание букв О и Е после шипящих и Ц" 3 класс...

Урок русского языка в 4-м классе "Буква Ь после шипящей в глаголах 2-го лица единственного числа"

·         знакомить учащихся с новой грамматической ролью Ь знака с новой орфограммой;·         научить правильно, писат...

Конспект урока "Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы"

Технологическая карта урока для 3 класса по учебнику В.В. Репкина (программа Эльконина-Давыдова"Презентация к уроку....