Разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Мягкий знак в глагольных формах"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Еськова Наталья Александровна

На уроке формируются навыки правописания в глагольных формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl._russ.yaz_._myagkiy_posle_shipyashchih_v_glagolah.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс

Тема: Мягкий знак в глагольных формах.

Тип: урок-блок , изучение нового материала.

Цель: 

- создать условия для формирования умения  писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица, ед.числа  и глаголах на тся-ться; 

- отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце  слова  после шипящих в именах существительных,  именах прилагательных краткой формы.

- развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.

- формировать орфографическую зоркость в правописании личных окончаний глаголов;

- воспитывать чувство толерантности при работе в группах.

Планируемые результаты образования:

  1. Предметные: учиться находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, и глаголах на тся, ться; отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
  3. Познавательные: общеучебные -  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
  4.   Регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать,     сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль –различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
  5. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества –реализовывать  в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической  и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
  6. Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение  аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

 

Оборудование:  ИД;  учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2011;  рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самоанализ;
  • анализ;
  • контроль результата

                                          Ход урока.

1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу.

- Мы начинаем урок русского языка. Хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

Сл.№1.“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять”.

- На протяжении всего урока, вы сами себя будите оценивать по 5-ти бальной шкале, и записывать баллы в маршрутный лист. Максимальное количество баллов – 40 баллов.

-  В конце урока мы подсчитаем баллы и каждый получит отметку за урок.

Сл.№2 -Пусть девизом нашего урока станут слова: «Постараюсь все понять, буду грамотно писать».

2. Минутка чистописания.

Сл.3.- Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то, учит.л. , св.ркат., к.рабл., .гон., .л.бом, р.шат. , як.р. . (на слайде)

(Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.)

(Все слова пишутся с мягким знаком.)

-  На какие группы можно разделить слова?  ( Слова альбом, воробьи, корабль, огонь, пальто, тетрадь, учитель, якорь  - это имена существительные, слова сверкать, решать- глагол.)

- На какие группы можно разделить имена существительные? ( мужского, женского, среднего рода)

- Что можно сказать про слова воробьи? ( стоит во множественном числе)

-  Цепочку буквосочетаний  для чистописания вы составите самостоятельно. Расположите слова в алфавитном порядке, затем, используя первую букву каждого слова, запишите цепочку из первых букв и буквы ь.

Аь, вь, кь, оь, пь, рь, сь, ть, уь, яь.

- Запишите соединения.

Сл.3.- Проверьте .

- Каких соединений нельзя увидеть в словах? (аь, оь, уь, яь)

- Почему? (ь стоит после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я, и. – разделительный и после согласных – показатель мягкости)

- Спишите  слова, располагая их в алфавитном порядке.

( альбом, воробьи, корабль, пальто, решать, сверкать, тетрадь, учитель, якорь)

Сл.№3 - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.

- Кто допустил ошибки, исправьте зеленой ручкой.  (правильно записанные слова на слайде)

- Оцените работу. (ставят зеленой ручкой оценку)

- Кто получил «5», «4», «3»?

Миниитог

- Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?

Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале. Запишите баллы в маршрутный лист.

Синтаксический разбор предложения

- Запишите предложение для разбора : (1 человек у доски самостоятельно).

Яркий  луч солнца пробил тяжёлые тучи  и  прогнал темную ночь.

(объясняет все орфограммы, вспоминаем правила написания)

 Морфологический разбор : (по вариантам , 2 чел у доски)

1 вар – Яркий луч- прил, н.ф. яркий, кач, ед.ч, м.р, И.п, опред

2 вар – прогнал ночь – сущ, н.ф.-ночь, неодуш, нариц, ж.р, 3 скл., В.п, ед.ч., доп.

-

Миниитог

- Проверьте работу. Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?

Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале. Запишите баллы в маршрутный лист.

Сл.№4.- Какую роль в русском языке выполняет ь знак. (на слайде)

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм. (ж.р, 3 скл)

3. Актуализация знаний.

- Над какой большой темой мы работаем? (глагол)

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем о глаголе: (на слайде)

  • Часть речи – глагол
  • Обозначает – действие предмета, состояние
  • Правописание глаголов с частицей не – частица не  с глаголами пишется раздельно
  • Вид глагола – совершенный что сделать, несовершенный – что делать?
  • Начальная форма глагола – отвечает на вопрос что делать, что сделать, имеет суффиксы ть, ти, чь.
  • Глагол имеет личную форму и неопределенную

1.Работа по карточкам.

- Перед вами лежат карточки. Работа в парах. ( 1 пара  у доски)

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на  группы .

Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), улыбат(ь)ся,  колюч(ь), плащ(ь), везёш(ь), улыбает(ь)ся.

Сущ. Ж.р.

Сущ. М.р.

Сущ в форме Р.П, мн ч.

Кр.прил.

Глаголы

Молодежь

Кирпич

Жду встреч

Хорош

Беречь

Речь

Морж

Много задач

Колюч

Отрежь

Плащ

Улыбаться

Везешь

Улыбается

- Как вы распределили слова?

- Какое основание для определения групп слов?

- Обозначьте правило правописания орфограммы в  словах каждой  группы.

1 гр- сущ ж.р, пишем ь, 2 гр – сущ м.р, не пишем ь, 3гр – сущ в Р.п. мн.ч, не пишем ь, 4гр- краткие прил, не пишем ь, 5 гр – глаголы –

2. Миниитог.

- Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с шипящими на конце разных частей речи? (правила правописания)

- Оцените свое знание изученного материала и результат работы на данном этапе работы.

- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

- Над чем нужно поработать?

-Какая группа слов вызвала противоречие?

-Какой частью речи являются слова? Как вы определили, что это глаголы?

- Почему возникло противоречие?

- Сформулируйте тему урока.

- На некоторое время отложим наши карточки и вернемся к ним позже.

5. Сообщение темы урока

Сл. №5 - Тема урока: «Правописание ь знака в глагольных формах».

  1. Объяснение нового материала.

- Сейчас мы поработаем в группах. Групп три. Каждая группа получает свое задание. Время работы 5 минут.

1-я группа -  

- Прочитайте задание, проанализируйте и сделайте выводы и сформулируйте правило.

Прочитай . Определи, какой частью речи являются выделенные слова?  Пишется ли мягкий знак после шипящих на конце слов?

Сделай вывод. Сравни свой вывод с выводом в учебнике с. 108.

Семь раз отмерь – один отрежь. 

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечешь.

Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

( во всех глаголах после шипящих пишется мягкий знак)

   

    2-я группа -

- Прочтите задание на карточке, выполните его, сделайте выводы.

Прочитай. Попробуй определить, когда пишется ца, когда тся? Обрати внимание, какой частью речи являются выделенные слова.

Солнце садится, струится водица,

Птица синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьется –

Славно сегодня  звенится-поётся.

( в именах существительных пишется ЦА, в глаголах, которые отвечают на вопрос что делает? Что сделает? Пишется сочетание ТСЯ, без ь знака)

      3-я группа –

- Прочтите задание на карточке, выполните его, сделайте выводы.

Прочитай. Попробуй определить, когда пишется ться когда тся? Поставь вопросы к выделенным словам.

Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

Волков бояться – в лес не ходить.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  1. Проверка выполнения заданий.

- Проверяем. Итак, 1 –я группа что вам удалось выяснить?

2-я группа, 3-я группа.

- Вернемся к пятой группе слов

Беречь

Отрежь

Улыбаться

Везешь

Улыбается

- Вы сможете открыть скобки?

- Как напишите глаголы данной группы? (глаголы напишем с Ь знаком на конце)

- Исправьте ошибки.

Миниитог.

- Оцените результат своей работы на пройденном этапе.

- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

- Над чем нужно поработать?

Физминутка

Мы много работали, давайте отдохнем. Поиграем в игру «Будь внимательным».

- Контролируйте свои действия , чтобы в конце игры вы могли оценить свой результат.

- Я называю слово, если Ь знак пишется – стойте, если отсутствует – присядьте.

Сидишь, мяч, рожь, стеречь, хорош, думаешь, плывёшь, много туч, оторвёшь, могуч, глушь.

  1.  Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику

А) - Откройте с.108, выполним упр.№1 . Прочтите задание. 1 доски 1 человек

- Итак: 1 ст- нач форма , 2 ст- 2 л, ед.ч. , 3 ст-глаголы , выражающие просьбу, приказ,  совет – это повелительное наклонение глаголов.

Нач. форма                             2 л, ед.ч. (ты)                     пов.накл.

Стричься                                 идешь                                 не плачь

Беречь                                       учишь                                назначь

  испечь                                     говоришь                           спрячь

помочь                                     сидишь                              порежь

   прилечь                                    поешь                              намажь

                                                   кричишь

- Каким правилом мы пользовались? ( во всех глагольных формах после шипящих пишется ь знак)

Б) самостоятельная работа.

- Откройте с.116, выполнение упр №2 в парах.

Красна (кто?) девица, любит (что делать?) учиться, нужно (что делать?) торопиться, (кто?) спутница, (что делает?) удивляется, (что делать?)удивляться, (кто?) красавица, (кто?) синица, ( что делает?)улыбается, (что?) больница, (что делает?) случается, (что может сделать?) может случиться, давно (что делает?) готовится, начинает(что делать?) готовиться.

- Проверим, внимание на доску.

Миниитог.

- Оцените результат своей работы на пройденном этапе.

- Поднимите руку тот, у кого были затруднения.

- Над чем нужно поработать?

Б) Работа в группах.    

- Мы сегодня много узнали о правописании глаголов, поработаем в группах и составим себе памятку о правописании слов с Ь знаком.

Ь пишется                                                      

ь не пишется

У сущ. ж.р.после шип.      

У сущ. М.р. после шип.

У всех  глаголов после      шипящих

У кратких форм имен прил.

У глаголов, отв. на            

вопрос что делать? Что сделать?

У сущ. в Р.п. множ.числа      

У глаголов, отвечающих на вопрос что делает? что сделает?

  1. Рефлексия.

- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение (на слайде)

  1. сегодня я узнал…
  2. я выполнял задания…
  3. я понял, что…
  4. теперь я могу…
  5. я понял, что…
  6. я научился…
  7. я попробую…

-Оцените свою работу. Подсчитайте количество заработанных баллов.

- Кто набрал наибольшее количество баллов?

Д\з: 1 вар: составить карточку с пропущенными орфограммами  соседу по парте ( не менее 20 слов ) на правописание Ь знака.

2 вар: с.112, упр. 5

-Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать.  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)

Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий "Понятие о временных формах глагола". 3 класс.

В данном материале представлено использование здровьесберегающих технологий на примере урока руского языка....

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

конспект урока по русскому языку 2 класс. Разделительный мягкий знак

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);Выявлять и корректировать причины собственного затр...

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».

Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;Задачи:Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить прави...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс ПНШ Написание безударных суффиксов в форме прошедшего времени

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУДЦель: формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; учиться писать безударные личные окончания глаголов; развитие орфографической зорк...

Урок по русскому языку. 2 класс Правописание мягкого знака на конце слова.

Конспект урока по русскому языку    Правописание мягкого знака на конце слова....