Технологическая карта урока по теме Буква ж , звук {ж}.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ионова Светлана Ивановна

Данный урок разработан по программе "ПланетаЗнаний" 1класс с использованием ИКТ и  учебно-игрового пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskaya_karta_uroka_na_temu_bukva_zh_i_zvuk_zh_.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     предметные:

  • познакомить  с буквой  Ж ж и звуком   [ж];
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

метапедметные:

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свои действия

Личностные:

высказывать своё мнение

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, , образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. Оно начинается с улыбки. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу успеха. Я думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Желаю большого успеха во всем и везде. Здравствуй. (игра пальчиками ладошки)

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Сегодня мы снова совершим путешествие в страну Знаний и посетим город Алфавитинск. Но чтобы попасть в этот город, надо быть очень внимательным, активным на протяжении всего урока..

Кто проживает в городе?

 Сколько всего букв в русском языке?-Чем отличается звук от буквы?

Ребята, вспомним на какие 2 группы делятся все звуки ? (Гласные и согласные).

Как отличить гласные звуки от согласных?

- Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

- Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Почему согласные звуки живут на 1 и 2 этаже?

Чем они отличаются?

 

Положите в сундук на доске.

В левый сундук кладем буквы, которые слышатся гласными звуками, а в правый с согласными звуками.

(Дети видят что осталась одна буква)

В чем возникло затруднение?

А кто знает ребята как называется данная буква.

Сегодня мы познакомимся с буквой Ж и примем  правильное решение в какой из мешочков ее положить.

Гласные и согласные

Гласные поются и тянутся , а согласные нет

Ударные и безударные.

Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.

 

Можем ли мы соотнести данную букву к одной из групп

Эту букву еще не изучали.

« Же»

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

 Ребята, на кого или на что похожа буква Ж

Действительно

 Эта буква широка и похожа на жука,

и при этом точно жук издает жужжащий звук.

1. сконструировать в парах букву Ж

. Что общего с жуком?

Каких жуков вы знаете?

Почему так называются ?

Это МАЙСКИЙ ЖУК. Крупное насекомое размером 4 см, Появляется в мае, поэтому майский Питается листьями и корнями . Занесен в красную книгу Мордовии.

4. Постановка учебной задачи, определение темы урока

- -Сформулируйте тему урока

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Создание проблемной ситуации

Ребята, у нас появилась проблема.  Жители города прислали нам телеграмму, в которой написано Ж- звук, особенный.

Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

  На снежинку, на жука.

 (Слайд)

Наберем воздуха

И  пожужжим.

Работа на математическом планшете.

( Слайд)

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

-учиться отличать звук {ж} от других звуков.

-учиться читать слоги, слова,

-тексты с новой буквой.

 

Слайд

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения(«открытие» нового знания).

1. Составление плана решения проблемы.

Давайте составим план исследования.

1.Согласный или гласный

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

2. Характеристика звука [ж].

РАБОТА В ПАРАХ:

- Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)

- Какой это звук? (согласный)  Почему?

- Положите ручку на горлышко и произнесите звук Ж 

- Как произносится звук? (звонко)

- Послушаем, как произносится звук в словах.

Игра «Поймай звук».

ПРАВИЛА:

 Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопните и запомните это слово. Будьте внимательны.

       Пиджак, рубашка, пижама, шарф, жилетка, шапка , шорты, бриджи, брюки, джинсы.

- Повторите мне эти слова Как можно назвать их одним словом? .Как  произносится звук в этих словах? как обозначается твердость звука

-А мы можем произнести звук мягко, попробуйте. Попробуйте  подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

Совершенно верно Звук Ж всегда твердый , мягкой пары у него НЕТ.в этом и заключается его особенность.

Итог на слайде.

Так в какой сундучок мы положим букву Ж ?

Жук нам показал только одну букву. Но у буквы ж есть пара (показ карточки Ж, ж)

Когда слова начинаются с большой буквы Ж?

Образ мы её создали,

Вывешивается план на доску.

Открывается на ленте букв

 Пиджак, бриджи, жилет, джинсы. Одежда

Звук ж произносится твердо.

Звука Ж мягко не сущуствует

Вывод

Опрашивают 5 человек

Общая характеристика

(букву Ж кладут в правый сундучок)

Познавательные:логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

                                         

физминутка

 

- Чтение слогов с буквой  Ж

- Составьте слов со слогом ЖА в которых пишется

(делают устно, затем проверяем) на доске

ЛОЖА-отдельное место в зрительном зале театра, стадиона на нескольно человек.

Физминутка «Весёлая зарядка»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Прочитайте слова в которых также встречается буква Ж

-Девочки , прочитайте, пожалуйста, слова 1 столбика

(обьясняют значение слова ЖАРА)

- Мальчики прочитайте слова 2 столбика.

-Можно выделить общую часть

К каким словам я могу задать вопрос КАКОЙ?

- Подставьте слова к  жаркий ……

                                    дружный …….

  Что значит дружный класс?

Прочитайте слова третьего столбика и попробуйте обьяснить их

Сейчас я прочитаю вам текст, в котором вы встретите уже знакомые слова. Подумайте о ком этот текст

 (читает учитель).

О ком текст?

Жужжащим чтение прочитайте еще раз текст и определите количество частей

Сколько частей?

Прочитайте 1 часть обрати внимание, что звук должен быть протяжным и безотрывным

-почему окна комнаты были токрыты

-Что произошло с жуком. Предположите, что он стал делать.

Назовите.

Прочитайте 2 часть

-Почему же девочка выпустила жука?

-Девочка спасла жукаКак бы поступили Вы? Почему?

-Только ли животные требуют внимания и заботы? А человек?

-Как можно назвать поступок девочки?

Этот поступок был совершенн с какой выгодой?

-Как бы вы озаглавили этот текст?

А как бы поступили Вы?

Народная пословица гласит

ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА. Как вы понимаете пословицу

Ребята, когда Вы совершаете хороший поступок, что вы испытываете. От счастья мы с вами светимся словно солнышко, озаряя все кругом солнышно

Физминутка.

(Слайд) фронтально.

Выведены на доску

Слова сходны по смыслу, являются родственными.

ЖАР, ДРУЖ

……..

(рассуждения детей)

Что мы будем такие же

Жужжал (издавал  частыми взмахами крылышек гудение и жужжание)

Жалобно( просить о помощи, о жалости, сочувствия к себе)

Текст о майском жуке.

(Слайд о майском жуке)

1 часть. Жук в беде

Выбираться, но ничего не получалось.

Ей стало жалко жука, он просил ее о помощи.

К любому маленьким , беззащитным животным всегда нужно относиться с заботой, любовью, сочувствием.

Добрым , хорошим поступком.

Нет, от чистого сердца

Спасение жука.

Вывод Нужно по доброму, с любовью , от  чистого сердца относиться ко всему живому. , маленькое это существо или большое. Человек должен всегда испытывать ЖАЛОСТЬ, сочувствие к слабым, беззащитным, к братьям своим младшим , к людям.

Счастье ,радость, что ты сделал кому то хорошо

 (слайд)

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

8. Рефлексия

Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2.Беседа:

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- С каким звуком познакомились на уроке? Какой буквой обозначается этот звук?

- Что вы узнали нового?

- Какие задания вы сегодня выполнили?

- Возникали у вас затруднения?

-Поднимите руки и покажите звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

На уроке я узнал……………

На уроке я научился…………..

На уроке мне понравилось……………

Мне было трудно………….

Оцените свою работу на уроке.

- Солнышко,если вам было интересно, все понятно, .

- Если у вас иногда возникали сомнения  или не разобрались в теме . покажите тучку.

 Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация +технологическая карта урока по теме "Буква Б"

Презентация +технологическая карта урока по теме "Буква Б" по программе ПНШ....

Технологическая карта урока по теме Буква Юю

Технологическая карта для 1 класса...

Технологическая карта. Урок музыки.Тема: Цвет и звук:"Музыка витража"

Урок муыки 4 класс, на тему Цвет и звук: "Музыка витража". УМК "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п" Батищева Н.С

Технологическая карта урока русского языка "Буква Пп, звук п"  Батищева Н.С...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буквы обозначающие согласные звуки. Знакомство со звуками [м],[м‘] с буквами М, м» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование представления о звуках [м],[м‘]и буквах М, м.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить детей с н...